Управление коммуникациями
Под управлением коммуникациями понимают управление транспортом, связью, сетями и системами топливного, энергетического и водного снабжения, т.е. управление всеми областями хозяйства, которые обслуживают сферы производства (промышленность, агропромышленный комплекс и др.) и жизнедеятельности людей, но не создают материальных ценностей.
Термин «коммуникации» означает пути сообщения, совокупность всех видов путей сообщения, которые подготовлены и устроены таким образом, чтобы обеспечивать процесс перемещения людей и грузов различного назначения, и является составной частью каждого вида транспорта. Регулирование деятельности транспорта и связи относится к различным отраслям права: административного, гражданского, финансового и др.
Управление транспортом и связью регулируется законами, кодексами, уставами, положениями об отдельных видах транспорта и связи.
Транспорт призван удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках. Цель государственного управления в области транспорта: своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны государства; защита их прав во время транспортного обслуживания; безопасное функционирование транспорта; соблюдение необходимых темпов и пропорций и др.
В Республике Беларусь действует единая транспортная система, которая должна отвечать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру, обеспечивать внешнеэкономические связи государства. К единой транспортной системе относятся: транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт и метрополитен); промышленный железнодорожный транспорт; ведомственный транспорт; трубопроводный транспорт; Пути сообщения общего пользования.
Правовой статус железнодорожного транспорта определяется Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте», а также уставом железнодорожного транспорта общего пользования, морского - Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь, речного - Водным кодексом Республики Беларусь, авиационного - Воздушным кодексом Республики Беларусь, автомобильного - Законом Республики Беларусь «О дорожном движении».
Государственное управление в области транспорта осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (Минтранс), специально уполномоченные на то органы исполнительной власти, а также местные Советы. Данное министерство является республиканским органом, который обеспечивает управление транспортом на территории всего государства.
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь реализует государственную политику в области транспорта и дорожного хозяйства; содействует структурной перестройке экономики Беларуси; осуществляет руководство транспортно-дорожным комплексом; несет ответственность за его развитие; координирует работу объединений, учреждений, предприятий и организаций железнодорожного, речного, авиационного, автомобильного и дорожного хозяйства, которые входят в сферу его управления.
На Минтранс возложены следующие задачи: осуществление государственного управления транспортным комплексом Республики Беларусь; реализация государственной политики становления и развития транспортного комплекса для обеспечения
своевременного, полного и качественного удовлетворения потребностей населения и общественного производства в перевозках; обеспечение взаимодействия и координации работы автомобильного, авиационного, железнодорожного, речного транспорта и дорожного комплекса; осуществление мероприятий по созданию единой транспортной системы Беларуси; создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта всех форм собственности; обеспечение вхождения транспортного комплекса республики в европейские и мировые транспортные системы.
В соответствии с этими задачами Минтранс Беларуси обеспечивает выполнение единой государственной экономической, тарифной, инвестиционной, научно-технической и социальной политики на транспортно-дорожном комплексе, обеспечивает защиту прав граждан во время их транспортного обслуживания, содействует развитию внешнеэкономических связей.
Через Минтранс Республики Беларусь осуществляется управление железнодорожным транспортом государства. В состав железнодорожного транспорта входят предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, подвижной состав железнодорожного транспорта, железнодорожные пути сообщения, учебные заведения, технические школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, другие предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, которые обеспечивают его функционирование.
Деятельность морского и речного транспорта Республики Беларусь регулируется системой норм, которые затрагивают как административно-правовые, так и иные отношения (гражданско-правовые, земельные, трудовые, финансовые и др.). Основные задачи Минтранса Республики Беларусь на морском и речном флоте: организация слаженной работы предприятий, которые относятся к сфере его управления, с целью удовлетворения потребностей населения и общественного производства в морских и речных перевозках; осуществление мероприятий по эффективному использованию подвижного состава морского и речного транспорта, его пополнению, ремонту, обеспечению материально-техническими и топливно-энергетическими ресурсами; обеспечение
безопасности функционирования морского и речного транспорта.
В состав автомобильного транспорта входят предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, авторемонтные и шиноремонтные предприятия, подвижной состав автомобильного транспорта, транспортно-экспедиционные предприятия, а также автовокзалы и автостанции, учебные заведения, ремонтно-строительные организации и социально-бытовые учреждения, другие предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, которые обеспечивают работу автомобильного транспорта.
Основные задачи органов управления автомобильным транспортом: организация слаженной работы объединений, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления, с целью удовлетворения потребностей общественного производства и населения в автомобильных перевозках; осуществление мероприятий по эффективному использованию подвижного состава автомобильного транспорта, его пополнению, ремонту, обеспечению материально-техническими и топливно-энергетическими ресурсами, определению структуры парка; организация выполнения требований, предъявляемых к обеспечению безопасности дорожного движения, и др.
Минтранс в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с республиканскими и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также соответствующими органами других государств. В пределах своих полномочий и на основании законодательства Республики Беларусь издает приказы, организует и контролирует их исполнение. В случаях, предусмотренных законодательством, решения Минтранса являются обязательными для выполнения гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.
Государству принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Республики Беларусь, являющимся частью территории Беларуси. В состав авиационного транспорта входят предприятия воздушного транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, аэрофотосъемку, сельскохозяйственные работы, а также аэропорты, аэродромы, аэроклубы, транспортные средства, системы управления
воздушным движением, учебные заведения, ремонтные заводы гражданской авиации, иные предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, которые обеспечивают работу авиационного транспорта.
Орган, осуществляющий управление гражданской авиацией, - Министерство транспорта и коммуникаций - Департамент по авиации. Его основные задачи: реализация государственной политики по вопросам развития гражданской авиации; обеспечение потребностей отраслей национальной экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров; регистрация и сертификация объектов и субъектов гражданской авиации; разработка и реализация утвержденных Минтрансом основных направлений экономической, тарифной, финансовой, кадровой, научно-технической политики и экологической безопасности в гражданской авиации; осуществление надзора за обеспечением авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации; осуществление других функций, которые вытекают из возложенных на него задач.
В случаях, предусмотренных законодательством, решения Департамента по авиации по вопросам безопасности полетов, авиационной безопасности и регулирования доступа эксплуатантов к рынку авиационных перевозок и услуг являются обязательными для выполнения министерствами, республиканскими и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
В систему трубопроводного транспорта Республики Беларусь входят: магистральный трубопроводный транспорт, функционирующий как единый технологический комплекс со всеми объектами и сооружениями, с помощью которого осуществляются транзитные, межгосударственные, межрегиональные поставки продуктов транспортировки потребителям; промышленный трубопроводный транспорт - весь другой немагистральный транспорт в пределах производств, а также нефтегазовые внутрипромышленные нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газопроводные, водопроводные, теплопроводные, канализационные сети, мелиоративные системы и др. Правовые, экономические и организационные принципы деятельности трубопроводного транспорта определяет Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте».
Дорожный комплекс - одна из важнейших составляющих каждого цивилизованного государства. В Республике Беларусь автомобильные дороги общего пользования делятся на два вида: нвтомобильные дороги государственного значения и автомобильные дороги местного значения.
Современная связь - одна из приоритетных и важнейших отраслей экономики, призванная удовлетворять запросы потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, обороны и безопасности государства в средствах и услугах почтовой и электрической связи. Отношения в области связи регулируются законами Республики Беларусь «О почтовой связи», «Об электросвязи», другими актами законодательства. Правовой статус, полномочия и обязанности операторов связи, а также использование радиочастотного ресурса определяются отдельными законодательными актами.
Республиканским органом исполнительной власти в области связи является Министерство связи и информатизации.
Управление связью заключается в определении основных направлений развития отрасли, к которым отнесены: разработка и осуществление мероприятий по развитию и усовершенствованию единой национальной системы связи, повышению ее качества, доступности и постоянного функционирования; регулирование деятельности по удовлетворению потребностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, объединений, учреждений, организаций и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи общего пользования; содействие развитию предпринимательства на конкурентных основах в сфере предоставления услуг связи; проведение государственной антимонопольной политики в области связи.
Минсвязи в пределах своих полномочий на основании и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение. Его решения, принятые в пределах полномочий, обязательны для выполнения республиканскими и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Почтовую и электронную связь в едином технологическом процессе осуществляют государственные предприятия связи. Почтовая связь - это приемка, обработка, перевозка и доставка письменных отправлений, материальных ценностей, выполнение поручений физических и юридических лиц относительно денежных переводов, банковских операций.