Идея Всероссийского Учредительного собрания в программах политических партий. Созыв и роспуск Учредительного собрания
Впервые в России о возможности созыва Учредительного Собрания во второй половине XIX в. заговорил теоретик анархизма М. Бакунин, исключительными правами оно наделялось в программах народовольцев. В 1903 г. на II съезде РСДРП идея созыва Учредительного Собрания была внесена в партийную программу-минимум; в следующем году — в проект эсеровской программы. После февральской революции лозунг о созыве Учредительного Собрания был одобрен в политических кругах общества. Он содержался в манифестах и декларациях всех политических партий. Образованное 2 марта правительство России назвало себя временным по той лишь причине, что видело свою задачу в том, чтобы довести страну до созыва Учредительного Собрания. Во всяком случае, так оно заявило.
На первый взгляд могло показаться, что обществом овладела единая надпартийная идея, гарантировавшая гражданский мир и решение основных государственных проблем. На практике все оказалось иначе. Каждая из политических партий и общественных организаций в лозунг созыва Учредительного Собрания вкладывала содержание, следовавшее из собственных тактических задач. Их больше всего беспокоили не результаты деятельности Учредительного Собрания, а реальные политические дивиденды, которые можно было извлечь из популярного лозунга.
Управляющий делами Временного правительства В. Набоков впоследствии откровенно вспоминал: "Наивные люди могли теоретически представлять себе это собрание и роль его в таком виде: собралось бы оно, выработало бы основной закон, разрешило вопрос о форме правления, назначило бы правительство и облекло бы его всею полнотой власти для окончания войны, а затем разошлось бы... Это можно себе представить, но кто поверит, что так в самом деле могло случиться? Если бы до Учредительного Собрания удержалась какая-нибудь власть, то созыв его был бы несомненно началом анархии". Набокова следует понимать так, что, вопреки своим обещаниям Временное правительство, ощутив вкус власти, не спешило расстаться с ней, опасаясь, что после проведения Конституанты власть может оказаться в других руках. Конечно, перед правительством возникли определенные технические трудности (нерешенность вопроса о системе выборов, отсутствие необходимого для их проведения аппарата), но, несомненно, они были бы преодолены, если бы не ряд политических проблем. В политической жизни страны между февралем и Октябрем доминировали две тенденции. Одна - развитие конфронтации в обществе, инициированная большевиками. С возвращением в Россию Ленина партия провозгласила курс на подготовку социалистической революции, установление диктатуры пролетариата. Вторая тенденция, о которой мы знаем гораздо меньше, заключалась в создании устойчивой коалиции умеренных политических сил, на которые смогло бы опереться Временное правительство. Такая коалиция, как справедливо считает Г.Иоффе, "могла не дать возможности вылиться в "пугачевские" формы, в гражданскую войну острейшим классовым антагонизмам, с огромной силой вырвавшимся наружу после падения царизма". Борьба этих противоречивых тенденций и определила динамику политических событий 1917 г.
Уже в конце июня, воспользовавшись стихийно возникшим недовольством рабочих Петрограда, большевики попытались ликвидировать власть Временного правительства, но оступились. Через месяц с небольшим такую же попытку предприняли крайние правые силы, но и мятеж Корнилова потерпел неудачу.
Вместе с тем и коалиционные силы (кадеты, эсеры, энесы и меньшевики) во главе с Временным правительством не смогли извлечь из достигнутых побед дополнительный политический капитал. Скорее наоборот, по пути от Февраля к Октябрю они его катастрофически быстро теряли. Их союз оказался шатким, один правительственный кризис сменялся другим, третьим, правительство либералов и демократов оказалось неспособным к проведению результативной и целостной политики, его действия под давлением и справа, и слева напоминали топтание на месте, нерешительные метания из стороны в сторону. Прямое подтверждение высказанным мыслям находим в воспоминаниях В.Набокова: "Если бы Временное Правительство чувствовало подлинную, реальную силу, оно могло сразу объявить, что созыв Учредительного Собрания произойдет по окончании войны, — и это, конечно, по существу было бы единственно правильным решением вопроса, после того как отказ Михаила Александровича сделал необходимой постановку вопроса о форме правления. Но Временное Правительство не чувствовало реальной силы.
Июльский кризис, рост популярности лозунга "Вся власть Советам!" и нескрываемые амбиции большевиков вынудили Временное правительство огласить сроки выборов (17 сентября) и созыва (30 сентября) Учредительного Собрания. Справившись с выступлением большевиков, правительство вновь стало медлить. Воспользовавшись формальным предлогом о необходимости завершить выборы в местные органы самоуправления, оно "отодвинуло выборы в Собрание на 12 ноября, а начало созыва — на 28 ноября.
Такая тактика свидетельствовала о неуверенности правительства и политических сил, его поддерживавших, вселяла надежду в их противника — большевиков. События осени свидетельствовали о растущей радикализации общества. После июльских неудач большевики снова перехватили политическую инициативу. В сентябре они отказались от появившейся на Демократическом совещании возможности образовать новое однородно социалистическое правительство, а существующее продолжали подвергать критике, в которой факты отсрочки Учредительного Собрания занимали не последнее место. В конечном итоге большевики добились своего: к моменту выборов власть уже находилась в их руках.
Большевики. Ленин никогда не придавал первостепенного значения созыву Конституанты, не видел в ней конечной цели политической борьбы. Принципы и институты чистой демократии вызывали внем злую и нескрываемую иронию. И все же лозунг"учредилки" большевики не отбрасывали, хорошо понимая, что он имеет в массах немало сторонников. Характерно в этом отношении их поведение в момент взятия власти. В документах II Всероссийского съезда советов немало места отводилось Учредительному Собранию- В написанном Лениным и утвержденном съездом обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам" говорилось, что советская власть "обеспечит своевременный созыв Учредительного Собрания". В постановлении съезда об образовании рабочего и крестьянского правительства подчеркивалось, что это правительство (Совет Народных Комиссаров) будет управлять страной вплоть до созыва Учредительного Собрания, на котором, по обещанию Ленина, и должен будет окончательно решиться вопрос о мире. Декрет о земле был объявлен временным законом, который должен действовать до Учредительного Собрания. В выступлении Ленина по поводу последнего декрета есть один весьма интересный фрагмент. "И если даже крестьяне пойдут и дальше за социалистами-революционерами и если они даже этой партии дадут на Учредительном Собрании большинство, то и тут мы скажем: пусть так, — уверяет Ленин. — Жизнь — лучший учитель, а она укажет, кто прав, и пусть крестьяне с одного конца, а мы с другого конца будем разрешать этот вопрос. Жизнь заставит нас сблизиться в общем потоке революционного творчества, в выработке новых государственных форм. Мы должны следовать за жизнью, мы должны предоставить полную свободу творчества народным массам". Сколько же было обещано в первые дни!
Думается, что подобная тактика в отношении Учредительного Собрания преследовала две цели. С одной стороны, Ленин не исключал реальности созыва собрания и поэтому загодя пытался оказать на него давление, поставить в будущем перед необходимостью законодательно утвердить советскую власть, ибо этого никак не мог сделать съезд советов, по существу,общественная организация. Власть же была захвачена явочным путем. В случае, если бы члены Учредительного Собрания отказались это сделать (как оно и случилось), их можно было легко обвинить в контрреволюционности (что также имело место). Вторая цель была не менее важна. Затевая государственный переворот в Петрограде, большевики не были уверены в окончательной победе. В критический момент взятия власти следовало придать перевороту некую видимость законности, приглушить политические страсти апелляцией к будущему Учредительному собранию. И здесь Ленин не жалел сил на обещания и посулы, проявляя чудеса политического лицемерия.
Меньшевики, не видя в России предпосылок социализма, делали ставку на буржуазное государство. УС дляних - "венец революции". Отсюда их борьба против тенденции Советов к "самостоятельной классовой линии".
Эсеры в своей пропаганда внушали мысль, что. УС - "совет всея земли", подобный Земскому собору 1613 г., что УС есть высшая цель революции, которая может считаться завершенной с началом его работ. По их мнению, "момент воссоединения двух стихий общественности власти и народа" на заседаниях УС произведет "чудо пересоздания русского общества на началах не ведомых миру". Эсеры считали также, что Советы - это временные "выборные центры революционных сил народа и армии", которые после созыва УС должны будут устраниться с политической арены. С мая 1917 г. в рядах эсеров выделяется левое течение. Оно признавало Советы подлинными выразителями политической воли революционной демократии, но властью временной. После созыва УС они будут иметь значение только центра "трудовых классов". Поэтому для левых эсеров Советы осенью 1917 г. были лишь "гарантией своевременного созыва и спокойной работы Учредительного Собрания".
Народные социалисты /"энесы"/ относились скептически к возможностям будущего УС. С одной стороны, они критиковали эсеров за стремление превратить его в машину для голосования. С другой, они критиковали Временное правительство, которое "плывет без руля и без ветрил", не формирует "мнение страна" накануне заборов оставляет в деревне все по старому вопреки воле крестьян. Энэсовцы видели "большую опасность" в Советах для УС.
Кадеты /партия "народной свободы"/ первоначально поддержали лозунг УС на своем VП съезде. Но при этом они считали, что оно -промежуточный этап на пути к нормальному законодательному органу. УС должно стать однократным явлением - принять Конституцию и определить тип устройства России," не принимая на себя функции "всей власти". По мнению кадета З.М.Гессена, "... в неограниченной полновластности Учредительного Собрания таится великая опасность, поскольку при его "неограниченной власти", о суверенитете народа не может быть и речи". Видя быстрое разложение русского общества на социальные слои и группы, кадеты заявляют, что считать- УС выразителем общей воли народа есть утопия. По мнении одного из них, в России создалось "настоящее волчье царство", и "на этой почве, уготованной взаимными ненавистями и непримиримой враждой, хотят создать у нас то Учредительное собрание, которое должно внести мир и успокоение в страну. Ведь это же такая почва, на которой вы ничего создать не можете". Кадеты стремятся максимально оттянуть срок его созыва, желательно до победы а первой мировой войне, которая снизила бы революционный накал, придала вес кадетской- партии как организатору победы, помогла бы на патриотической волне огладить классовые и национальные противоречия.
Осознание летом 1917 г. того факта, что Россия скатывается в хаос и анархию, подталкивает лидеров кадетов к мысли о "твердой власти". "Профессорская партия" пытается совместить требование военной диктатуры с приверженностью к УС.. Не дожидаясь резолюций УС о. власти, кадеты оказывают политическую поддержку в установлении военной диктатуры генерала Корнилова, который свой путч мотивировал "необходимостью довести народ до УС, на котором он сам решит свою судьбу и выберет уклад своей новой государств ванной жизни",
По меткому замечанию историка О.Н.Знаменского, с выборами в УС "никто не спешил. Каждая из партий хотела успешнее заступить на выборах... Шла большая политическая игра".
В ноябре 1917 г. состоялись выборы во Всероссийское Учредительное собрание. Советское правительство пошло на проведение выборов потому, что идея Учредительного собрания была распространена до Октябрьской революции среди некоторой части рабочих, крестьян, мелкой буржуазии города и продолжала жить после установления Советской власти. Необходимо было, чтобы эти социальные группы сами убедились в иллюзорности их надежд, связанных с Учредительным собранием.
Из 715 депутатских мест в Собрании 4i2 получили; эсеры, 17—меньшевики, 16—кадеты, 87 — другие! Большевики получили 183 места. За них голосовало большинство трудящихся крупных промышленных центров и солдат на главных фронтах и почти во всех гарнизонах. Поскольку выборы проводились по спискам, составленным до Октябрьской революции, распределение мест не отражало изменений в расстановке классовых си в стране, происшедших накануне и в ходе Октябрьской революции. Так, список кандидатов эсеровской партии был составлен до ее раскола и образования партии левы эсеров, которые во время предвыборной кампании заявляли о своей поддержке Советской власти. Крестьянство голосуя за общий список кандидатов эсеровской партии голосовало фактически за левых эсеров, которые в списках было меньшинство. Определенную роль в итогах выборов сыграло голосование населения окраин и нациоинальных районов страны, политическое развитие, которого отличалось от политического развития населения промышленных и центральных районов.
3 января 1918 г. ВЦИК принял написанную В. И. Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В ней подтверждались важнейшие законодательные акты, принятые после Октябрьской революции: о власти Советов, земле, мире, рабочем контроле, национализации банков, аннулировании царских займов. В декларации провозглашались основные цели социалистической революции: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, подавление эксплуататоров, построение социалистического общества в России.
5 января состоялось открытие Учредительного собрания. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и предложил Собранию утвердить ее. Большинство Собрания отказалось это сделать. Большевистская фракция по предложению В. И. Ленина заявила, что большинство Учредительного собрания является контрреволюционным н не отражает истинных настроений трудящихся масс. После этого большевики покинули Собрание. Вслед за ними ушли левые эсеры. 6 января 1918 г. декретом ВЦИК Учредительное собрание было распущено. Это решение встретило одобрение рабочих, солдат, трудящегося крестьянства, которые убедились в антинародном, контрреволюционном характере Учредительного собрания.