Истоки европейского чуда. Власть и общество
Вопросы и задания
1. Что такое феодальная иерархия?
2. Охарактеризуйте положение зависимого крестьянства. Чем феодальный крестьянин отличался от раба? Почему жители городов тоже были зависимы от феодалов?
3. Какие общности существовали в различных классах и слоях западноевропейского общества? Что такое корпоративизм? Какую роль он сыграл в формировании сословий? Что требовалось для оформления какой-либо большой общности в сословие? Сколько сословий образовалось в западноевропейском обществе?
4. Что такое сословно-представительная монархия? Как в ней реализовался «диалог» власти и сословий? Все ли сословия были равноправны?
5. Объясните, почему государственная власть в Западной Европе была вынуждена идти на компромиссы с обществом? Можно ли назвать средневековую демократию демократией в истинном смысле слова? Почему?
Духовный мир средневековья.
Вопросы и задания
1. Что такое теология? Что изучали средневековые теологи?
2. Какую роль в развитии западноевропейской теологии сыграло наследие античности? Что облегчало доступ к изучению античной философии?
3. Как богословы-рационалисты решали вопрос о соотношении веры и разума? Кто были их противники? Какое значение имел рационализм для развития культуры Запада в целом? Сравните точки зрения Сигера Брабантского и Фомы Аквинского по поводу веры и разума. Кто из них был более последовательным рационалистом?
4. Какими способами церковь воздействовала на сознание масс? Почему шла на уступки массовому сознанию?
5. Как средневековый человек представлял себе мир, свою жизнь и смерть? Как на эти представления повлияло христианство? Приведите примеры.
6. Какие традиции народной культуры сохранялись в эпоху средневековья? В чем народная культура противостояла учению церкви? В каких слоях общества она была популярна? Какие темы были главными в светской литературе? Кем она создавалась? Что отличало светскую литературу от церковной?
7. Какие западноевропейские ереси вы знаете? Какие идеи проповедовали еретики? Только ли из-за религиозных разногласий их преследовали?
Европа на пороге нового времени.
Вопросы и задания
1. Когда Западная Европа вступила в переходную эпоху? Какие новые процессы в эту эпоху развиваются? Можно ли сказать, что средневековье было преодолено полностью? Подтвердите свой ответ примерами.
2. Расскажите о важнейших географических открытиях. К каким последствиям привела «встреча» цивилизаций, стоявших на разных уровнях развития?
3. Какие естественнонаучные открытия были совершены в XVI—XVII вв.? Как географические открытия и успехи естественных наук повлияли на духовную жизнь Запада? Как философы представляли мир в эту эпоху?
6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма.
Вопросы и задания
1. Когда в Западной Европе стали зарождаться буржуазные отношения? Какая новая социальная прослойка появилась в городах? Из кого преимущественно она состояла?
2. Что такое мануфактура? В чем заключается ее преимущество перед цехом? Как развивались буржуазные отношения в деревне? Почему в деревне новые процессы шли гораздо медленнее, чем в городе?
3. Почему после зарождения буржуазных отношений было возможно движение вспять?
4. Что такое абсолютная монархия? Какую роль она сыграла в развитии разных стран Европы?
5. Назовите главные особенности западноевропейской цивилизации, которые облегчили переход к капитализму
7. В поисках новой личности: ренессанс и реформация.
Вопросы и задания
1. Что привлекало деятелей Возрождения в культуре античности? Почему они считали средневековье «темным» временем в истории Европы? Согласны ли вы с такой оценкой средних веков? Почему? Как деятели Возрождения пытались примирить христианство и античную культуру?
2. Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись? Чем такое отношение к личности отличалось от средневекового? Какой была «обратная» сторона индивидуализма? Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы?
3. Что такое Реформация? Какие новые представления о роли церкви, о вере и мирской жизни она выработала? Проявился ли в Реформации индивидуализм, свойственный этой эпохе? Чем он отличается от индивидуализма возрожденческого?