СМИ России в конце ХХ века: общая картина в печати, на радио и телевидении
Объявленная в 1985 г. перестройка, инициированные Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым социально-экономические и политические перемены оказали огромное воздействие на ход исторического развития страны. Началось движение общества от монической системы к плюралистической, от тоталитарного устройства к демократическому, которое завершилось стремительным прорывом и кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности государства и СМИ. Первоначально СМИ отводилась роль только проводника новой политики, средства пропаганды официальной точки зрения, а провозглашенные принципы плюрализма мнений, гласности не могли обеспечить подлинной свободы слова, всестороннего информирования общества. Но вскоре перестройка стала жить и развиваться по своим законам, независимо от воли и намерений ее инициаторов. Основным катализатором углубления и расширения перемен в стране, приведшим к радикальной трансформации политической системы, стали СМИ.
Реальные перемены произошли и в самой системе журналистики, но на первом этапе они наращивались постепенно. В начале перестроечного периода в Советском Союзе выходило около 14 тыс. периодических изданий.
Многие газеты республиканского масштаба (их количество достигло 166) имели объединенного издателя, например, ЦК Компартии и Совет Министров республики. Самый многочисленный отряд советской печати составляли многотиражные газеты промышленных предприятий, колхозов, вузов (более 4 тыс.). Значительная часть местных газет специализировалась по аудиторным группам. В Советском Союзе выпускалось 5275 журналов и других периодических и продолжающихся изданий, из них 1553 – собственно журналы, которые выходили на 46 языках народов СССР и 24 – на языках зарубежных стран.
Благодаря перестройке вышел из подполья самиздат. Открыто начали печататься газеты и журналы, по сути оппозиционные к официальной пропаганде, которые были названы «альтернативная пресса». Этим термином охватывались, по меньшей мере, три группы изданий, или типологических отряда. Это, во-первых, официальные издания народных фронтов в поддержку перестройки, депутатских групп, зарегистрированных общественных движений и партий, религиозных организаций: во-вторых, это зарождающаяся коммерческая пресса, издателями которой выступали кооператоры, комитеты комсомола, организации Союза журналистов, производственные объединения. И, наконец, в-третьих, это издания различных неформальных организаций и групп, «самостоятельные», «независимые», «внепартийные», «неподцензурные» и иные издания, сохранявшие многие черты самиздата. До принятия Закона о печати возможность их выпуска определялась в самом общем виде статьей 50 Конституции СССР, гарантирующей свободу слова и печати.
Многие издания декларировали самостоятельность, независимость от каких-либо организаций, но при этом одни указывали на свои политические пристрастия («Независимая социал-демократическая газета», «Новая жизнь»), другие стремились быть информационным органом широкого профиля («Экспресс-Хроника»). Если «Новая жизнь» предлагала читателю, в основном, мнения и статьи, в том числе противоречивого характера, то «Экспресс-Хроника», созданная 1 августа 1987 г., предлагала оперативную информацию из «горячих точек» страны, что позволило ей стать одним из лидеров альтернативных изданий.
По общественно-политической ориентации альтернативные издания 80-х гг. условно можно разделить на следующие группы: «почвеннические», развивающие традиции славянофильства (правое крыло – «Слово», левое крыло – «Земля», «Русский вестник»), либерально-демократические, ориентированные на ценности западных демократий («Гласность», «Гражданское достоинство», «День за днем», «Референдум»), радикально-демократические («Свободное слово», «Новая жизнь», «Демократическая оппозиция», «Панорама»), радикально-социалистические («Левый поворот», «Голос избирателя», «Открытая зона», «Обновление»), левомарксистские издания («Спектр», «Марксист», «Набат»). В 1989–1990 гг. также стали формироваться издания, отстаивающие ценности организованного социализма («Единство»).
По ориентации на определенные аудиторные группы, наряду с изданиями широкого профиля, можно выделить газеты и журналы, адресованные различным социальным категориям; например, рабочим («Набат», «Вестник рабочего движения», «Пролетарский вестник»), коренному населению и национальным меньшинствам различных регионов («Кафедра» – Львов, «Армянский вестник» – Москва, «ЛЕА» – Ленинград, «Ватан» – Старый Крым), определенным демографическим группам («Женское чтение»). Целый ряд альтернативных изданий пытался удовлетворить информационные интересы различных групп молодежи, связанные с современной музыкальной субкультурой и атрибутикой (рок-журнал «Урлайт», журнал хиппи «Свобода»).
Большинство альтернативных изданий (за исключением некоторых газет Народных Фронтов и иных формализованных общественных организаций) печаталось на машинке или на компьютерном печатающем устройстве и затем размножалось гектографированием или фотоспособом. Зачастую их тиражи составляли от нескольких десятков до нескольких сотен экземпляров. Однако имелись и такие издания, которые, несмотря на трудности с распространением, достигали тиража в несколько тысяч экземпляров и готовы были получить профессиональный статус. Таким изданием являлся, например, «Журнал независимых мнений» «Референдум», который печатался в количестве пять тысяч экземпляров ротапринтным способом и готовился выходить в промышленном оформлении. Тиражом, имеющим десятки тысяч экземпляров, в типографском исполнении выходило несколько изданий Народных Фронтов различных республик и регионов.Альтернативная пресса вызывала интерес читателей прежде всего потому, что рассказывала о тех событиях, которые официальной прессой по каким-либо причинам умалчивались или освещались слабо, привлекала открытой, «чистой» альтернативностью политических позиций, новизной трактовок, возможностью выбора информации.
С августа 1990 г. начинает работать первая коммерческая радиостанция России «Эхо Москвы». Ее программу выразили слова: «Внушаемость – низкая, объективность – высокая. Официальность – нулевая, открытость – полная. Свободное радио для свободных людей». В это же время появляется и первая негосударственная телевизионная структура – «Телеканал 2x2».
В России наступает период бурного роста новой прессы: в начале 90-х гг. появляются «Сегодня», «Независимая газета», «Куранты», «Новая ежедневная газета», «Деловой мир», «Коммерсант», «Мегаполис-экспресс» и многие другие. Возникновение «Обшей газеты» было связано с драматическими событиями августа 1991 г. Увидели свет 19 августа только несколько изданий ЦК КПСС во главе с «Правдой», а также «Известия», «Труд» и «Красная звезда». После событий августа 1991 г. начинают активно развиваться процессы, приведшие к окончательному распаду СССР, становлению государственности суверенной России и ее системы журналистики.
В начале 90-х гг. в стране начали издаваться журналы, на протяжении десятилетий выходившие за рубежом и распространявшиеся в СССР только нелегально. В их числе общественно-политический журнал «Посев», который был создан в 1945 г., литературно-публицистический журнал «Грани», основанный в 1946 г. в Германии, и др. К числу наиболее популярных в стране негосударственных радиостанций, возникшихв 90-х гг., относятся «Европа плюс», «Радио России – «Ностальжи», «Русское радио».
Еще до октября 1917 г. начинается использование радио как средства информации. 25 октября (7 ноября) в эфир было передано ленинское обращение «К гражданам России», возвестившее о победе Октябрьской революции. После этого последовали другие радиопередачи, начинавшиеся с обращения: «Всем, всем, всем!». С самого начала радио предназначалось особая роль в системе средств массовой информации: только по радио можно было получить оперативную зарубежную, а также информацию о событиях отдаленных регионов страны.
В качестве средства массовой информации все большую роль играло радиовещание. В 1921 г. в Москве начинают действовать первые радиоустановки. Ведется активная деятельность по организации программ радиовещания, по строительству радиостанций на местах. В 1923 г. в стране насчитывалось около 300 приемных станций.
Значительную помощь в развитии радиовещания оказывала радиопресса. Первая радиогазета «Новости радио» появилась 8 февраля 1925 г. Это было еженедельное издание Акционерного общества «Радиопередача». Газета выходила на 12 полосах, тиражом 50 тыс. экз. до 2 сентября 1928 г. Издавались также два журнала «Радиолюбитель» (1924–1930), «Радио всем». Оба являлись органами Общества друзей радио.
Нельзя не отметить, что как и вся советская журналистика, радиовещание с первых же шагов превращалось в неотъемлемую часть партийной пропагандистской системы советского государства. До 1927 г. многие радиопередачи, главным образом художественного вещания, шли в эфир без заранее подготовленного текста. Постановлением ЦК ВКП(б) от 10 января 1927 г. «О руководстве радиовещанием» вменялся обязательный порядок прохождения всех материалов через самую строгую цензуру. Предписывалось всем парткомитетам, на территории которых имелись радиотелефонные станции, взять под непосредственное свое руководство работу этих станций, максимально используя их в агитационных и пропагандистских целях. В этой связи в качестве руководителей радиовещанием выделялись ответственные партийные работники, отвечавшие как за организацию дела, так и за содержание всех передающихся материалов.
Военно-политический контроль над радиовещанием возлагался на Главлит, который осуществлял это как через свой аппарат, так и через уполномоченных им лиц в радиовещательных организациях.
Специализированные газеты:
Идеологическая подготовка масс к предстоящей войне возлагалась на журналистику.
В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза, раскрыть его захватнические планы. Всю свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую деятельность прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной Армии и всему населению страны, что война, навязанная нам фашистской Германией, является для нас самой справедливой, ибо советский народ в этой войне защищает свое Отечество, его независимость. Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали перестроить ее работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям войны. Предпринимаемая перестройка преследовала цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати.
В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. В нее вошли газеты: фронтовые, армейские, дивизионные, бригадные, стрелковых, танковых, механизированных корпусов, общевойсковых и специальных армий, войск противовоздушной обороны.
В структурном развитии советской военной периодики большое значение придавалось созданию фронтовых изданий. Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них – это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом. В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот».На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника. Главной задачей военных корреспондентов было обеспечение газет, радио, информационных агентств материалами, всесторонне освещавшими тяжелые военные будни людей фронта, их боевой опыт, героизм и самоотверженность, ставшие неотъемлемой частью их жизни
Деловая пресса России
В газетно-журнальном мире России деловая пресса представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способу финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения. От всех других типов изданий они отличаются преимущественной ориентацией на освещение деловой жизни, мира бизнеса, а также характером финансирования издания5.
Типологически деловая пресса неоднородна. И все же если ее систематизировать, то можно выделить несколько групп. Это, во-первых, массовые издания: «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ-Дейли» (Москва), «Российская экономическая газета» (Петербург), «Город N» (Ростов-на-Дону), «Экономика и мы» (Уфа). Отражая все сферы общественной жизни, они вместе с тем содержат наиболее важную деловую информацию. Вторую группу составляют издания, посвященные конкретной сфере деловой жизни. В их числе: «Акционер», «Медицина для Вас», «Рынок» и т.п. Их можно отнести к массовым специализированным изданиям с узким диапазоном информации. Третья группа – специализированные издания: «Финансовая газета», «Биржевые ведомости» (Москва), «Петербургский финансовый вестник», «Биржа» (Нижний Новгород), «Банковский вестник» (Уфа) и др. Они предназначены для аудитории, интересующейся конкретной сферой бизнеса.
Заметное место в деловой прессе занимают рекламно-справочные издания («Экстра-М», «Рекламный вестник») и газеты бесплатных объявлений («Все для Вас», «Из рук в руки», «Удача»). Главные тематические направления деловой прессы связаны со всесторонней характеристикой важнейших событий в стране и их влияния на деловую жизнь, анализом социальных проблем, вызванных изменениями в сфере экономики. Материалы информационных блоков и подборок обеспечивают читателей оперативной коммерческой информацией, расширяют деловой кругозор. Иную нагрузку несут аналитические жанры. Они обеспечивают нормативной информацией, способствуют распространению делового опыта, формированию положительного образа предпринимателя и идеологии бизнеса6.
Женская пресса
Новые тенденции в общественно-политической жизни страны во второй половине 80-х гг. заметно изменили положение женщины, способствовали проявлению ее скрытых творческих и деловых возможностей. В дифференцированной структуре советской журналистики издания, предназначенные для женщин, занимали довольно скромное место. В стране с трехсотмиллионным населением в конце 80-х гг. выходило всего немногим более 20 изданий для женщин – 3 центральных, 17 республиканских и 2 в других регионах страны. Среди них особо выделялись журналы «Работница» и «Крестьянка», тираж каждого из которых превышал в ту пору 20 млн. экз. Но ни их популярность, ни стремление редакций общественно-политических газет периодически обращаться к женской теме не могли ответить даже на часть волновавших женщин вопросов. Односторонняя, предельно идеологизированная, ограниченная в диапазоне выражения чувств и сложных женских коллизий проблематика вошла в резкое противоречие с восприятием той жизни, которая открывалась перед всем советским обществом в период начавшейся перестройки. Рушилось старое, стандартное мышление, в том числе в женской среде. Удовлетворение читательских интересов женщин настоятельно требовало ломки психологических барьеров, открытого разговора об отношении общества к женщине.
Обновлявшаяся концепция женской прессы, ее деполитизация вызвали к жизни издания для семейного чтения, издания, возрождавшие национальные традиции, удовлетворявшие духовные, эстетические, эмоциональные запросы читательской аудитории. Новые стороны открылись у проблем женского труда – это не только работа у станка, но и участие в бизнесе, в собственном деле.
Различная направленность женских изданий, значительно отличающиеся производственные и творческие возможности определили и многообразие их целей и задач. В 1994 г. отметил свое 80-летие журнал «Работница». Реагируя на запросы сегодняшнего дня, он стремится сохранить традиции, складывавшиеся десятилетиями. Иной путь избрала «Крестьянка». В 1994 г. изменился ее внешний облик, была реорганизована внутренняя структура, содержание приобрело новую направленность. И все же нельзя ограничивать женскую прессу только специализированными изданиями. К ней, безусловно, относится та многообразная публицистика в периодической печати, которая посвящена женской теме. Проблематика женских изданий в подавляющем большинстве случаев отражает их содержание и структуру. При том, что это часто массовые популярные издания, их можно разделить на несколько групп: издания социальной направленности, издания внеполитические, познавательно-информационные, проблемно-информационные, коммерческого характера, газеты и журналы гуманитарно-образовательного направления; издания по проблемам семьи и школы, литературно-художественные, журналы мод и др. При всей разнохарактерности этих изданий большинство из них предназначено для семейного чтения.
Молодежная пресса
В середине 90-х гг. молодежная пресса России структурировалась в различного типа издания, предназначенные для детей, подростков, юношества.
В детской и юношеской прессе появился тип издания, практически ранее не существовавший. Во многих городах страны стали выходить газеты и журналы, издаваемые самими юными журналистами. Они имеют официальных учредителей, издателей, печатаются типографским способом или набираются на компьютере. По далеко не полным данным в стране выходит более 100 изданий, выпускаемых юнкорами. Но лучшей из них и по содержанию, и по оформлению, и по обилию информации считалась выходившая в Москве «Юношеская газета». Она, как и газета «Глагол», распространялась по всей стране. Разовый тираж ее достигал 20 тыс. экз. Юнкоры – редакторы, ответственные секретари, корреспонденты, фоторепортеры, корректоры ощущали повседневную помощь своих старших коллег – профессиональных журналистов или опытных педагогов, имеющих склонность к журналистике. Проблематика детской и юношеской печати преследует цель приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике. На страницах газет и журналов, адресованных юному читателю, поднимаются вопросы морали, разумного проведения досуга и т.д. Значительное место в детской и подростковой прессе отводится деловой информации. Она группируется в материалах рубрик «Бизнес-бой», «Импульс: ABC бизнесмена», «Живые деньги: заработай сам», «Купля-продажа: премудрости рынка» и др.