Глобальные проблемы современности. Международные отношения, международные политические отношения, межгосударственные отношения, мировая политика
Международные отношения, международные политические отношения, межгосударственные отношения, мировая политика, международный политический процесс, глобализация, международные организации, общечеловеческие ценности, глобальные проблемы современности, национальные интересы, национальная безопасность, международное право, национальное государство, внешняя политика государства, внешнеполитические приоритеты,
международное сотрудничество, международные конфликты.
***
Представленные в лекциях информация, факты и выводы отражают основное содержание политологии как науки и учебной дисциплины, являются «исходной точкой» для углубленного самообразования, формирования научного мировоззрения, размышлений о нашей противоречивой действительности, выработки собственных политических взглядов и убеждений. Некоторые вопросы освещаются предельно лаконично, без развернутой аргументации. Авторы исходили из того, что студенты продолжат изучение обозначенных в лекциях актуальных тем и проблем, используя рекомендованные источники и литературу к семинарам, возможности самостоятельной учебно-по- знавательной деятельности.
Внимательно ознакомьтесь со структурой и содержанием разделов Приложений. Здесь вы найдете все необходимые информационно-аналитические, методические, справочные, наглядно-графические, диагностические материалы, позволяющие рационально, с минимальными затратами свободного времени пополнить, обогатить и закрепить политические знания, навыки и умения, оценить их качество и продуктивность.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методические советы студенту
Учитесь слушать и записывать лекции
Академическая (учебная) лекция (от лат. lectio — чтение) по политологии — традиционная форма политического образования и воспитания студентов. Она отличается своими достоинствами:
♦ лекция — незаменимый источник систематизированных знаний по всем темам и разделам учебной дисциплины;
♦ преподаватель непосредственно общается со студентами, вовлекая их в творческий процесс коллективного поиска истины;
♦ лектор акцентирует внимание на ключевых, сложных для понимания и дискуссионных вопросах; представляет новые, свежие факты и аргументы, отражающие достижения науки и общественной практики;
♦ студенты имеют возможность задавать лектору вопросы и получать на них квалифицированные ответы; свободно выражать свое мнение по актуальным политическим проблемам;
♦ лекция — это совокупность средств, приемов и методов трансляции и производства политических знаний, стимулирующих духовно-нравственное развитие студента;
♦ лекционная информация составляет фундамент политического самообразования, способствует формированию гражданских качеств, демократической политической культуры личности.
Лекции необходимо записывать. Как свидетельствуют социологические исследования, студенты, игнорирующие это правило, через 10 — 15 дней воспроизводят только 4 — 5 % лекционной информации. Студенты же, аккуратно посещающие лекции и обладающие культурой их конспектирования, пытливые и творчески мыслящие, усваивают и сохраняют продолжительное время в своей памяти 90 — 95 % информации лектора.
Конспектирование лекции — ответственная задача. Его качество и культура зависят и от лектора, и от индивидуальных особенностей студента, уровня его политической подготовки.
Правильно составленный конспект отвечает высоким педагогическим критериям:
♦ отражает основные тезисы, идеи, факты, положения и выводы лектора;
♦ свидетельствует о творческом восприятии студентом информации, суждений и доказательств лектора;
♦ лаконично раскрывает содержание раздела (темы) учебного курса, сущность концепций, теорий и проблем, политических интересов, явлений, событий и процессов;
♦ отличается грамотностью, убедительностью, аккуратностью записей, использованием общепринятых сокращений слов и терминов.
Подготовка к семинарам — творческий процесс
Цель семинаров по политологии — в обогащении и закреплении знаний, развитии творческих способностей студентов, навыков коллективного обсуждения проблем и публичного выступления.
Программа по политологии требует прилежания и планомерных интеллектуальных усилий, тщательной проработки рекомендуемых источников информации, заинтересованного участия в дискуссиях.
Подготовка к семинарам включает:
♦ изучение конспектов лекций, учебной и специальной литературы, документов и периодических изданий;
♦ ознакомление с наглядно-графическими материалами, решение тестовых задач, написание рефератов и комментариев;
♦ осмысление аргументов для участия в дискуссиях;
♦ составление тезисов для выступления в роли оратора.
Согласитесь, что качественное решение этих задач предполагает систематический, напряженный, творческий труд. Если студент им не пренебрегает, его учебно-познавательная деятельность отличается высокими результатами и приносит удовлетворение.
Суть интеллектуально-творческого процесса подготовки к дискуссиям на семинарах заключается в рациональном использовании потенциала политической науки — кропотливом изучении литературы, политических документов, периодических изданий. Бесспорно, незаменимы аудиторные формы обучения — лекции и семинары. Однако их эффективность в определяющей степени зависит от желания и способностей кропотливо, творчески постигать «тайны» науки, действительности, политических ценностей и интересов, целей и задач, явлений и процессов. Как метко выразился А. Эйнштейн, «ты никогда не решишь проблему, если будешь думать также, как те, кто ее создал».
Качественное политическое самообразование предполагает:
♦ овладение культурой чтения политической литературы, восприятия лекций, методикой подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам;
♦ постижение принципов и навыков критически-творческого политического мышления, полемики и коллективного взаимодействия в поиске истины;
♦ усвоение методов конспектирования политических текстов, подготовки аналитических рефератов и комментариев, основ искусства публичного выступления;
♦ развитие политических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Рекомендуется обращаться к сборникам афоризмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок. Мудрость, накопленная человечеством в сфере познания социальных явлений, помогает постижению смысла концепций и теорий политологии, стимулирует научный интерес, обогащает понимание современных реалий и перспектив общественного развития. В УМК приводятся суждения известных ученых, писателей, поэтов, художников, политических и общественных деятелей, опубликованные в специальных изданиях. Постарайтесь вникнуть в их содержание, сопоставить изречения с современными трактовками политики, своими оценками нынешней действительности.
Сэкономит ваше свободное время и поможет глубже понять политические феномены обращение к разделу «Наглядно-графические материалы». Разнообразные схемы и таблицы отражают систематизированную научную информацию, дают структурированное представление о ключевых проблемах бытия, политических институтах и отношениях.
Раздел « Тесты для диагностики качества знаний» предоставляет реальную возможность не только закрепить, обогатить знания, но и самостоятельно проверить уровень их усвоения.
Тесты отражают все разделы и темы учебной программы. Ответ на вопрос теста признается правильным, если он по своему содержанию согласуется с научными представлениями, отраженными в тексте авторских лекций. Если вы ответили на все вопросы, предусмотренные эталоном по каждому разделу курса политологии, без колебаний выставляете себе 10 баллов. В случае невыполнения 10 % задач, ваши результаты оцениваются 8 — 9 баллами. Когда же вы не осилили 50 % упражнений, задумайтесь о серьезных пробелах в самообразовании: результаты познавательных усилий могут быть оценены только 4—5 баллами.
Политическая дискуссия — искусство
В цивилизованном политическом споре рождается истина. В этом тезисе заключен глубокий смысл. Коллективное обсуждение актуальных, противоречивых или не исследованных учеными проблем побуждает к размышлениям, критической оценке сложившихся представлений и выработке теоретически выверенной личностной позиции.
Дискуссия (от лат. «discussion» — рассмотрение, исследование) предполагает компетентность в обсуждаемых вопросах и соблюдение норм политической полемики.
Опыт организации дискуссий на семинарах позволяет сформулировать характерные недостатки, снижающие их результативность:
♦ спор не по существу (непонимание некоторыми участниками сути рассматриваемых проблем, их неподготовленность к обсуждению);
♦ неуважение, нетерпимость к иному мнению и неумение отстаивать собственные взгляды и убеждения;
♦ поверхностность суждений и предложений;
♦ неразвитость политического языка и представлений об искусстве полемики.
Готовясь к диалогу (дискуссии, полемике), важно осмыслить идеи мыслителей прошлого и современных ученых, сформулированные в разделе «Информация и проблемы для дискуссии на семинарах». Творческий поиск ответов на поставленные вопросы позволит уяснить особенности и противоречивый характер политической жизни различных стран, народов и регионов мира.
Вникните в логику идей и положений политических мыслителей и современных политологов, осмыслите их, продумайте аргументы «за» или «против» в ответах на поставленные вопроси. Полезно также обратиться к литературе об искусстве дискуссии (полемики), имеющейся в библиотечных фондах.
Самообразование — залог качества политических знаний
Углубленное изучение специальной литературы, произведений мыслителей прошлого и современных ученых, решений властных институтов, законов и выступлений политических лидеров не в состоянии заменить самые содержательные лекции и семинары. Студенты, недооценивающие значение этого вида деятельности, как правило, обнаруживают узость миро- | воззрения, ограниченность политической лексики, неразвитую способность к логическому, творческому мышлению, аргументации своих взглядов и убеждений.
«Стремись стать разумным» — советовал древний мыслитель Гораций. В этих словах заключен глубокий смысл. Без личного желания достичь высот в познании наук и жизни, стать совершеннее в интеллектуальном, духовно-нравственном отношении, человек не может достичь профессионального успеха и счастья. Только собственные усилия гарантируют постепенное продвижение к вершинам истинного знания и мудрости.
Планомерное, методически грамотное изучение рекомендуемой литературы открывает загадочный мир практической политики, обогащает ценностные ориентации и познавательно-творческий потенциал личности.
Целеустремленное политическое самообразование позволяет:
♦ проникнуть в творческую лабораторию мыслителей различных стран и регионов мира, обогатить свою память их идеями, положениями и выводами;
♦уяснить различные методологические подходы к анализу политических явлений и процессов, что стимулирует свободное самоопределение в политической жизни;
♦ приобщиться к сокровищнице общечеловеческих политических ценностей, которые составляют фундамент демократических преобразований в белорусском обществе, социального прогресса;
♦ ощутить пульс современной политической науки и общественной практики.
Для успешного самообразования необходимы определенные условия:
♦ знание приемов продуктивного изучения политической книги;
♦ личная заинтересованность, систематичность и настойчивость в учебно-познавательной деятельности;
♦ умение извлекать из общественно-политической литературы и документов главные идеи и выводы, критически их оценивать, объяснять и конспектировать;
♦ владение навыками работы с политическими произведениями, правовыми актами, энциклопедиями, словарями, справочниками, статистическими сборниками, наглядными пособиями, периодикой.
Разумно организованное изучение политической книги подразумевает:
♦ правильный выбор публикаций для чтения, углубляющих понимание разделов и тем курса политологии; умелую работу с указателями литературы, библиотечными каталогами и картотеками;
♦ предварительный просмотр книги (документа) — внимательное ознакомление с ее аннотацией, предисловием, оглавлением (композицией), научно-справочным аппаратом;
♦ осмысление содержания текста, творческое, критическое отношение к нему, выделение и анализ наиболее существенных идей и положений;
♦ выяснение сути незнакомых или вызывающих сомнения понятий, терминов, иностранных слов (с помощью словарей, справочников, энциклопедий);
♦ уяснение политической обстановки, в которой появилась книга (документ), а также позиций, взглядов ее персонажей;
♦ составление плана, тезисов, конспекта изучаемого произведения; отражение в своих записях научных проблем и результатов их решения автором книги, их значения для современной политической теории и практики.
Самостоятельное познание студентом науки о политике — незаменимый источник знаний о современном мире, его тенденциях, заботах и достижениях. Она обогащает духовно-нравственный мир только стремящегося к знаниям, любознательного человека, умеющего читать и размышлять о прекрасных мгновениях, коллизиях и проблемах жизни.
Самообразование предполагает трудолюбие и систематичность. Разумно используйте свое время. Не откладывайте назавтра то, что можно сделать сегодня. «Завтра» — великий враг «сегодня»; «завтра» парализует наши силы, «доводит нас до бессилия, поддерживает в нас бездействие». Вряд ли можно не согласиться с мнением французского политического деятеля, историка и публициста XIX в. Э. Лабуле.
Как составить конспект политической книги
Изучение политической книги — процесс творческого познания ее концептуальных идей, формулирования собственных суждений об авторской позиции. Для прочного закрепления в памяти содержания произведения рекомендуется его конспектирование — краткое изложение теоретических положений и выводов. Конспект используется на семинарских занятиях, облегчает подготовку к промежуточному зачету и экзамену, составление аналитических комментариев и рефератов.
Изучение произведения должно сопровождаться фрагментарными записями прочитанного, которые затем систематизируются и обретают качества конспекта. Такие записи материализуются в различных формах — краткого и развернутого плана, выписок, тезисов, аннотации, резюме.
Конспект отличается от фрагментарных записей:
♦ кратким изложением сведений о логике и структуре книги, рассматриваемых в ней проблемах и их актуальности, о ее авторе;
♦ систематизированным, обобщенным и лаконичным анализом содержания произведения; указанием на преемственность и новизну авторских идей и выводов;
♦ достоверностью и аккуратностью записей, ссылок на соответствующие страницы произведения.
Свои особенности имеет конспектирование политических документов — государственных, партийных, международных. Ознакомление с ними рекомендуются при подготовке к семинарским занятиям, потому как без их осмысления невозможно творческое познание политики как незаменимого властного инструмента управления обществом. Эти документы печатаются в специальных изданиях, которые рекомендуют преподаватели. Чтобы найти в библиотечных фондах текст конкретного документа, нужно знать его название и дату принятия.
Важный источник политической информации — тексты речей, статьи и книги государственных и партийных деятелей. С помощью преподавателя можно ускорить их поиск, уточнить проблематику, методы конспектирования.
Показатели культуры политической речи
Каждый изучающий политологию выступает в роли оратора. И выполняет он эту роль должным образом, если усвоил основы ораторского искусства. Можно возразить: надобно ли студенту владеть этим видом творчества? Ответ сформулируем в форме вопроса: а возможно ли иным способом построить свое публичное выступление интересно, ярко и образно, чтобы положительно повлиять на сознание и поведение слушателей?
Сила красноречия всегда высоко ценилась именитыми личностями всех времен и народов. Наука о политическом красноречии берет свое начало с «Риторики» Аристотеля, представляющей собой анализ языка, стиля, структуры и содержания публичных выступлений древних ораторов.
Готовясь к участию в обсуждении спорных научных проблем на семинарских занятиях и конференциях, важно сосредоточиться не только на предмете своей речи, но и на ее логике, языке и стиле, ответах на возможные вопросы. Особое внимание следует уделить политологическим категориям, уяснению достоинств и недостатков изученных источников.
Технологию подготовки политической речи можно условно изобразить в виде схемы: определение темы выступления , изучение научной литературы, разработка плана (структуры) речи, осмысление теоретических выводов и эмпирической информации , выбор приемов изложения и аргументов, усиливающих интерес слушателей. Желательно прибегнуть к упражнениям, повышающим выразительность и привлекательность (художественность) языка и стиля выступления.
Готовясь к публичной речи, используйте преимущества письменных упражнений. Как подчеркивал М.Т.Цицерон, «письмо развивает искусство владения словом».
Реферат (доклад) и комментарий по политологии
Слово «реферат» происходит от лат. «refere» — докладываю, сообщаю. Оно означает краткое изложение научной проблемы, произведения или документа. Содержание реферата (доклада) или комментария (от лат.«commehtarium» — толкование, объяснение) — показатель творческих возможностей автора, его исследовательской культуры.
Оценивая выполненное студентом исследование, преподаватель ориентируется на выработанные педагогической практикой показатели его качества:
♦ уровень исследовательских навыков: качество плана реферата, подбора литературы, систематизации и анализа фактов и идей; творческий характер авторских суждений, замечаний, выявленных им противоречий и недостатков;
♦ самостоятельность мышления студента: обоснованность, точность и полемичность оценок идей и положений документа или произведения;
♦ понимание автором значения теоретических изысканий для политической практики и избранной профессии.
Студенты могут выступать с рефератами (докладами) и комментариями на семинарах и научных конференциях. Их тематика предложена в разделах «Политологический тренинг». Она посвящена:
♦ творческому наследию политических мыслителей прошлого;
♦ политическим произведениям;
♦ политическим документам;
♦ опубликованной социологической информации о политических процессах в обществе;
♦ актуальным политическим проблемам.
Основные требования, предъявляемые к публичному выступлению:
♦ актуальность темы исследования;
♦ критически-творческая интерпретация научных идей, фактов, положений и выводов, использованной литературы и документов;
♦ самостоятельность и доказательность авторских суждений о научной проблеме;
♦ свободное владение политической лексикой, категориями науки, методами убеждающей коммуникации.
Рефераты (доклады), комментарии или тезисы выступлений, представляемые на вузовские научные конференции и республиканские конкурсы, должны быть апробированы (заслушаны и оценены) на семинарских занятиях, в творческих объединениях студентов или на конференциях в учебных группах. Выдвижение лучших исследований на вузовскую конференцию или конкурс инициируют кафедры, творческие объединения, академические группы, научные руководители студенческих работ.
Качественное выполнение реферата (доклада), комментария и публичное выступление предполагает вдохновение: живой интерес к теме, увлечение проблемой, желание потрудиться. Как свидетельствуют творческие личности, «вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (Я. Я. Чайковский).
Промежуточный зачет — форма аттестации
Промежуточный зачет по политологии предшествует экзамену, является эффективной формой контроля самостоятельного изучения курса политологии. Как правило, зачет проводится в письменной или устной форме. Студентам предлагается выполнить индивидуальные задания, включающие контрольные вопросы различного уровня сложности. Варианты таких заданий отражены в специальном разделе (см. Приложения).
Оценивая ответы студента на поставленные вопросы, преподаватель учитывает:
♦ соответствие структуры и содержания ответов требованиям учебной программы;
♦ глубину усвоения студентом политической науки, ее теоретических, прикладных аспектов, категорий (понятий), закономерностей политической сферы общества;
♦ способность студента обобщать и логически излагать политические факты, анализировать явления и события, грамотно формулировать научные выводы и собственные суждения;
♦ аргументированность оценок политических процессов.
Обратите внимание на две разновидности вариантов контрольных вопросов — для устного и письменного зачета. Они различаются степенью сложности. Контент-опрос предполагает экспресс-ответы. Его цель — выяснить и оценить уровень усвоения студентами политологических категорий, персоналий науки и ее источников, степень их политической информированности.
Если преподавателем сделаны замечания по структуре и содержанию ответов, то их желательно устранить в процессе самостоятельной работы.
Как подготовиться к экзамену
Экзамен по политологии — форма аттестации студентов, контроля качества усвоенных ими политических знаний, навыков и умений. Чтобы достойно выдержать аттестацию, к ней надлежит тщательно готовиться:
♦ уяснить требования государственного образовательного стандарта по политологии (они изложены в лекции «Политология — наука и учебная дисциплина»)',
♦ выявить пробелы в изучении всех разделов и тем курса посредством тестовой диагностики;
♦ составить индивидуальный план-график подготовки к экзамену;
♦ повторить все темы и разделы политологии, используя конспекты лекций, выполненные упражнения в рамках «Политологического тренинга», содержащиеся в «Приложениях» информационно-аналитические, наглядно-графические, методические и справочные материалы, рекомендуемую литературу к семинарам;
♦ систематизировать и конкретизировать политические знания, оценить их качество через призму контрольных вопросов к экзамену и индивидуальных заданий для промежуточного зачета.
Непрерывно консультируйтесь с преподавателем. Придерживайтесь плана-графика. Разумно (с пользой для своего здоровья) сочетайте напряженную подготовку к аттестации с содержательным досугом.
Получив экзаменационный билет, внимательно осмыслите сформулированные вопросы. Не рекомендуется составлять полный текст ответов на них. Можно ограничиться развернутым планом изложения материала, не противоречащим структуре и содержанию учебной программы курса. Тщательно обдумайте то, что сообщите преподавателю.
Отвечайте спокойно, уверенно, не торопясь. Избегайте общих рассуждений и многословия. Излагайте мысли лаконично и последовательно. Главная ваша задача — раскрыть суть вопросов, указанных в экзаменационном билете.
Не смущайтесь, если преподаватель задает дополнительные вопросы с учетом вашей творческой активности на семинарах, результатов промежуточного зачета и самообразования.
Методические советы преподавателю
УМК по политологии — инструмент внедрения инноваций
Современное образование требует от преподавателя-политолога нетрадиционных методов учебно-воспитательной деятельности. Только новые подходы, адекватные вызовам времени, могут обеспечить качественную подготовку специалистов с активной гражданской позицией и демократическим менталитетом.
Надежный механизм реализации этого бесспорного императива нашего времени — индивидуальные учебно-методические комплексы (УМК) как качественно новый, инновационный тип учебной литературы для студентов вузов.
Сегодня не вызывает сомнений в профессиональной среде, что издание курсов лекций, «разрозненных» вузовских методических разработок, объемных хрестоматий, поспешно составленных пособий для подготовки к экзамену (точнее — «легальных шпаргалок») — наследие прошлого, которое требует критического переосмысления. На повестке дня — обеспечение студентов учебной литературой нового поколения, отвечающей качественным критериям: комплексности, информативности, социально-практической направленности. Этим критериям отвечают УМК. Можно без преувеличения сказать, что УМК — тот тип учебной литературы, который востребован образовательной практикой и общественной системой воспитания в начале нынешнего века — века демократических перемен, информации и стремительно развивающихся инновационных технологий.
Преимущества комплексов очевидны. Они представляют собой системный, универсальный механизм материализации новых подходов к преподаванию политологии и других общественных наук. Как подтверждает опыт, комплексы обладаюг ничем не заменимым интеллектуально-технологическим ресурсом обновления гуманитарного образования и гражданского воспитания в вузе. Их методический и информационный потенциал способствует раскрытию и обогащению творческих возможностей и студентов, и преподавателей, актуализации содержания и методов педагогической деятельности, компьютеризации познавательного процесса.
' Критерии полноценного комплекса по политологии:
♦ строгое соответствие структуры и содержания требованиям государственного образовательного стандарта и базовой (утвержденной Министерством образования) учебной программы по дисциплине;
♦ новизна и системная экспериментальная проверка предлагаемых методов обучения;
♦ демократический ценностно-мировоззренческий и идей- но-воспитательный потенциал;
♦ компактность, наличие в издании совокупности (комплекса) методических материалов: авторских лекций по всем разделам и темам образовательной программы в лаконичном, доступном для восприятия тезисном изложении; рекомендаций и советов студенту и преподавателю, информационно-аналитических, справочных, наглядно-графических, диагностических разработок;
♦ соответствие теоретико-методологического уровня достижениям мировой науки;
♦ высокая информативность, неразрывно связанная с изучаемой проблематикой политической жизни Беларуси;
♦ векторная направленность на использование в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.
Инновационный потенциал УМК обусловлен гармоничным взаимодействием составляющих его субстанциональных, нетрадиционных по характеру компонентов: научно-методического, идейно-воспитательного, научно-исследовательского, организационно-методического.
Научно-методический компонент УМК
Структура и содержание комплекса включает совокупность элементов: тезисы лекций преподавателя; программу семинарских занятий; тренинг по каждому разделу дисциплины; теоретические и прикладные проблемы для дискуссии; совокупность тестов различных уровней сложности; словарь; интерпретации и комментарии; аналитическую информацию о персоналиях науки; наглядно-графические материалы; индивидуальные задания для промежуточного зачета; контрольные вопросы к экзамену; фрагменты текстов источников; методические рекомендации студенту и преподавателю.
Авторский комплекс качественно отличается своей архитектоникой (структурой, содержанием, уровнем научно-методического обеспечения) от традиционной литературы для студентов (курсов лекций, пособий по подготовке к экзаменам, методических разработок по разделам курса политологии).
На статус УМК могут претендовать издания, включающие полный и гармоничный учебно-методический «пакет», необходимый студентам для успешного изучения политической науки. Они должны тщательно разрабатываться, апробироваться, верифицироваться, непременно рецензироваться на предмет присвоения государственного грифа и финансироваться государством, а не частными структурами.
Еще раз подчеркнем: все компоненты УМК должны быть гармонизированы, органично взаимосвязаны.
Предназначение комплекса по политологии — в ориентации студентов на использование в образовательном процессе совокупности интерактивных методов, развивающих крити- чески-творческое мышление, укрепляющих инновационный потенциал лекций и семинарских занятий, самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В первую очередь таких, как: тестирование; диалог с мыслителями прошлого и современными учеными; самостоятельный исследовательский поиск; дискуссии; овладение навыками публичного выступления и социального лидерства; выполнение индивидуальных контрольных заданий; углубленное изучение дисциплины с использованием классических произведений, научных периодических изданий и нормативных правовых актов; планомерное усвоение категорий науки.
Элементы, составляющие структуру и содержание комплекса, опираются на качественно новую методологическую основу, предполагают творческий поиск нетрадиционных подходов к политическому образованию и воспитанию студентов, разнообразных педагогических проектов.
Воспитательно-мировоззренческий потенциал УМК
Идейно-воспитательный компонент УМК коренится в интерактивной парадигме преподавания гуманитарных наук, укрепляющей статус общественного, гражданского воспитания в вузе. Новизна парадигмы заключена:
♦ в ценностной ориентации на формирование демократической культуры личности;
♦ в системе инновационных методов, формирующих духовно-нравственный, научно-мировоззренческий потенциал, профессиональные и творческие качества выпускника вуза;
♦ в демократическом стиле организации и регулирования учебно-воспитательного процесса, укрепляющем доверие и взаимопонимание между педагогами и учащимися;
♦ в личностной, индивидуальной направленности обучения и воспитания;
♦ в повышении ответственности студентов и педагогов за конечные образовательные результаты.
Выступая на семинаре по вопросам идеологической работы в 2003 г., Президент Республики Беларусь Л. Г. Лукашенко справедливо оценил сложившуюся ситуацию: «Во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями. И если с формированием специалиста мы еще как-то справляемся, то с воспитанием гражданина дело обстоит из рук вон плохо».
Профессиональное использование потенциала комплекса позволяет повысить качество политической социализации студентов.
Научно-исследовательский вектор УМК
Комплекс должен воплощать в себе новейшие достижения мировой науки и свидетельствовать о критически-творческом отношении к ним преподавателя, его профессиональном мастерстве, реальных возможностях как вдумчивого, скрупулезного, не ангажированного исследователя.
Преподаватель призван выражать на лекциях в студенческой аудитории критически-творческое отношение к общественным реалиям, недостаточно изученным или дискуссионным проблемам науки. Это побуждает его к активной исследовательской деятельности, постоянному участию в международных конференциях и симпозиумах, подготовке монографий, учебников и статей, конкретизирующих, углубляющих или опровергающих те или иные положения науки и педагогической практики.
Результаты самостоятельного познания преподавателем социальных проблем непременно должны публиковаться не только в периодических изданиях или монографиях, статьях и докладах, но и апробироваться в студенческой аудитории. Их следует рекомендовать для углубленного изучения учебного курса.
Непреложная задача преподавателя — вовлечение студентов в научно-исследовательский процесс. Важно вести непрерывный поиск новых методов приобщения студентов к научному творчеству. Авторы пособия экспериментально апробируют концептуальную модель студенческого научного семинара «Политическая наука XXI века: методология и тенденции развития».
В его рамках функционирует девять предметно-тематических секций: их участники — студенты, изучающие учебные курсы «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства». Они имеют возможность овладевать методикой политического анализа, обсуждать самостоятельно выполненные микроисследования, с помощью руководителя семинара выяснять степень соответствия полученных результатов научным критериям.
Любознательных и инициативных студентов привлекает разнообразная проблематика секций:
«Демократия: политико-правовые аспекты»; «Эволюция политической науки в Беларуси и России: проблематика и методология исследований»; «Гражданское общество в Беларуси: тенденции становления и развития»; «Белорусская модель социально-экономического развития: методологические проблемы и практика»; «Идеология белорусского государства как инструмент познания и преобразования общества»; «Политическая система Республики Беларусь: тенденции и закономерности развития»; «Политическая культура: теория и национальная специфика»; «Динамика идеологического процесса в Республике Беларусь»; «Глобализация: международная безопасность и национальные интересы».
Тематику исследований в рамках проблематики секций предлагают слушатели семинара. После ее согласования и совместной корректировки с преподавателем каждый студент самостоятельно:
♦ формирует банк источников и литературы;
♦ формулирует научную проблему;
♦ определяет, консультируясь с преподавателем, методы, приемы и процедуры политического анализа;
♦ представляет преподавателю результаты политической аналитики в Форме коаткого реферата книги, статьи или научного доклада.
Верификация (проверка истинности) полученных результатов осуществляется в процессе консультирования, коллективных дискуссий, публичных выступлений на практических занятиях по учебным курсам «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», конференциях.
Качественные показатели научного доклада:
♦ актуальность темы исследования;
♦ критически-творческая интерпретация научных идей, фактов, положений и выводов;
♦ анализ использованных источников эмпирической информации;
♦ самостоятельность и доказательность авторских суждений о научной проблеме;
♦ соответствие установленным правилам оформления научной работы.
Оценивая подготовленные научные работы и публичные выступления, оппоненты (из состава слушателей семинара), назначаемые преподавателем, обращают первостепенное внимание на их содержание:
♦ теоретико-методологический уровень исследования проблемы;
♦ творческий, самостоятельный характер авторских обобщений, выводов и предложений;
♦ значение разработки для политической практики и избранной профессии;
♦ апробация полученных результатов;
♦ степень усвоения студентами искусства убеждающей коммуникации.
Организационно-методические возможности УМК
Не вызывает сомнений, что внедрение комплексов в педагогическую практику сдерживает традиционализм. Каким должен быть УМК по структуре и содержанию, какого государственного грифа заслуживает, кто должен финансировать интеллектуально и методически емкую работу по подготовке инновационной литературы и нести издательские расходы — эти вопросы остаются открытыми. Их кулуарное обсуждение не приводит к позитивным переменам. Это побуждает к публичной постановке назревших проблем улучшения условий (возможностей) использования инноваций в процессе формирования демократической культуры студентов.
На первый план уместно выдвинуть задачу модернизации структуры управления политическим образованием в вузе. «Интегрированные» (включающие всех обществоведов) кафедры — наследие прошлого, от которого надлежит решительно отказаться. Эти структуры не способны качественно удовлетворять современные запросы, не соответствуют по кадровому потенциалу мировым тенденциям дифференциации и специализации общественных наук. Необходимы автономные, укомплектованные выпускниками-политологами Белорусского государственного университета кафедры политологии. Вуз, имеющий «общую» кафедру социально-гуманитарных наук с «тонкой прослойкой» авторитетных ученых-политологов, не в состоянии осуществлять качественное политическое образование и научно-методическое обеспечение идеологической, воспитательной работы в студенческой среде.
Не последнюю роль в новаторских поисках играет атмосфера, в которой осуществляется инновационный проект. Ее нездоровое состояние может быть обусловлено дефицитом творчества в педагогическом коллективе, преобладанием и «солидарностью» воинствующих ретроградов, отсутствием надлежащего контроля качества преподавания.
В управлении научно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса не искоренены такие явления, как непрофессионализм, показушное благополучие, нетерпимость к справедливой критике, безучастное отношение к новаторским инициативам.
Приходится констатировать и недооценку роли политологии и других общественных наук в воспитании личности специалиста руководителями некоторых частных вузов, прежде всего претендующих на статус университета (см. Инновационные образовательные технологии. — 2006. № 2. — С. 34—41). Управляющую энергетику бизнесмены от образования направляют не на инновации, а на интенсификацию труда преподавателей.
Следует особо подчеркнуть, что учебная нагрузка преподавателей, включая и государственные вузы, давно превысила цивилизованные границы и достигла пределов, угрожающих развитию национальной высшей школы. Преподавателям некогда заниматься научными исследованиями, инновациями, воспитательной работой в студенческой среде. Бюрократическая регламентация их труда, низкая зарплата, отсутствие весомых материальных стимулов творчества противоречат стратегическому курсу государства на повышение качества подготовки специалистов.
Создание УМК требует таланта, огромного интеллектуального и морального напряжения, неизмеримых временных и немалых материальных затрат. Невнимание к их создателям может нанести трудно поправимый урон системе образования, престижу и перспективам педагогических коллективов.
К организационно-методическому компоненту УМК по политологии следует отнести и реальные возможности осуществления инновационных идей и экспериментов с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня такие технологии в сфере социально-гуманитарных наук используются неудовлетворительно. Не всегда востребованы оснащенные компьютерами аудитории; лишь в «повестку дня» включено создание в каждом вузе системных (добротно сформированных) информационно-аналитических и методических «банков» по преподаваемым дисциплинам.
Речь идет о повсеместном внедрении в практику электронных учебников, компьютерных систем для дистанционного обучения, консультационных, диагностических и справочных материалов, наглядно-графических пособий, специальных программ для индивидуальной работы и т.п. Предлагаемая сегодня информация студентам бедна и малопродуктивна. По ее содержанию невозможно оценить профессиональный уровень научно-методической работы каждого преподавателя-обществоведа, специфику его инновационных подходов к обучению и воспитанию студентов.
«Хроническая болезнь» значительной части педагогов — недостаточная требовательность к качеству знаний студентов, результатам их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Решение обозначенных проблем зависит от совокупности факторов. К ним относится и неотложная задача качественной подготовки, апробации и внедрения в учебно-воспитательный процесс каждого вуза индивидуальных учебно-методических комплексов по политологии и другим общественным наукам.
Управление самостоятельной работой студентов:
методика контроля
В целях активизации самостоятельного усвоения студентами политических знаний, навыков и умений авторы УМК по политологии использовали преимущества политологического тренинга (системы упражнений) для закрепления и диагностики знаний по разделам изучаемого курса.
Тренинг предусматривает применение новой технологии формирования демократической культуры и политической компетентности:
а) выбор полного ответа на контрольный вопрос;
б) осмысление и решение проблемных задач;
в) проведение исследований и их систематизацию в форме рефератов (докладов) и комментариев;
г) целенаправленное усвоение ключевых категорий науки;
д) обсуждение дискуссионных выводов и положений науки о политике, побуждающих к размышлениям, выработке собственной точки зрения, уточнению своих прежних взглядов и убеждений;
е) выполнение контрольных заданий в рамках промежуточного зачета, тестирования по всем темам и разделам курса.
Одна из действенных форм контроля самостоятельной работы студентов — диагностика качества знаний и навыков.
Дидактически грамотно составленные тесты для диагностики, различные по сложности, содержанию и структуре, позволяют оценить качество гуманитарного образования и воспитания по объективным показателям (индикаторам):
♦ уровень усвоения предмета и категорий науки, демократических ценностей;
♦ степень понимания социально-политических процессов и закономерностей, научных теорий и концепций;
♦ умение объяснять действительность, характеризовать и оценивать интересы, отношения, цели и действия социальных субъектов, используя совокупность научных аргументов, положений и выводов;
♦ способность применять знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения политологии, в профессиональной деятельности, конкретных жизненных условиях и ситуациях.
Целесообразно включать в УМК по политологии тесты различных типов и уровней сложности: «идентификации», «вое- произведения», «классификации», «типовые задачи», «нетиповые задачи», «социальное творчество».
Непременное условие эффективности тестов — наличие в их структуре упражнений на закрепление категорий науки по каждой теме курса, а также заданий для диагностики познания концепций, теорий, методов и парадигм политологии.
Комплекс предполагает нетрадиционные подходы к выбору проблем для дискуссий, тематики исследований, наглядно- графическому, хрестоматийному компоненту, информационно-аналитическим «вставкам», интерпретациям, афоризмам и крылатыми изречениям, терминологическому словарю, тренингу, контрольным вопросам и другим составляющим его элементам.
Контроль самостоятельной познавательной деятельности студентов может осуществляться в письменной или устной форме. Его ключевые принципы: демократичность, объективность, систематичность, методическая помощь студенту в устранении недостатков.
Веб-сайт преподавателя: структура и содержание
Стремительное развитие и внедрение в учебно-воспитательный процесс компьютерной техники видоизменяет роль преподавателя, обязывает его гибко адаптироваться к вызовам технологической революции XXI в. Многие студенты активно используют Интернет как новое средство коммуникации и авторитетный источник информации о мировой политике, социально-политической ситуации и изменениях в различных странах. И преподаватель политологии вынужден учитывать влияние электронно-информационных технологий на мировоззрение студентов.
Глобальное информационное пространство, безусловно, открывает благодатную перспективу для ускорения политической социализации личности. Но оно может оказывать и противоречивое, деструктивное влияние на сознание и поведение человека. Из этого следует неотложная задача политологов — исследовать интернет-процессы, овладевать методологией анализа виртуальной среды и практического использования современных информационно-коммуникативных технологий в педагогической и научно-исследовательской практике.
На повестке дня преподавателей политологии, по нашему мнению, — подготовка индивидуальных УМК и на их основе — персональных веб-сайтов, доступных студентам вуза. Электронные сайты — это системный по характеру «банк» тезисов лекций, информационно-аналитических, методических, наглядно-графических, справочных и диагностических материалов по учебной дисциплине.
Структура веб-сайта может включать разделы:
♦ лекции преподавателя (в лаконичном, тезисном изложении) по всем разделам (модулям) учебного курса;
♦ план семинарских занятий;
♦ темы учебного курса, самостоятельно изучаемые студентами;
♦ разработанные преподавателем учебно-методические материалы для самостоятельной работы (тесты, словарь, сведения о персоналиях науки, рекомендации и др.);
♦ наглядно-графические пособия, используемые на лекциях и семинарах;
♦ контрольные варианты задач к промежуточному зачету;
♦ авторский политологический практикум для подготовки к экзамену;
♦ проблематику студенческого научного семинара;
♦ научные публикации преподавателя, рекомендуемые студентам.
В более отдаленной перспективе веб-сайты могут послужить концептуально-методической основой для подготовки электронных учебников и иной учебной литературы нового поколения.
Авторские суждения о значении, структуре и содержании УМК по политологии, персонального веб-сайта в полной мере относятся и к преподаваемому студентам новому, недостаточно разработанному и сложному для восприятия курсу «Основы идеологии белорусского государства». Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусским государственным педагогическим университетом имени М. Танка, Республиканским институтом высшей школы, Академией МВД Республики Беларусь изданы пособия, содержащие теоретические и методические рекомендации по изучению дисциплины. Проделанная творческая работа открывает перспективы для подготовки индивидуальных УМК и веб-сайтов по этой исключительно важной для политической социализации студентов мировоззренческой дисциплине.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематическое содержание учебного курса (для студентов дневной и заочной форм обучения)
Раздел I. Теория и методология политической науки
Тема 1. Политология — наука и учебная дисциплина
Тема 2. Этапы становления и развития политической науки
Тема 3. Институционализация политической науки в Беларуси
Тема 4. Политика как общественное явление
Тема 5. Политическая власть
Тема 6. Структура и функции политической системы
Тема 7. Демократия и политические режимы