Суды общей юрисдикции и арбитражные суды как субъекты контроля в гос.управлении
Суды общей юрисдикции
Осуществляют судопроиз-во по гражд., уг., админ.делам. В порядке гражд.судопроизв-ва суды рассматривают дела, по кот. они обязаны давать правовую оценку действиям огранов ИВ, их долж. лицам, а также издаваемым ими управленческим актам. Например, споры о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о неправомерных действиях нотариуса. Суд изучает правомерность действий органов ИВ, долж. лиц, осуществляя контроль за их деят-тью. Суд выносит частное определение в адрес руководителя органа, предприятия.. частные определения явл. правовой формой реагирования суда на нарушение законности. В необх. случаях суд принимает меры к привлечению виновных лиц к ответ-ти. Суд рассматривает также жалобы лиц на постановления органов и долж. лиц о наложении админ. взыскания. Граждане могут обратиться в суд с жалобой на действия органов ИВ, долж. лиц, в рез-те которых нарушены права гражданина..
Арбитражные суды
Осущ-ют суд. власть при разрешении дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, админ. и иных правоотношений. Арб. суд выполняет задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере ППД и иной экономич. деят-ти, содействуя укреплению законности и предупреждению нарушений в этой сфере.
Дела по экономич. спорам:
• о признании недействит. ненормативных актов гос. органов, органов МСУ, не соотвующих законам и иным н.п.а. и нарушающих права граждан и организаций
• об обжаловании отказа в гос. регистрации либо уклонение от нее в устан. срок организации или гражданина
• о взыскании с организаций и граждан штрафов гос. органами, органами МСУ, осущ. контрольные ф-ии
• о возврате из бюджета ден. средств, списанных органами, осущ. контрольные ф-ии, в бесспорном порядке с нарушением требований з-на.
Арб. суды также выносят частные определения.Т.обр., содержанием контроля арб. судов явл. проверка ими при разрешении экономич. споров, вытекающих из админ. правоотношений, соответствия актов и действий органов ИВ, их длит. требованиям законности и принятие мер по устранению правонарушений.
30 Борьба с коррупцией в системе исполнительной власти.
Под коррупциейпонимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В РФ выработана стратегия противодействия коррупции, она реализуется в рамках Национального плана на 2010-2011 годы, нормативной основой выступают положения ФЗ «О противодействии коррупции».
Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей и должностей государственной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной службы, непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты указанных сведений осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Непредставление гражданином при поступлении на государственную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.
Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках деятельности органов исполнительной власти гос. служащие должны исключать конфликт интересов.
Под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью государственного служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Гражданин, замещавший должности государственной службы, , в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативно – правовыми актами Российской Федерации.
Гражданин, замещавший должности государственной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.