Понятие правовой системы
Право как социальный феномен представляет собой систему наряду с экономической, политической и иными системами общества. Праву присущи черты социальной системы в целом более высокого порядка. Признаками любой системы является связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура. В более конкретной характеристике «система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; она образует особое единство со средой; как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка»[179].
В познании систем выработано множество критериев их различия. Они подразделяются на макро- и микросистемы, суммативные и целостные, органические и неорганические, естественные и искусственные, самоуправляющиеся и несамоуправляющиеся, открытые и закрытые и другие. Наиболее общая классификация осуществляется по основным сферам их функционирования – естественные (природные) и социальные (общественные). Они тесно связаны между собой, имеют общесистемные качества и находятся в субординационных отношениях. В то же время каждая из них обладает определенной автономией, имеет свои особенности и свои закономерности.
Социальным системам свойственны общесистемные признаки и свои, специфические. «Системы социального порядка в самой общей форме представляют собой взаимодействие человека и освоенной им «очеловеченной» природы, той самой части природной среды, которую человек вовлек в орбиту своей общественной и прежде всего производственной деятельности. Связь человека со средствами, предметами и результатами его труда есть основная, фундаментальная связь, главное в структуре социальной системы»[180]. Особенность социальных систем сопряжена с появлением в них сознательной волевой деятельности людей, привносящих лишь относительную устойчивость их структур, усложнение элементов, особую активность в их взаимодействии, целеустремленность в функционировании. Любая социальная, в том числе и правовая, система характеризуется: 1) целостностью, т. е. внутренне согласованным единством, высшей ступенью единого, целого; 2) разновидностью ее составных частей; 3) сложностью элементов, образующих систему; 4) относительной устойчивостью структур; 5) высокой активностью во взаимосвязях и взаимодействиях составных частей; 6) целеустремленностью, целенаправленностью в функционировании.
В научной и учебной современной юридической литературе некоторые авторы разграничивают понятия «система права» и «правовая система», объявляя ее чуть ли не новым понятием. Вряд ли можно с этим согласиться и потому, что такое разграничение противоречит лингвистическому пониманию, и потому, что это не новое понятие. Понятие «правовая система» употреблялось и раньше, в частности, Д. А. Керимовым[181], Л. С. Явичем[182] и другими. Следовательно, система права и правовая система – это одна и та же категория, охватывающая право в системном аспекте. Разграничение системы права и правовой системы подверг критике и В. С. Нерсесянц[183].
Ближе к истине те авторы, которые характеризуют категорию «правовая система» в широком и узком ее понимании. В юридической литературе идет борьба мнений по поводу узкого и широкого понимания правовой системы и ее определения. В поле зрения полемики находится главным образом структурная сторона системы, ее элементы. При характеристике объемного, структурного аспекта любого социального понятия всегда будут разноречия, ибо реальные явления и процессы, отражаемые в понятиях, не примыкают одно к другому, как кирпичики, а неизбежно взаимопроникают одно в другое. Ни одно общественное явление, процесс или состояние не может пребывать в чистом виде. Тем более юридическое, которое по природе своей обязательно, так или иначе совокупно отражает фактическую реальность, бытующую в обществе, являясь формой его отражения. Этим обстоятельством, главным образом, и объясняются разноречия в определениях правовой системы.
Американский исследователь Л. Фридмэн в правовой системе обнаруживает три составные группы: 1) структуру (принципы правовой системы и правовые учреждения); 2) сущность (нормы и образцы поведения внутри правовой системы, решения, живой закон, нормы, которые принимаются); 3) правовую культуру (отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества). Тремя группами правовых явлений, по утверждению В. Д. Попкова, характеризуется структура правовой системы и в работах российских ученых, вычленяющих, во-первых, юридические нормы, принципы и институты (нормотворческую сторону); во-вторых, совокупность правовых учреждений (организационную сторону); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовую культуру[184].
В действительности же в русскоязычной литературе позиций по структуре правовой системы гораздо больше. В частности, В. К. Бабаев называет пять основных элементов, а именно: 1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика); 2) право и выражающее его законодательство; 3) правовые отношения; 4) юридическая практика; 5) юридическая техника[185]. Некоторые авторы ведут речь о пяти уровнях правовой системы: субъективно-сущностном (субъекты права), интеллектуально-психологическом (правосознание индивидуальное и общественное), нормативно-регулятивном (нормы права), организационно-деятельном (реализация права), социально-результативном (насколько человек как субъект права освоил правовую действительность)[186].
Категория «правовая система» в юридической литературе трактуется разноречиво: и как система правовых норм; и как взаимосвязь правовых норм и правоотношений; и как совокупность и взаимодействие юридических норм, принципов, институтов, правовых учреждений, правовых взглядов, идей, представлений, правотворчества, форм и способов реализации права, правового мышления; и как правовая форма выражения общественных отношений, выступающая в виде взглядов, отношений, учреждений, институтов, режимов, процессов, статусов[187]. Она определяется и как «совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны»[188], и как «целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей»[189].
Определение правовой системы, приближающееся к истине, должно основываться прежде всего на сути любой системы вообще, специфике социальной системы и особенностях системы правовой, исходя из реально сложившегося явления, именуемого правом, не только на уровне конкретной национальной правовой системы, но и существующих основных правовых систем мира (правовых семей); а также на уровне международного права как суперсистемы.
Правовая система поистине уникальна. Ее важнейшая особенность состоит в том, что это – социальная сверхсистема, система всех других регулируемых ею систем, аккумулирующая в себе ее характерные свойства в юридической форме и в то же время формирующая в процессе становления права как социального явления свое собственное содержание, свои характерные черты, свою структуру, свои составные части.
Как система, право образуется под воздействием объективных и субъективных правообразующих и правотворческих факторов, прежде всего правосознания и законодательства, а также его реализации. Основными составными элементами правовой системы и являются: устойчивое общественное правосознание, правовое законодательство, правоотношения. Важным звеном ее является также процедура правотворчества и правореализации. Как и всякая система, система правовая – это взаимодействие ее структур. А поскольку эта система по природе своей целенаправленно регулятивная, постольку ее компоненты являются не просто элементами, а факторами особой активности. Ее специфика и в том, что она по своей объективной необходимости превосходит все другие регулятивные социальные системы.
Исторически у каждого народа право складывается само собой как устоявшийся порядок отношений между людьми, непосредственно обусловленный осознанной необходимостью соблюдать всеобщие правила (обычаи) в процессе совместного участия в производстве, обмене, распределении и потреблении. Эти правила выработались, в конечном счете, под воздействием объективных потребностей жизни, практической деятельностью организованных в общество людей. Так возникло, в частности, право древнеиндийское, древнегреческое, древнеримское, древнегерманское, древнерусское и другие правовые системы. Об этом свидетельствуют законы Ману, Законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда – акты, закрепившие в основном обычаи. В праве изначально закладывалось то, что приемлемо для всех членов общества, – общесоциальная справедливость. И лишь усиление государственного правотворчества, позиций интересов властвующих нередко уводило законодательство и судебную практику от права, его природы, его сущности.
В русле общих потребностей у различных народов, идущих по пути прогресса, осуществлена, в частности, рецепция римского права. Неизбежно происходит заимствование одной национальной правовой системой всего лучшего, приемлемого у другой системы. Так возникли правовые семьи или, как их именуют еще, основные правовые системы мира (романо-германская, англосаксонская, мусульманская и другие).
Общечеловеческие ценности воплотились и в сформировавшейся системе международного права. Оно также возникло из жизненных потребностей общения между народами, прежде всего в сфере экономической, особенно торговой, на основе обычаев в обмене своей продукцией. Именно поэтому выдающиеся древнеримские юристы нарекли его правом народов (jus gentium) – совокупностью таких правил, которые установлены естественным разумом у всех народов.
Таким образом, реально сформировались три уровня правовой системы: национальные правовые системы, основные правовые системы мира и международная правовая система. Все они имеют свои особенности и в то же время системную общность.
Общим для всех уровней правовой системы являются системообразующие факторы. К их числу относится: научное, профессиональное и общественное правосознание; деятельность субъектов правотворчества, особенно государства, его правоустановительных органов; потенциальная возможность правотворческих процедур; обострение противоречий, требующих правового упорядочения во всех жизненно важных сферах; механизм действия объективных законов регулируемых общественных отношений; конкретно-исторические условия, в которых они функционируют. Всем правовым системам присущи следующие функционирующие элементы: устойчивое правосознание, правовые нормы, формы их выражения (источники права), формы их реализации (соблюдение, использование, исполнение, применение), правовые процедуры правотворчества, правоустановления и правореализации, правопорядок.
Правовая система в широком ее понимании – это закономерно связанная целостность устойчивого правосознания, всех правовых норм, форм их выражения (источников) и их реализации, а также правотворческих, правоустановительных и правореализующих процедур, обеспечивающих регулирование общественных отношений по пути прогрессивного их развития.
Правовая система в узком смысле представляет собой закономерно связанную целостность всех правовых норм, форм их выражения (источников), институтов и отраслей, предназначенных для упорядочения общественных отношений с целью обеспечения социального прогресса.