Периоды и этапы в развитии конфликта

Любой конфликт имеет временные границы – начало и окончание конфликта.

Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

Таким образом, народная мудрость, говорящая о том, что спорят всегда двое, вполне справедлива, и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

Окончание конфликта – прекращение действий друг против друга.

Развиваясь во времени, конфликт проходит несколько стадий: латентная стадия; открытая стадия; стадия завершения.

Латентная стадиясостоит из пяти последовательных этапов,

возникновение объективной конфликтной ситуации, т. е. такого совпадения обстоятельств и человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между субъектами;

осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;

осознание обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов;

осознание своих интересов другой стороной;

конкретное действие, предпринятое одной из сторон для отстаивания своих интересов.

Латентная стадия – предтеча конфликта. Ответные действия другой стороны являются началом конфликта.

Открытую стадию часто называют собственно конфликтом. Она включает следующие этапы:

Инцидент – первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

Эскалация (от лат. scala – лестница) – резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения;

вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). При этом тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует следующие: недоверие (все, что исходит от врага, – либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем); негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью – нанести вам вред); отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен); представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот); деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом); отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не сможет побудить вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно);

рост эмоционального напряжения (возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента);

переход от аргументов к претензиям и личным выпадам (конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов, но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской; оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску; его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности; конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций);

рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация (более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта может рассматриваться как процесс углубления противоречий; при эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса);

применение насилия (как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба; важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше – угроза потенциальная);

потеря первоначального предмета разногласий;

расширение границ конфликта (генерализация) – переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения;

может иметь место увеличение числа участников.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

Существуют два типа эскалации конфликта:

«Генерализация» – потеря объекта конфликта за счет перехода к более глубоким противоречиям. В результате возникает множество разных точек столкновения. По сравнению с новой ситуацией первичный конфликт является несущественным.

«Укрупнение» противоборствующих сторон за счет привлечения все большего количества участников.

Третий этап – силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту человека 8-10 лет.

Четвертый этап – возраст человека – 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" – плохо и отвергается.

На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной – себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия – т.е. стремление принести вред или боль другому.

Выделяют два типа агрессии – агрессию– самоцель (враждебная агрессия) и агрессию– инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия).

Следующий этап – сбалансированное противодействие – стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается.

Завершение конфликта – переход к поиску решения проблемы.

Основные формы завершения конфликта – разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает этапы – частичную или полную нормализацию отношений оппонентов.

Частичная нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции полностью не исчезли и сопровождаются переживаниями, осмыслением произошедшего, коррекцией оценок оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

Все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их. Например, Р. Валтон выделяет в конфликте такие этапы как дифференциация и интеграция сторон. Причем интеграция наступает с момента осознания бессмысленности дальнейшей эскалации.

Отдельно необходимо остановиться на таком понятии как предупреждение конфликта.

Вмешательство в конфликт возможно лишь в том случае, если он перерастает рамки личных или групповых отношений и становится социально опасным (значимым).

Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы: участников, мотивы, объекты, используемые силы и средства до того, как противостояние возникло.

Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов является предупреждение их причин на общесоциальном и психологическом уровне.

Общесоциальный уровень – выявление и устранение крупных факторов, которые дезорганизуют общественную жизнь.

Психологический уровень – выявление контрмотивов, которые могут заблокировать первоначальные агрессивные намерения сторон.

Итак, конфликт – это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны применяться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

       
    Периоды и этапы в развитии конфликта - student2.ru
 
  Периоды и этапы в развитии конфликта - student2.ru

Глава II

Наши рекомендации