Созыв и роспуск Учредительного собрания, уроки несостоявшиеся альтернативы.

Учредительное собрание - разновидность временно действующего представительного, парламентского учреждения, собрания депутатов, уполномоченного оформить новый государственный строй, выработать основополагающие законы, конституцию страны.- представительное учреждение в россии созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки Конституции. Созданное после февральской революции временное правительство => учредительное собрание , большевики на выборах получили 24 %, но тк не признавало власти советов было распущено ВЦИК (всероссийский центральный исполнительный комитет советов) Согласно положению о выборах, вся страна была разбита на избирательные округа, каждому из которых выделялась пропорционально численности населения депутатская квота в Учредительном собрании, т.е. примерно один депутат от 200 тысяч жителей. 3 января 1918 г. на заседании ВЦИК левые эсеры голосовали за утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 5 января открылось Учредительное собрание, которое должно было утвердить Декларацию, но правоэсеровское его большинство отказалось от ее обсуждения . Тогда большевики, а через день и левые эсеры покинули это собрание. Спустя сутки левые эсеры вместе с большевиками единодушно голосовали во ВЦ ИК за роспуск Учредительного собрания. Его делегаты — левые эсеры — были включены в состав ВЦИК. Роспуск Учредительного собрания как волеизъявление не одних большевиков, а действие левого блока являлся веским аргументом в формировании общественного мнения. Если лозунг защиты Учредительного собрания в годы гражданской войны был главным в лагере вооруженных антибольшевистских сил, то в период действия левого блока значительных вооруженных выступлений в защиту Учредительного собрания не наблюдалось. Его роспуск поддерживался так или иначе большинством населения страны. Созыв Учредительного собрания был одной из первоочередных задач Временного правительства. Но оно медлило с ним. После свержения Временного правительства в октябре 1917 г. вопрос об Учредительном собрании стал для всех партий первостепенным. Первое и последнее заседание. 18 (31) января III Всероссийский Съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного Собрания и принял решение об устранении из законодательства указаний на его временный характер

22.Становление союзного гос.управления в условиях образования СССР, на основе Конституции 1924г.

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции. Первая союзная Конституция, в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом СССР объявлялся Съезд Советов, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями. По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями. Самым важным по значению и первым по времени возникновения стал орган, выражающий верховенство трудящихся, - съезд Советов Союза ССР (местные и центральные органы власти в некоторых советских республик. Система Съездов Советов включала районные (уездные), областные (губернские), краевые, республиканские (автономных и союзных республик) и Всесоюзные(Всероссийские до образования СССР) Съезды Советов. Съезды Советов были в таких странах, как:))

1. Причины образования СССР

необходимо было объединить экон ресурсы республик для успешного восстановления, разрушенного войнами, народного хоз и осуществления нэпа; объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполит задачи, как оборонные, так и дипломатические.

23. Милитаризация, централизация и другие особенности советского госу­дарственного управления в годы Великой Отечественной войны и его послевоенная перестройка.

2я мировая война качественно изменила условия деятельности органов государственной власти. Внимание было переключено с задач соц. Преобразования и развития общества на укрепление обороноспособности страны.

Милитаризация - применение форм и методов военной организации в разных областях общественно-экономической жизни.- государственная идеология, направленная на оправдание политики всемерного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

Милитаризация становится составной частью общего курса на укрепление государственности, обеспечения безусловной власти центра над периферией, подавление сепаратизма, национальных настроений.

Централизация - государственное управление, при котором подавляющее большинство властных и управленческих полномочий сосредоточено в центральных государственных органах, а региональные и местные власти лишены возможности самостоятельно решать многие из своих хозяйственных, социальных и иных задач.

Усилилась общесоюзная централизационное начало во всей системе государственного управления. Приняты меры по улучшению руководства хоз. ведомствами.

25 общесоюзных наркоматов 16 союзных республик. Для их координации созданы 6 советов при СНК.(совет народных комиссаров)

Расширение бюрократического аппарата вызывало необходимость совершенствования политического контроля над ними.

Изменено высшее управление армией, перестройка организации высшего военного управления.

Наряду с милитаризацией, централизацией, бюрократизацией, снижена гласность, усилены контр- административные методы, репрессии, карательные функции.

После войны:

Демилитаризация- государственного управления от военных принципов, ликвидированы чрезвычайные органы, нормализован режим труда во всем аппарате управления.

Децентрализация- нераспределение полномочий союзных и республиканских органов, расширение права республики.

Воссозданная система представительных органов обновила состав, изменила некоторую организацию управления.

Наши рекомендации