Мусульмане Осетии в годы революции

Особенности уклада и образа жизни горских народов наложили свой отпечаток на установление советской власти на Северном Кавказе. Немаловажную роль при этом играли религия и народные традиции. К началу первой русской революции 1905–1907 годов основой социально-экономической жизни Осетии было личное хозяйство. Развитие промышленности затронуло лишь крупные города Северного Кавказа — Владикавказ, Грозный, Порт-Петровск (современная Махачкала. — Н.Е.). Процессы преобразования хозяйственной сферы фактически не коснулись высокогорных районов, традиционный уклад жизни в которых остался почти неразрушенным. Поэтому революционная пропаганда в первую очередь была направлена на городское население: рабочих и интеллигенцию.

В истории революционных событий Северный Кавказ явился маленькой моделью большой общероссийской ситуации. Русско-японская война 1904–1905 годов послужила катализатором для развития первой русской революции. И первыми участниками революционных событий в Терской области стали всадники Осетинского конного дивизиона, среди которых было немало мусульман. В ноябре 1904 года они подняли восстание в войсковых частях, первоначально требуя от командования своевременного увольнения в запас.366 Невыполнение этих требований привело к перерастанию конфликта в политическую сферу. Восстание Осетинского дивизиона современные историки расценивают как «сыгравшее заметную роль в нарастании революционного брожения в Терской области».367

Очередным мощным потрясением, изменившим во многом ход исторических событий в России в целом и на Кавказе в частности, стала первая мировая война. Царское правительство отправило на фронт из разных уголков Российской империи тысячи солдат всех национальностей и вероисповеданий. Многие мусульмане считали свое присутствие на полях сражений священным долгом. Добровольцами на фронт уходили даже дети. Так, в журнале «Война», издававшемся в Петрограде в 1915 году, сообщалось о двенадцатилетнем добровольце из Чечни, ученике-реалисте Абубакаре Джуркаеве, отправившемся на фронт вместе с отцом.368 И такие случаи не были единичными. Приняв российское подданство, мусульмане считали своим долгом «верой и правдой служить Царю и Отечеству».

Многие осетины участвовали на фронтах первой мировой войны в составе знаменитой Кавказской конной дивизии, созданной по распоряжению императора Николая II в августе 1914 года. Более трех тысяч офицеров и всадников этой дивизии служили в шести полках: Кабардинском, втором Дагестанском, Черкесском, Ингушском, Чеченском и Татарском. Большей частью осетины были зачислены в состав Кабардинского полка, и несли службу вместе со своими земляками-мусульманами.369

Война отразилась крайне негативно на социально-экономическом, политическом и культурном состоянии Северного Кавказа. Пятигорская газета «Голос» в 1917 году писала: «Война — четвертый год. И все продолжается, и конца ее не видно. Она питает разруху. Петля на шее народа затягивается все туже и туже. Голод в деревнях, голод в городах...».370 Разруха и голод приводили к возмущениям среди населения. Категоричность письма во Владикавказскую управу наглядно свидетельствует об этом: «Что делается в городе? За всем очередь. Мы, рабочие, приходим домой, находим полный беспорядок, дети брошены, жены стоят в очередях. Мы должны сидеть голодными. Если так будет и дальше, мы разгромим всех, камня на камне не останется».371

На этом фоне в Северной Осетии набирало обороты революционное движение. В марте 1917 года были организованы органы Временного правительства на Тереке и в Дагестане, что вызвало большую тревогу среди мусульманского духовенства. Имамы и муллы выступили против большевиков, говоря, что они «не признают религию.., дают женам права мужей».372 28 апреля 1917 года в Баку был созван съезд мусульман Закавказья и Северного Кавказа, на котором духовные лидеры регионов договорились о более тесном сотрудничестве. Также было принято решение о срочном созыве во Владикавказе съезда горцев Северного Кавказа.373

На рассмотрение съезда (1–10 мая 1917 г.) был вынесен вопрос о создании суверенного северокавказского государства, был сформирован Временный Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа (с ноября 1917 года — «Горское правительство»). Избранный комитет возглавили 17 представителей различных народностей, в том числе дагестанский религиозный деятель Нажмуддин Гоцинский, кабардинец Пшемахо Коцев, осетин Ахмед Цаликов.374

На наш взгляд, Ахмед Цаликов является знаменательной, исторически значимой личностью в истории Осетии (о чем, в силу определенных обстоятельств, абсолютно не говорилось в советское время). Цаликов (Цалыккаты) Ахмед Тембулатович родился в 1882 году в семье осетина-мусульманина. Обучаясь на юридическом факультете Московского университета, вошел в студенческое революционное движение. В декабре 1905 года он принял участие в революционных событиях во Владикавказе, был подвергнут аресту. После поражения революции 1905–1907 годов выступал во Владикавказе за создание широкой классово-политической организации пролетариата. Впоследствии координировал деятельность Терско-Дагестанского и Северо-Кавказского союзов РСДРП, возглавлял мусульманское движение на Тереке.375

В отличие от Февральской, Октябрьская революция была встречена отрицательно многими мусульманами России. В их числе был и Ахмед Цаликов. В сентябре он заявил от имени группы мусульман, что выступает против передачи власти Советам. В предисловии к изданию своих речей на первом Всероссийском съезде мусульман Цаликов писал: «Прошло пять... бурных месяцев революции. И приходится с грустью констатировать, что революционная демократия в проблеме устроения народов России далеко не стала на путь, гарантирующий за народами право полного национально-культурного и политического самоопределения».376 Тем не менее, в связи с началом работы Национального собрания мусульман России и Сибири (20 ноября 1917 г.), А. Цаликов направил меджлису телеграмму с призывом установить контакты с Советским правительством.

На первом съезде горских народов во Владикавказе лидировали две партии — социалистов, выступающих за широкие революционные преобразования, и шариатистов, лидеры которого видели главную задачу в том, чтобы на Северном Кавказе было учреждено исламское государство по типу шамилевского имамата. В решениях съезда прослеживалось явное влияние ислама. Религиозная секция, заседавшая 3–5 мая, приняла решение об учреждении должности шейх-уль-ислама с резиденцией последнего в городе Петрограде. Назначенный на эту должность представитель религиозных кругов должен был пользоваться правами министра по мусульманским религиозным и политическим делам и мог влиять на жизнь горцев. По решению съезда для мусульман северокавказских областей предполагалось ввести должность кавказского муфтия с резиденцией в городе Владикавказе. Здесь же должно было находиться Кавказское духовное правление и высшее мусульманское учебное заведение — Юридическая Академия Шариата.377

Особую активность в вопросе реализации идеи об имамате проявили Н. Гоцинский и шейх Узун-Хаджи. Для дальнейшего рассмотрения этого вопроса 19 августа (2 сентября) 1917 года в высокогорном ауле Анди Дагестанской области было решено провести второй съезд горских народов.378 Однако из-за бездорожья большая часть депутатов (до 5 тысяч человек) задержалась в чеченском ауле Ведено. Среди собравшихся в Анди произошел раскол. Половина делегатов, поддерживающих установление советской власти, покинула съезд, чем сорвала его проведение. Делегаты в Ведено поддержали Н. Гоцинского и провозгласили его имамом Чечни и Дагестана. Почти сразу же после избрания на эту должность, Н. Гоцинский обратился к муллам и прихожанам северокавказского муфтията с посланием, в котором объявил, что не допустит никаких проявлений анархии и будет неукоснительно вести борьбу с любыми преступлениями против норм шариата.

Согласно этому посланию, все сельские общества должны были завести у себя добровольческую милицию, которая выполняла бы функции карательных органов. Контроль за подбором кандидатов в ее ряды возлагался на сельских мулл и людей, специально избранных ими для этой цели. Наказания для преступников определялись предписаниям шариата — отсечение руки за воровство, смертная казнь за разбой и убийство. За преступления, совершенные против имущества и личности христиан, наказание ужесточалось — смертная казнь независимо от того, воровство это или убийство. Также был отдан приказ устроить для преступников особые «разбойничьи» кладбища и во время похорон не совершать над ними молитвы, так как «своими преступлениями они нарушили правила шариата и этим самым исключили себя еще при своей земной жизни из списка правоверных».379 Н. Гоцинский писал: «Я считаю, необходимыми столь строгие меры в особенности в настоящее время, так как мы все должны поддерживать добрососедские отношения между нашими народами и русскими, дабы за преступников не пострадали невинные лица».380

Союз объединенных горцев просуществовал с мая по ноябрь 1917 года. Ориентируясь в своей деятельности на разрешение сложных национальных и межнациональных конфликтов, он выполнял роль законодательной и исполнительной власти на территории Терского края (Кабарды, Балкарии и Северной Осетии), Кубанского края (в т.ч. современных Адыгеи и Карачаево-Черкесии), Ставропольской и Черноморской губерний, Дагестана, Закатальского округа (территория расселения лезгин в Дагестане) и Абхазии. Выражая поддержку Временному правительству России, представители Союза рассчитывали, что в дальнейшем он войдет в состав новой Федеративной Российской Республики. Но после того как власть перешла к большевикам и в России началась гражданская война, Союз встал на путь отделения от Советской России.

Малочисленность рабочего класса, традиционность патриархального уклада горской жизни, большое значение религии в жизни осетин расценивались революционерами как серьезное препятствие на пути их деятельности. Летом 1917 года в селении Вольно-Христиановском (ныне — город Дигора) студент Дебола Гибизов призывал к созданию партии, которая боролась бы за права народа. Собравшиеся решили избрать комитет из трех человек и собрать первые взносы на партийные нужды. Так зарождалась осетинская революционно-демократическая партия «Кермен», названная по имени легендарного героя, поднявшегося на борьбу за родную землю и погибшего в этой борьбе. 1 октября 1917 года комитет партии «Кермен» возник во Владикавказе, а вслед за этим партийные ячейки были организованы как в христианских, так и в мусульманских селениях: Урсдоне, Вольно-Магометановском, Зильги, Алагире, Гизельдоне и др.381 Спустя полгода, 21 апреля 1918 года, сход жителей с. Вольно-Христиановское постановил «передать всю власть... партии Кермен».382

Лозунги о социальном равенстве, ликвидации помещичьего землевладения, приобретении горцами земельных участков в рассрочку через крестьянский банк,383 привлекали все больше простых людей. К концу 1917 года в партии состояли уже более тысячи человек. Были здесь и делегаты от религиозных общин мусульманских селений Осетии. Они активно разъясняли задачи партии своим односельчанам. В марте 1918 года, керменисты из Зильги выступили с обращением, в котором говорилось: «Между трудящимися, к какой бы религии или национальности они не принадлежали, вражды быть не должно. Нашим общим врагом являются все богатые, все паразиты труда».384

Одной из главных задач была провозглашена борьба с «пережитками прошлого». На заседании центрального комитета партии «Кермен» 19 апреля 1918 года отмечалось, что большую опасность для революции представляет религиозный фанатизм. Было решено «усилить агитацию среди трудящихся мусульман и добиваться пробуждения у них революционного сознания».385 На этом же заседании было принято решение о формировании красных отрядов партии «Кермен» для защиты Октябрьской революции. Постепенно такие отряды красных бойцов были созданы в большинстве осетинских аулов.386

Наши рекомендации