Теории происхождения государства

Существуют различные точки зрения на причины возникновения государства.

С точки зрения материалистической (классовой) теории происхождения го­сударства (К. Маркс), которая была принята за доктринальную в СССР, государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а за­тем раскола общества на классы с противоположными экономи­ческими интересами. Основным фактором перехода общества, от первобытно-общинной к государственной форме управления стал переход от собирательной экономики к производительной.

В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собствен­ности.

Родоплеменная организация власти была не приспособлена для то­го, чтобы управлять делами такого общества, в котором интере­сы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган. Общество, в силу его раскола на экономически нерав­ные группы (классы) людей, объективно порождает такую органи­зацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство меж­ду ними и экономически зависимой частью общества. Такой орга­низацией, выделившейся из общества, стало, государство.

Однако существуют и другие теории возникновения государства:

- Естественно-правовая теория происхождения государства (Т. Гоббс, Дж. Локк). Согласно данной теории, государство - резуль­тат юридического акта — общественного договора, который яв­ляется порождением разумной воли народа, человеческим учреж­дением или даже изобретением. Согласно этому договору, властные полномочия, по взаимному согласию всех членов общества, должны перейти к определённой его части, которая стала олицетворять собою государственную власть.

- Органическая теория (Платон, Аристотель). Суть органической теории такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство представляется состоящим из отдельных людей, по­добно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной сторо­ной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людь­ми — и будет существовать, пока существует человеческое обще­ство. Государственная власть — это господство целого над свои­ми составными частями, выражающееся в обеспечении государст­вом благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвер­гает опасности, составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего орга­низма.

- Теория насилия (Дюринг, Каутский). Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешне­го насилия, то есть путем прямого политического действия.

- Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд). Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утвержде­нии психологической потребности человека жить в рамках органи­зованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллек­тивного взаимодействия.

Наши рекомендации