Монтажный лист
Полный свет
На скандировании припева пушки мигают в ритме. По мере ухода снимается весь свет, кроме 8а, б — на центр.
«Родина моя» (оркестр) сразу за маршем.
Во время последнего припева все хлопают над головой, скандируя слова. С повтором припева — расход: флаги и знамена в боковые кулисы, за ними— дух. оркестр. Вся хореография (кроме «Ритмов планеты») — по проходам зала в фойе, за ними — дети (две колонны). Джаз и солисты — в центре. После этого за «Ритмами» заряжается солистка пантомимы. С последними словами уходят «Ритмы планеты» в центр спиной. Остаются ансамбли политпесни, оркестр, солистка — мим. В левой кулисе зарядился ансамбль «Мир», в правой — «Казачка», в центре — мимы Киева, «Свалявы» и «Дружбы». В качестве примера такой несогласованности могу вспомнить один эпизод.
Художник А. Стрельников выстроил для фестиваля «Красная гвоздика» 1975 года на вращающемся круге сцены такую конструкцию, которая при повороте на каждые 90° полностью изменяла пластическое решение площадки и создавала новые богатые возможности для мизансценирования. Исходя из этих возможностей был написан сценарий всех прологов и финалов, открытия и закрытия фестиваля; продуманы выходы участников и появление оркестра. В ночь накануне открытия радисты фирмы -«Мелодия» и Гостелерадио ставили свои микрофоны (песни синхронно записывались для телепередачи и для грампластинки). Все провода они пропустили сквозь планшет сцены в трюм, дабы они не путались у певцов под ногами а оттуда уже вывели в тонваген. Наутро выяснилось, что конструкцию не только поворачивать, но даже слегка сдвинуть нельзя. Все «задумки» оказались напрасны, пришлось перестраиваться на ходу...
Чтобы всего этого не случилось, режиссеру представления следует заранее встретиться с режиссерами (а желательно и с руководителями технических служб) радио, телевидения и кино. Им надо дать сценарий, рассказать режиссерское решение эпизодов, договориться заранее о том, в каком месте будут стоять камеры, когда можно врубать дополнительное освещение и т. д. Необходимо договориться также, что один из прогонов пойдет специально для радио, телевидения и кино. Это_ будет полный прогон в костюмах, хотя и без зрителей, но зато при полном свете.
Операторы могут спокойно заснять все, что им надо, поискать лучший ракурс, повторить какой-то эпизод, снять дополнительно крупные планы и т. д. Этот прогон очень полезен и для исполнителей, так как предельно мобилизует их, и для кинотелеоператоров, так как на самом представлении дает им возможность только доснять то, что нужно (зрителей в зале, действие среди зрителей, отдельные светлые эпизоды и т. д.). Необходимо также перед представлением собрать всех фоторепортеров и предупредить их, в каких эпизодах нельзя пользоваться фотовспышкой. Таким образом, можно избежать целого ряда неприятных неожиданностей.
Однако вернемся к организации репетиций. После каждой из них обязательно следует проводить заседание штаба. На нем подводятся итоги за день, корректируется график следующего дня, определяется необходимость резервных репетиций. Если это нужно, на такие заседания приглашаются руководители отдельных коллективов. Если впоследствии на репетиции режиссер мечется, кричит, вмешивается в работу технических служб и своих ассистентов, то, значит, это плохой режиссер. В идеале он должен спокойно наблюдать за работой помощников, контролировать ее, а все замечания делать в перерыве. Режиссер имеет право вмешиваться в ход репетиции только в случае непредвиденной ситуации, когда необходимо единоначалие, или тогда, когда он сам ставит эпизод. И здесь очень многое зависит от личности режиссера. Если он подчеркнуто спокоен, собран, деловит, то так же спокойно и деловито работают все. Недаром народный артист ■СССР Б. И. Равенских любил повторять, что главное качество режиссера — воля. В массовом представлении это качество необходимо.
И последнее. Как бы хорошо ни были организованы вся подготовительная работа и репетиции, каким бы волевым ни был режиссер и профессиональными члены его штаба, все равно неожиданности, неурядицы, накладки в таком громадном деле неизбежны, и к ним надо быть постоянно готовым. Просто в случае хорошей организации их будет значительно меньше, и они могут быть быстрее устранены.
«ИЗ МАССЫ И ДЛЯ МАСС»
(ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
«Самым прекрасным зрелищем для народа всегда будет сам народ. Подготовим же народные празднества для народа будущего... Украсим праздниками общественную жизнь, и пусть они раскроют неповторимый облик народа, прославляя жизнь», — писал Ромен Роллан1.
Лучшие умы своего времени, мечтая о светлом будущем человечества, представляли себе народ, ликующий на площадях свободных городов. Так оно и было. Танцами на площади привет-' ствовали люди Великую Октябрьскую социалистическую революцию и День Победы. Мы не должны забывать, что наше революционное искусство (в том числе молодой советский театр) родилось на площади в недрах великих массовых представлений 20-х годов. Этот озорной ребенок сразу же заявил о себе «во весь голос».
«Массовым действием заменяйте МХАТы!—призывал лучший, талантливейший автор сценариев массовых представлений нашей советской эпохи — Маяковский. —• Иди, искусство, из массы и для масс».
Время сгладило остроту дискуссий, МХАТ остался незыблемо стоять, а вот представления на площади... Не выплеснули ли мы вместе с водой и ребенка? Того самого озорного новорожденного — провозвестника нового искусства?
«Театральное искусство героического плана и форм большого народного зрелища, к сожалению, у нас еще не заняло того места, на которое оно вправе претендовать. Все необходимые предпосылки для появления такого театра, который, не копируя форм и приемов древнегреческого" театра, выполнял бы в условиях советской действительности такую же большую воспитательную роль, у нас налицо. И совершенно непонятно" то равнодушие, которым окружена самая проблема организации такого театра...»— писал С. М. Эйзенштейн2.
Эти горькие слова написаны были им где-то на полпути от ве-
'Роллан Р. Собр соч , т 14, с. 253
2 Эйзенштейн С М Избр. произв , т. 5, с. 325.
личественных празднеств 20-х годов к сегодняшнему дню. Можем ли мы положа руку на сердце сказать, что сейчас положение с массовыми представлениями кардинальным образом изменилось? Увы...
С завистью читаем мы о том, что Робер Оссеин осуществил в Парижском дворце спорта массовое театрализованное представление по сценарию С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». С завистью потому, что это мы должны были ставить наш сценарий о нашей истории в нашем Дворце спорта. Так же, как давно уже «просятся» в массовое представление «Миетерия-б\фф» и «Москва горит» В Маяковского, «10 дней, которые потрясли мир» Д Рида и «Двенадцать» А. Блока, «Первая Конная» и «Оптимистическая трагедия» - В. Вишневского, «Легенда о Данко» М. Горького, «Железный поток» А. Серафимовича, «Город на заре» А. Арбузова и многие, многие другие произведения советской литературы. Да разве только советской? А наша отечественная история? Русские былины и «Манас», «Калевала» и «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» и «Тарас Бульба»... А те же киносценарии? «Мы из Кронштадта» или «Чапаев», скажем... Дорого, сложно, большие расходы сил и средств? Конечно! Но ведь окупится же!!! Как окупилась полностью и дала продюсеру прибыль постановка «Потемкина» в Париже, которая шла в течение четырех месяцев (!) ежедневно с аншлагами. Вот уже Оссеин поставил новое представление по мотивам «Собора Парижской богоматери» В. Гюго. И в это представление вложил еще большие средства. На сцене Дворца спорта выстроен фасад собора в натуральную величину, который к тому Тке вращается Для сложнейшей звуковой и световой партитуры заказана, закуплена и смонтирована специальная дорогостоящая аппаратура. Зрителей поражают прекрасно выстроенные пластически массовые сцены, в которых действует огромное число постоянных актеров. И снова все эти расходы окупаются, потому что Оссеин уже объявил о готовящемся массовом представлении по мотивам пьесы В. Шекспира «Мера за меру» с актерами интернациональной труппы П. Брука. А у нас зачастую «прогорают» прекрасные дворцы спорта, «простаивают» Суздаль и Ростов Великий, Коломенское и Новодевичий монастырь, минареты в Бухаре и замок в Мцхете. Вспомним, что Н. П. Охлопков до последних дней мечтал о постановке «Бориса Годунова» в Кремле на площади у стен Успенского собора. А какие величественные светозвукоспектакли можно поставить на Мамаевом кургане и в Брестской крепости, в Хатыни и в Саласпилсе, на Бородинском и на Куликовом поле!
Пора поставить это дело на профессиональную основу — определить наиболее интересные с точки зрения архитектурной и исторической площадки, написать оригинальные сценарии, обеспечить постановочные группы специальной аппаратурой... Ведь не только рублями окупаются подобные затраты! В первую очередь они принесут неоценимую помощь делу агитации и пропаганды, делу патриотического воспитания подрастающего поколения.
Сегодня советское искусство массовых форм вступает в новую фазу. Накоплен огромный организационный и творческий опыт. «От Москвы до самых до окраин» распространяется традиция отмечать знаменательные даты и юбилеи массовыми театрализованными представлениями и праздниками, она находит все новых и новых приверженцев. Количество несомненно перейдет в качество, распространение искусства вширь приведет к глубинным его преобразованиям, к новому творческому скачку. Сегодня у нас действуют более пяти тысяч парков культуры и отдыха, тысячи стадионов и больших открытых эстрад, сотни киноконцертных залов, зеленых театров и дворцов спорта. С каждым годом
Рис. 57. Конструктивное решение сценической площадки для Всемирного ■фестиваля молодежи и студентов (проект). Художник А. Стрельников.
число их будет несомненно расти. Массовые театрализованные ■представления должны стать не случайным гостем, а полноправным хозяином на этих площадках. А для этого прежде всего необходимы административно-организационные меры.
Многое уже сделано. Есть общественный совет по массовым театрализованным представлениям и праздникам при ВТО, которому в декабре 1979 года исполнилось 20 лет, есть его отделения на местах, работают кафедры по подготовке режиссеров массовых представлений в институтах культуры и культпросветучили-щах. Но этого, конечно, мало. На очереди — создание единого государственного центра, который бы решал и финансовые, и организационные, и творческие вопросы. Скорее всего это должно быть специализированное управление Министерства культуры. Оно должно иметь свою репсртуарно-редакционную коллегию, которая бы заказывала новые сценарии и судила об их качестве не по числу страниц, а по количеству и качеству творческих идей, ходов, задумок. Такое управление должно осуществлять организационную и методическую помощь, иметь библиотеку сценариев, собрание слайдов и кинофильмов о наиболее удачных представлениях, склады унифицированных декораций, костюмов и реквизита, выпускать учебники и пособия, направлять на места режиссеров, проводить семинары и конференции, давать рекомендации и осуществлять контроль. Такое управление должно в самые кратчайшие сроки создать серию массовых театрализованных
представлений для дворцов спорта и киноконцертных залов, для стадионов и зеленых театров. В каждом таком представлении должен быть занят постоянный состав исполнителей, должно быть качественное оформление, своя светозвукоаппаратура. По аналогии, с цирковыми труппами или труппами балетов на льду эти коллективы должны, переезжая из города в город, давать представления по три-четыре недели кряду на одной и той же площадке. Должны быть созданы светозвукоспектакли на крупнейших исторических и архитектурных памятниках и мемориалах. Должны быть разработаны ритуалы для всех знаменательных событий и дат. Должны быть...
Впрочем, если должны быть, значит, со временем будут. Все к этому и идет. С каждым годом искусство массовых театрализованных представлений приобретает все больший размах, с каждым годом все больше талантливых режиссеров пробует свои силы на широком просторе стадионов и площадей.
Ведь это так необычайно интересно. Отрешиться от привычных приемов и догм традиционного театра, дать волю своей фантазии и — дерзать!..
Эй!
Человек!
Землю саму
зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб, исступленно царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
Владимир Маяковский