Род человеческий до потопа
(Быт.4-6)
ПЕРВАЯ СЕМЬЯ, КАИН И АВЕЛЬ. РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОПОТОПНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Лишившись своего блаженного жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта восточная внерайская страна сделалась колыбелью человечества. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь же явилось первое поколение «рожденных» людей. «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила сына, которому дала имя Каин, что значит «приобрела я человека от Господа». Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. В их первом сыне для прародителей явилось только начало новых, неизвестных еще им страданий и горя. Впрочем, Ева скоро сама поняла, что она слишком скоро стала лелеять себя надеждой на исполнение обетования и потому, когда у нее родился второй сын, она назвала его Авелем, что значит призрак, пар.
Увеличение семьи требовало от Адама все больше и больше сил для добывания пищи. Вскоре ему в этом деле стали помогать сыновья. Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Но первородный грех не замедлил проявить себя с жестокой силой уже в первом семействе.
Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель – первородного овна из своего стада. Но Авель приносил жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании, а Каин приносил ее без веры и смотрел на нее, как на свою заслугу перед Богом (Евр. 11, 4). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина – отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату и видя в нем явное обличение своих «злых дел» (1 Ин. 3, 12), Каин сильно огорчился, и омраченное лицо его поникло. На нем появились зловещие черты. Но милосердный Бог желая, чтобы Каин исправился, предостерег его от злого дела. Он сказал Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое. Грех лежит у дверей твоего сердца, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Каин, однако, не послушался Божьего призыва и отворил греху дверь своего сердца. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, – совершив невиданное еще землею злодеяние. Страшное преступление, которое впервые внесло в порядок природы смерть и разрушение, не могло остаться без наказания. «Где Авель – брат твой?» – спросил Господь Каина. «Не знаю, разве я сторож брату моему?» – с дерзостью отвечал убийца. В этом ответе можно увидеть, какой страшный шаг вперед сделало зло со времени падения прародителей. Эта дерзость, это бесстыдное отрицание не допускали возможности дальнейшего испытания Каина, и Господь произносит ему приговор: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин затрепетал, но только не от раскаяния, а от страха, что ему отомстят за смерть брата. «Наказание мое больше, чем снести можно, – сказал он Господу, – ... всякий, кто встретится со мною, убьет меня». В ответ на это Господь сказал: «За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» [11]. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он ушел от них и поселился в земле Нод, еще дальше на восток от Эдема. Но Каин переселился сюда не один. Как не велико было злодеяние и оскорбление, нанесенное им чистоте и святости братской любви, из среды размножившихся за это время братьев, сестер и последующих поколений нашлись люди, которые решились последовать за Каином в страну изгнания. Каин поселился на новом месте с женою. Вскоре у него родился сын, которого он назвал Енохом.
Удаленный от остального общества людей, предоставленный своей собственной судьбе, Каин, от природы суровый и упорный, теперь еще с большим упорством должен был бороться с природой и внешними условиями жизни. И он действительно отдался тяжелому труду для обеспечения своего существования, и был первым человеком, который построил город, как начало оседлой жизни. Город [12] назван был по имени его сына Еноха.
ПОТОМКИ КАИНА И СИФА
Поколение Каина стало быстро увеличиваться, а вместе с тем продолжалась начатая его родоначальником борьба с природой. В борьбе с природой потомки Каина научились добывать медь и железо и изготовлять из них орудия труда. Увлекаясь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью в их среде развивало бесчисленные пороки. При таком направлении жизни каиниты не могли стать истинными представителями человеческого рода и тем более хранителями великих духовных сокровищ первого обетования о Спасителе и связанных с ним первобытных религиозных и нравственных установлений. Поколение Каина своим грубым житейским материализмом и безбожием было только способно извратить предназначенный человечеству исторический хор развития. Этому одностороннему направлению необходим был противовес. И он действительно явился в поколении нового сына Адама – Сифа, родившегося после убийства Авеля. С рождения Сифа в допотопном человечестве начинается поколение людей, которое по своему духовному настроению представляло полную противоположность Каина. В поколение Каина люди поклонялись единственно материальной силе и все свои способности (до полного забвения Бога) обращали на приобретение материальных благ. В поколение Сифа, напротив, вырабатывалось и развивалось совершенно иное, более возвышенное направление жизни, которое, пробуждая в людях смиренное сознание человеческой беспомощности и греховности, устремляло их помыслы к Богу, давшему падшим людям надежду на избавление от грехов, проклятия и смерти. Такое духовное направление жизни среди сифитов заметно проявило себя уже при сыне Сифа – Еносе: «Тогда, – говорит бытописатель, – начали призывать имя Господа Бога». Это, конечно, не значит, что до этого времени совершенно не было в употреблении молитв, в которых призывается Бог. Религия стала выражаться во внешних формах, а следовательно, и в молитве, еще при Адаме. Выражение это означает лишь, что теперь в поколении Сифа призвание имени Господа Бога сделалось открытым исповеданием их веры в Бога в противовес поколению каинитов, которые за свое безбожие стали именоваться сынами человеческими. Высшим выразителем и представителем духовной жизни сифитов явился Енох, который «ходил пред Богом», т. е. всегда в своей жизни воплощал высоту первоначальной человеческой чистоты и святости. Вместе с тем он первый осознал, к какой бездне порочности и греховности может привести безбожие каинитов, и выступил первым проповедником и пророком, возвестившим страшный грядущий суд Божий над «нечестивыми». (Иуд. 15, 16). В награду за это высокое благочестие и пламенную веру Господь «взял его с грешной земли» (Ев. 11, 5).
Поколение Сифа, будучи носителем истинной религии и связанного с нею обетования, естественно должно было стать тем корнем, из которого должно было развиться все «дерево человечества». В этом поколении выступают один за другим патриархи – великие представители допотопного человечества, которые, будучи крепкие духом и телом, призваны были долголетним трудом вырабатывать и сохранять духовные принципы, которые должны быль лечь в основу нравственной жизни всех дальнейших поколений. Для успешного осуществления своего назначения они, по особому промыслу Божию были наделены необыкновенным долголетием, так что каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Первый человек Адам жил 930 лет; его сын Сиф – 912 лет; сын Сифа Енос – 905 лет; представители последующих поколений: Каинан – 910 лет; Малелеил – 895; Иаред – 962; Енох – 365; Мафусаил – 969; Ламех – 777 и Ной – 950 лет [13].
ПОТОП [14]
(Быт. 6-9)
Необычайное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества и для скорейшего заселения земли и распространения полезных знаний, и особенно для сохранения чистоты первоначального богопочитания и веры и в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений. Так, Адам был живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Ламеха, а отец Ламеха Мафусаил жил почти до самого потопа.
Но, с другой стороны, долголетие нечестивых людей могло служить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло быстро стало распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространилось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли помышления сердца их были зло во всякое время». Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот при виде такого состояния людей «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: «Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скота, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека.
Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Ламеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох. И вот, когда земля «растлилась пред лицем Божиим и наполнилась злодеяниями», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое... Я истреблю их с лица земли. Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами... Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов Твоих с тобою». Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был приступить к своему необычайному сооружению, которое могло вызвать у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.
Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота 30 локтей. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть ширины для света и воздуха, а сбоку дверь. Он должен был состоять из трех ярусов с множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все, что повелел ему Господь». Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывал людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждение чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, – но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех»,
Ко времени окончания Ноем ковчега было ему шестьсот лет и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных как чистых, так и нечистых. Ной послушался Бога и вошел в ковчег. И вот разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей». После окончания дождя вода все пребывала и пребывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущая по земле!.. – так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству [15]. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову. «И вспомнил Бог о Ное и о всех... бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю и воды остановились». Постепенно вода начала убывать, так что на седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор [16]. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать найдет ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять выпустил его, и тогда под вечер голубь вернулся, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной, прежде всего, воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Но построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес их во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу и Он сказал в сердце Своем: «Не буду больше проклинать землю за человека».
Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям. «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ее)».
После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешает человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запрещает вместе с мясом есть кровь, ибо «в крови животных душа их». В то же время дан был закон против человекоубийства – на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человека, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека». После потопа религия была обновлена новым союзом, который Бог заключил с Ноем. В силу этого союза Господь обещал Ною, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа на истребление земли». Знамением этого вечного завета была избрана Богом радуга. Разумеется, радуга как физическое явление была и до потопа, но теперь она стала символом завета.
ПОТОМКИ НОЯ
(Быт. 9-10)
После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом. Вскоре и сам праведный Ной показал своим сыновьям пример порочной слабости. Однажды Ной выпил виноградного вина, в опьянении сбросил с себя одежду и обнаженный уснул в своем шатре. Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу, обрадовался, когда увидел, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к своим братьям и с чувством злорадства стал рассказывать им об отце. Но Сим и Иафет проявили сыновнюю любовь к отцу: отводя глаза, чтобы не видеть его наготы, они укрыли его одеждой. Когда Ной проснулся и узнал, как вел себя Хам, он проклял его потомков и предсказал, что они будут рабами Сима и Иафета. Обращаясь к Симу и Иафету, он сказал: «Благословен Господь Бог Симов; ...да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых».
Первобытное общество было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть. Он в то же время выполнял роль священника, принося жертвы, был хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям, действительно имело решающее значение для их будущей судьбы. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми, и наибольшее пространство займут потомки Иафета (индоевропейские народы), истинная религия сохранится у симитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т. е. они уверуют во Христа, в то время как симиты (евреи) откажутся от Него.
Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 930 лет от рождения. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков [17]. От сыновей Ноя произошло потомство, которое заселило землю. Потомки Сима – симиты поселились в Азии, преимущественно на Аравийском полуострове с прилегающими к нему странами; потомки Хама – хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета – иафититы заселил всю южную часть Европы и среднюю Азию, где образовали Арийское царство.
ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ И РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ [18]
(Быт. 11)
Но люди рассеялись по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одни большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сенаанскую долину [19], которая находилась между реками Тигром и Евфратом. Плодородная почва и другие благоприятные природные условия Месопотамии привлекали сюда послепотопное человечество, и вскоре здесь начала развиваться цивилизация. Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерейское, Аккадское и Вавилонское.
Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод из потомства Хама. Это был «сильный зверолов» и по своему характеру напоминал первого строителя городов – Каина. Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов. Но удивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, в которой потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они составили совет, решили в знак своего политического могущества и явного открытого богоборства построить «башню вышиною до небес». Предприятие, несомненно, было разумное и опасное. Преступное потому, что вытекало из гордости, переходящей в богоотступничество и богоборство, и опасное потому, что выходило из среды хамитов, успевших уже отличиться своим нечестием.
И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу [20]. Заготовив строительный материал, люди начали строить башню. «И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, они назвали Вавилоном, что значит смешение.
Событие «смешение языков» нельзя отождествлять с появлением новых языков. Языки появились постепенно, тогда же, при строительстве башни. Господь смешал их понятия, так что люди не стали понимать друг друга. Событие смешения языков и рассеяние народов по земле имело положительное значение. Во-первых, люди избежали угнетения и политического деспотизма, что неминуемо произошло бы, если бы они подпали под власть таких деспотов, как Нимрод. Во-вторых, рассеянием Господь предотвращал возможность крайнего религиозного и нравственного развращения; и, в-третьих, человечеству, рассеянному по всей земле в виде отдельных племен и народов, представлялась полная свобода развивать свои национальные способности, а также устраивать свою жизнь сообразно с условиями местожительства и историческими событиями.
НАЧАЛО ИДОЛОПОКЛОНСТВА
Но, уходя все дальше и дальше в неизвестные для них земли, люди постепенно стали забывать предания об истинном Боге. Под влиянием грозных явлений окружающей природы люди сначала стали искать истинное понятие о Боге, а потом и совсем забыли Его. Забывая истинного Бога, люди, разумеется, не становились абсолютными атеистами, в глубине их духовной природы жило религиозное чувство, у них осталась потребность в духовной жизни, их души тяготели к Богу. Но, потеряв понятие о невидимом Боге, они стали обожествлять предметы и явления видимой природы. Так появилось идолопоклонство. Идолопоклонство выражалось в трех основных видах: сабеизме – обоготворение звезд, солнца и луны; зоотеизме – обоготворение животных; антропотеизме – обоготворении человека. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в Месопотамии, Египте и Греции.
Волны греха и суеверия опять, затопляя землю, грозили искоренить в сердцах людей истинную религию, а вместе с ней и надежду на грядущую Мессию, Который должен освободить людей от рабства греху и нравственной смерти. Правда, на земле среди всеобщего идолопоклонства и нечестия оставались еще отдельные лица, которые сохраняли истинную веру. Но окружающая среда быстро могла и их увлечь общим потоком неверия. Поэтому, чтобы сохранить семена истинной веры и подготовить путь грядущему Спасителю мира, Господь среди языческого мира избирает крепкого духом и верой патриарха Аврама, а в лице его и весь еврейский народ, который должен был произойти от него.