Форма политического режима – совокупность приемов, способов и методов осуществления государством политической власти в стране.

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и истории государства и права

(наименование кафедры)

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

теории и истории государства и права

майор внутренней службы

Немченко С.Б.

”_____” _____________ 2011 года

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «Теория государства и права»

по специальности 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

Тема № 6. Понятие и элементы формы государства

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ______от

«______» _______________ 2011 года

Санкт-Петербург

I.Учебные цели

1.Дидактическая:сформировать у курсантов четкое представление об основных общих закономерностях ис­торического движения и функционирования государства и права

2. Образовательная:изучитьпонятие, значение и элементы формы государства, показать их многообразие в современном мире, проследить особенности их проявления в государственности современной России.

3. Воспитательная:воспитание у курсантов правосознания и чувства гордости за Родину, формировать у обучаемых знания, умения и навыков, позволяющих решать задачи, стоящие перед юридическими и иными службами ГПС МЧС России

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Общее понятие формы государства. 2. Форма правления. 3. Форма государственного устройства. 4. Типология политических режимов.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ        

III. Литература

Основная

1.Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 3-изд., перераб. и доп.М.: ЭКСМО, 2008 .

2.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2007.

3.Ромашов Р.А. Теория государства и права: тематический словарь. СПб.: Фонд «Университет», 2005 .

4.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интерстиль: М: Омега - Л, 2006.

Дополнительная

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2003.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Новый Юрист. 1998.

3. Григонис Э.П. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. СПб.: МИЭП. 2004.

4.Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»».1999.

5. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: учебник. Барнаул: «Алтайский полиграфический комбинат». 2007.

6. Теория государства и права: лекции / И.В. Упоров, О.В. Старков, Л.П. Рассказов. М.: Экзамен. 2007.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, DVD- компьютерная техника.

Y. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 6 «Понятие и элементы формы государства».

Любое государство есть единство его сущности, содер­жания и формы. Чтобы оно активно функционировало, что­бы качественно и слаженно действовал его механизм, тре­буется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильи­на, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, что­бы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Общее понятие формы государства.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Форма государственного (политического) режима.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

1. Понятие и элементы формы государства

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособлен­ности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организую­щей и управленческой деятельности.

Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способству­ет установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного стро­ительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просче­ты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми полити­ческими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными по­терями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обра­щаться к накопленному международному опыту, избегая шаблонов и стереотипов.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих:

· Порядок образования и организацию высших органов государства;

· Территориальное устройство государства;

· Приемы и методы осуществления государственной власти (политический режим).

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, формы политического режима.

Форма правления – организация верховной государственной власти в стране: структура высших органов государственной власти и управления, порядок их образования и принципов деятельности, распределения компетенции между ними и принципов взаимоотношений друг с другом.

Форма правления характеризует порядок образования и организа­ции высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, то есть эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правле­ния государства подразделяются на монархические и республикан­ские.

Форма государственного устройства – административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (фе­деративные и конфедеративные).

Форма политического режима – совокупность приемов, способов и методов осуществления государством политической власти в стране.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государ­ственного властвования различают демократические и авторитарные политические режимы.

В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, по мнению М.Н. Марченко, категория политического режима больше ха­рактеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, то есть всех субъектов по­литической системы, использующих богатую палитру средств власт­вования. Государство же для осуществления своей организующей де­ятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процес­сов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойст­вам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и много­образна. Конкретные государственно-правовые явления служат внеш­ним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и про­странстве.

Факторы, влияющие на особенности формы конкретного государства:

1. Существенные черты той или иной формы государства нельзя по­нять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных от­ношений, которые сложились на данной ступени экономического раз­вития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с рес­публикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные ин­струменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

2. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между бур­жуазией и феодалами, следствием которого стала консти­туционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

3. На форму государства влияют национальный состав, ис­торические традиции (примером могут послужить монархические тради­ции в Великобритании и Японии), территориальные размеры страны, а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения, и другие факторы. Небольшие по территорий государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И. А. Ильин, – предъявляет к государ­ственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». Со­бытия в Югославии, сложная ситуация в бывших республи­ках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет оди­наковых народов, и не должно быть одинаковых форм и кон­ституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опас­но и может стать гибельным».

4. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономичес­ких, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно разви­ваться в международной изоляции. В этой связи происходитизвестнаяадаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах вза­имодействуют форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем форми­руются, например, высшие органы государства при наслед­ственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формирова­нии.

Существуют две основные формы правления – монар­хия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компе­тенции.

Монархия (гр. Monarchiu – единовластие) – форма правления, где высшая государствен­ная власть принадлежит единоличному главе государст­ва – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), ко­торый занимает престол по наследству и не несет от­ветственности перед населением.

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена конституцией.

Признаки:

– верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю (королю или шейху): он издает законы; назначает чиновников без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением;

– монарх руководит органами исполнительной власти;

– контролирует правосудие;

– отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

При неограниченной (абсолютной) воля монарха – ис­точник права и закон; по Воинскому уставу Петра I госу­дарь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Абсолют­ная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного пре­одоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее вре­мя к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока –Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ог­раниченным относятся сословно-представительная монархия (наличие при монархии сословных учреждений – Земских соборов, Кортесов, Генеральных штатов) и современная конституционная монархия (Вели­кобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

К видам конституционной монархии относятся:

Дуалистическая или двойственная Парламентская
Возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти Чисто буржуазная форма правления. Ее наличие обусловлено историческим стечением обстоятельств (сила традиций, особенности политического противоборства различных сил и т.п.)
Признаки: Признаки:
1. Наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. 1. Наличие праламента.
2. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. 2. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах.
3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. 3. Ни парламент, на правительство перед монархом не ответственны.
4. Монарху принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной. Это выражается в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Одновременно монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих законы, либо имеющие даже большую нормативную силу по сравнению с ними (Иордания, Марокко). 4. Монарх «царствует, но не правит».

Имеют место выборные монархии (Малайзия, где глава государства – монарх – выбирается на 5 лет султанами штатов данного государства). В ОАЭ существует своеобразная «коллективная монархия» (Совет 7 эмиров).

В историческом контексте можно говорить о существовании:

– Древневосточной монархии – Вавилон, Индия, Древний Египет;

– Римской централизованной монархии – Рим в I – III вв. до н.э.

– Средневековой раннефеодальной монархии – Древнерусское государство, монархия Меровингов;

– Сословно-представительной монархии – Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании;

– Абсолютной монархии – Франция при Людовике XIY, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия;

– современной конституционной монархии – Великобритания, Дания, Япония.

Республика (лат. Respublika – общее дело, государство) – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответствен­ность перед избирателями.

Республика – это форма правления, при которой государственная власть делегируется народом коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу власти, избираемому на определенный срок.

Республике присущ демократичный способ образова­ния верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечи­вать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдержи­вание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­ности.

В современном мире республика стала наиболее распространенной формой государст­венности. Она представлена двумя ее основными разновидностями – парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров). Различаются они, главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – пра­вительство несет ответственность.

Парламентская (парламентарная) Президентская
Признаки: Признаки:
1. Верховенство парламента. 1. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или голосования выборщиков.
2. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. 2. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом тре­бовать отставки правительства. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов. Тогда они уходят в отставку. То есть Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. 3. Правительство несет ответственность только перед президентом, парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом.
4. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). 4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом, но не имеет права роспуска парламента.
5. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. 5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства. Президент – глава государства, представляет страну на международной арене.
6. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. 6. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и про­тивовесов (США, Сирия, Зимбабве).

Последние десятилетия показывают, что классические формы пар­ламентской и президентской республик не всегда способствуют согла­сованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политичес­кой системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государствен­ности. Это выражается в том, что на основе демократизации политичес­ких режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не на­следует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в неко­торых современных республиках при тоталитарных режимах проявля­ется монархический признак – несменяемый глава государства.

Достаточно широкое распространение и признание получила прак­тика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в пар­ламентской республике создаются полупрезидентские, полупарла­ментские республики. В дополнение к президентской республике президент имеет право роспуска парламента, а парламент – право вотума недоверия правительству. К таким странам можно отнести: Австрию, Ир­ландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособ­ность правительства за счет его подконтрольности парламенту при ус­ложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

В ряде стран Латинской Америки существуют суперпрезиденские республики(с обширными полномочиями глав государства).

Социалистическая государственность по своей сути может сущест­вовать только в форме республики. Впервые социалистическая респуб­лика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просущест­вовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели кото­рых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались постро­ить государство трудящихся.

Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к

управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической пар­тии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.

Народно-демократическая республика как форма социалистичес­кого государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х – начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализ­ма, устанавливалось монопольное правление коммунистических пар­тий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догмати­ческую по содержанию политику марксистско-ленинского государст­венного строительства.

Наши рекомендации