Этническое многообразие современного мира
История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно& стей. Современное человечество представлено всем многооб& разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне& деятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.
|
Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств изве& стно точно — 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).
Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века — уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла& гают классифицировать народы мира. Основания классифи& кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).
Географическая классификация вам хорошо известна: вы& деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на& роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.
Языковая классификация дает представление об этниче& ском родстве народов и общих истоках происхождения раз& личных культур. Она основана, во&первых, на представле& нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во&вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно&языковой близости с дру& гими народами. В&третьих, родство между языками и куль& турами более отдаленного типа, которое определяется поня& тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.
Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас& пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал& тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин& доарийские я з ы к и . Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.
Сегодня считается доказанным родство большинства язы& ковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит& ско&хамитской), картвельской (грузинской), индоевропей& ской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Суще& ствует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока толь& ко гипотеза.
Антропологическая классификация основана на принци& пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.
|
Вместе с тем существует бесспорная реальность физическо& го (телесного) разнообразия людей. Различия между физи& ческими типами людей обычно называют расовыми. Выде& ляются четыре большие расы — европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско&американская раса), негроиды (африканска я раса) и австралоиды (океанийская раса).
Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чис& тых» рас не существует: все они обнаруживают массу при& знаков смешения. Не случайно в наши дни в составе боль& ших рас принято выделять 25 малых.
У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский по& эт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пуш& кин — это наше все!») — потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» — Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А же& ной Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка — Хрис& тина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом ми& ре «чистых» рас нет.
Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше
130 наций, народностей и этнических групп. Самый боль& шой этнос — русский (около 120 млн из 140&миллион& ного населения России), а самая малая этническая общ& ность — керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны про& ходит граница между ареалами (областями распростране& ния) двух больших рас — европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII—XIV вв. перешло значи& тельное количество выходцев из Золотой Орды, ставших ос& нователями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и бра& ли себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы — в целом несколько сот дворянских родов, имев& ших тюркские корни. При этом россияне никогда не были расистами или националистами — людьми, не приемлющи& ми представителей какой&нибудь расы, этноса, нации. Пато& логические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой стал&
|
киваемся сегодня, — это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной де& ятельности нечистоплотных политиков, преследующих ко& рыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нару& шаются конституционные права человека.
НИ Основные понятия:этнос, нация.
ЯННТермины:национальность, национальный менталитет,
национальные традиции и ценности.
Проверьте себя
1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в на& шей науке? 2) Чем различаются определения понятия «эт& нос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) По& чему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утвержда& ют, что национальный менталитет — это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? По& чему философ называл их сверхнациональными? 7) Что слу& жит подтверждением этнического многообразия современно& го человечества?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Персидский поэт и философ Саади (1210—1292)писал:
Все племя Адамово — тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек, —
Так скажут ли люди, что ты человек?
Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Со& гласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясни& те свою позицию.
2. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные традиции, национальная кухня, национальный доход, вало& вой национальный продукт, национальные особенности, Национальный филармонический оркестр России, многона& циональный народ России. Понятие «национальный» ис& пользуется здесь в разных смыслах, поскольку разную трак& товку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком смысле надо понимать каждую из этих формулировок.
3. В состав традиции специалисты включают обычаи, ри&
туал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои
|
тельности приведите примеры.
4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной на& циональной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этно& лог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на тер& ритории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приво& дит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хача& турян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по&армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не толь& ко по культуре, но и по самосознанию является русским.
Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями эт& нической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный от& вет. А вы какого мнения? Объясните.
Поработайте с источником
Русский историк В. О. Ключевский (1841—1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему ма& ло удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться без& временным, нежданным ненастьем. Это заставляет велико& русского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».
Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. — М., 1987. — Т. 1.— С. 315.
^Н Вопросы и задания к источнику. 1)В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сфор& мировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказыва& ют современные условия жизни?
|
Вспомните:
что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об& становку в стране и в мире? В чем заключается сущ& ность социального конфликта?