Понятие ресурсов власти и их типология
Социальная природа и сущность власти не могут быть раскрыты достаточно полно без уяснения вопроса о ресурсах власти. Последние, точнее их неравномерное распреде-ление, составляют одну из важнейших социальных причин подчинения одних людей другим. Сам термин "ресурсы", по М. Роджерсу, определяется так: "Ресурс - это атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым увеличивает способность влияния его обла-дателя на других индивидов или группы". Такое понимание ресурсов служит, видимо, первопричиной широкой трактовки ресурсов власти. Они представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. При таком расширитель-ном толковании понятия утрачивается специфика ресурсов власти как относительно само-стоятельного, обычно материализованного звена властных отношений, которое определя-ет взаимодействие агентов власти и служит важнейшим социальным фактором господства и подчинения.
При изучении власти предпочтительнее пользоваться понятием ресурсов в более узком понимании - восприятии их, как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. В такой интерпретации ресурсы власти - это важнейшие для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.); средства, способные повлиять на внутренний мир человека, мотивацию его действий (телевидение, пресса и др.); средства, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни (оружие, карательные органы, пользующиеся им). Ресурсы именно в таком понимании, наряду с субъектом и объектом власти, выступают одним из важнейших ее оснований.
Определяющая значимость ресурсов как основания политики и власти отражена во многих теориях: например, в концепции "социального обмена" П. Блау, согласно которой в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов; в модели политической системы Д. Истона, которая, по его мнению, представляет собой взаимо-действия, посредством кото(252)рых в обществе авторитетно (властно) распределяются ресурсы. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений тех, кто обладает ресурсами. Таким образом, одни становятся зависимы от других и подчиняются им.
Ресурсы власти, как и потребности людей, весьма разнообразны. Это делает необхо-димой их типологизацию. Вслед за авторами учебного пособия "Основы политической науки" (под ред. проф. В.П.Пугачева), мы представим ее в двух срезах: типология по характеру ресурсов власти и типология по сферам жизнедеятельности. Показ первой осно-вывается на типологии, предложенной А. Этциони. Ресурсы здесь делятся на утилитар-ные, принудительные и нормативные.
Утилитарные ресурсы - это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Принудительные ресурсы - это обычно меры административного воздействия, которые используются в случаях, когда утилитарные оказываются неэффективными. Нормативные ресурсы власти включают средства воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения. Их задача - убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, добиться одобрения действий субъекта власти и принятия его требований.
В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества ресурсы квалифицируются как экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные и демографические. Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания, а также деньги как их всеобщий эквивалент. Социальные ресурсы - это способность изменять (повышать, понижать) социальный статус, ранг "ли место в социальной стратификации. Частично они совпадают с материальными ресурсами; доход и богатства, например, являясь экономическими ресурсами, одновременно характеризуют и социальный статус - социальный ресурс. Однако есть, так сказать, чистые социальные ресурсы: должность, образование, (253) медицинское обслуживание, социальное обеспечение. К культурно-информационным ресурсам относятся знания и информация, а также средства их получения и распространения - институты науки и образования, СМИ и др. Воздействие этих ресурсов оказывается прямо пропорционально высокому уровню экономического и социально-культурного развития и обратно пропорционально низкому уровню. По мере развития человеческой цивилизации воздействие этих ресурсов на политическую власть возрастает. В индустриально развитых западных странах они уже сегодня играют чуть ли не определяющую роль. Известный американский социолог О. Тоффлер пишет, что "знания, в силу своих преимуществ (бесконечность, общедоступность, демократичность) подчинили силу и богатство и стали определяющими факторами функционирования власти" [Цит. по: Основы политической науки.- М., 1993.- С. 112]. Понятно, не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими и социальными ресурсами, но тенденция возрастания этих ресурсов в менее развитых странах обнаруживается довольно четко. Силовые ресурсы включают аппарат физического прину-
ждения, располагающий оружием и специально обученными людьми. Ядро их в государс-тве составляют армия, Полиция, службы безопасности, прокуратура и суд с их вещест-венными атрибутами (снаряжение, здания, тюрьмы и т. п.). Демографические ресурсы являются весьма специфическим, универсальным и многофункциональным ресурсом власти, создающим все другие ресурсы. Человек - создатель всех материальных ценностей (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), творец, получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы). Однако ресурсом власти личность выступает только в одном своем проявлении - используемая как средство реализации чужой воли.
Структура власти
Власть - поистине многоаспектный феномен, она имеет довольно сложную струк-туру. Последняя может быть представлена классификацией власти в зависимости от ресурсов, уровней функционирования и содержательности властных отношений. Руководствуясь соот (254) ветствующими критериями классификации, можно выделить до полутора десятков различных видов власти.
Одной из наиболее значительных группировок власти является деление ее в соответствии с ресурсами, на которых она базируется. Здесь различают экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную (силовую) власти. Эконо-ми-ческая власть состоит в контроле над экономическими ресурсами, в обладании собствен-ностью на различного рода материальные ценности. В нормальных условиях обществен-ного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти. Как подчеркнул известный экономист Ф. Хайек, "экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль над средствами достижения всех наших целей".
Социальная власть тесно связана с экономической, но в отличие от последней, предполагающей распределение материальных благ, означает распределение положения в социальной структуре, определения статусов, должностей и привилегий. С помощью социальной полигаки государство, воздействуя на социальный статус широких слоев населения, вызывает у них лояльность и поддержку существующему политическому режиму. На Западе социальная власть стала настолько весомой и распространенной, что многие государства называют себя социальными. Что же касается реализации власти на отдельных предприятиях, то возрастание роли социальной власти здесь проявляется в известном ограничении собственника в вопросах найма н увольнения работников, едино-личного определения вознаграждения за труд, понижения в должности или увольнения с работы. Эти и другие социальные вопросы регулируются законодательством и трудовыми соглашениями и реализуются при активном участии профсоюзов и производственных советов.
Духовно-информационная власть осуществляется при помощи научных знаний и информации, конкретная реализация ее проходит через институты социализации личности (общеобразовательная и высшая школы и т.д.) при участии СМИ.
Политико-силовая власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью легального применения физической силы или угрозы ее применения. (255)
Классификация институциональной власти в зависимости от уровней функционирования включает три взаимодействующих среза. Первый - это макрополитическая система высших инстанций власти (правительство, его центральные учреждения). Данная система власти распространяется на внутреннюю и внешнюю политику государства. Второй - это власть среднего или промежуточного уровня (мезовласть), образованная аппаратами власти среднего звена, бюрократией разных рангов, вплоть до муниципальных властей. Специфика этой власти не только в том, что она реализуется на региональном уровне, но и в том, что она связывает институциональ-ную власть (государственные структуры) с неинституциональной, неформальной властью (общественные организации, движения, группировки), политическую власть с неполити-ческой. Третий – это власть микроуровня, охватывающая непосредственное общение людей, самоуправление. Типология власти в содержательном плане представлена следую-щим образом. По наличию и глубине организационного начала власть разделяется на институциональную и неинституциональную. Первая организована в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, с иерархией отношений распоряженияподчинения. Это государственные структуры различных уровней. Вторая, в отличие от первой, не формализована, она реализуется в отсутствие четко выраженных руководящих и исполняющих звеньев. Это власть в политических ассоциациях, лидерство в неформальных группах. По количественному признаку, или по структуре правящего субъекта власть бывает единоличная (монархическая, самодержав-ная, диктаторская), олигархическая (власть сплоченной группы) и полиархическая (множественная власть ряда институтов - "разделенная демократия" в современных запад-ных странах). По социальному типу правления или, иначе, по социальной природе и структурной организации носителя власти существует власть монархическая и республиканская. Эта же классификация может иметь и другой вид: по режиму правления. В этом случае она характеризуется как демократическая и авторитарная, причем послед-няя может быть деспотической, тоталитарной. По применяемым средствам принуждения различаются власти (256) господства, насилия, принуждения ("лезвие меча" у Р. Арона и Machtpolitic у Дж. Сартори) и убеждения и авторитета ("шелковая нить закона" у Р. Арона и "мирная власть" у Дж. Сартори).