Quot;Конституционное право Российской Федерации" 2010-2011 гг
Перечень экзаменационных вопросов по курсу
1. Предмет, метод конституционного права Российской Федерации и его место в системе отраслей права.
Конституционное право РФ – основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения:
• конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти;
• правовое положение личности;
• государственное (национально-территориальное) устройство государства;
• организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Форма государства – это устройство государственной власти, включая приемы и методы осуществления государственной власти, порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, а также порядок взаимоотношений между центральными и региональными органами власти
Объектом конституционного права, т. е. ϲферой общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти, включая отношения между человеком и государством.
Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, часто встречаются метод обязывания и метод запрещения, которые вместе образуют императивный метод.
Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.
2. Источники и система конституционного права как отрасли права.
Особое место занимают Декларации. В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства.
Источники:
1. Конституция РФ.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.
3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам 5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).
6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ).
7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам
8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента
9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ
10. Конституции (уставы) субъектов РФ.
11. Законы субъектов РФ конституционно-правового
12. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ).
13. Некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов
14. Уставы муниципальных образований.
15. Некоторые нормативные акты органов местного самоуправления
Система конституционного права России.
Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.
В системе конституционного права выделяют институты:
Основы конституционного строя.
Основы правового статуса человека и гражданина.
Федеративное устройство государства и Систему государственной власти и систему местного самоуправления.
3. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
1. По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие:
основы конституционного строя;
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
федеративное устройство РФ;
основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
2. По юридической силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов):
нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);
нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;
закрепленные в подзаконных актах - указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.
3. По функциональной роли в механизме правового регулирования:
исходные (базовые) нормы;
обычные (конкретные) нормы.
4. По характеру (цели) правового предписания, которое содержится в диспозиции нормы:
обязывающие;
запрещающие;
управомочивающие.
5. По степени определенности:
конкретно-регулятивные;
общерегулятивные (дефинитивные).
6. По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие:
на территории РФ;
на территории субъектов Федерации;
в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (это одно или несколько поселений).
7. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
Материальные и процессуальные
Что же касается конкретной конституционно-правовой нормы, то она закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения.
К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".
К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ ( ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина.
Особенность конкретно-регулятивных норм состоит в том, что они достаточно четко формулируют правила поведения. В них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:
"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц".
К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.
Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных, норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории.
Критерий, принятый для классификации конституционно-правовых норм по территории их действия, к сожалению, не отражает одну из важных характеристик правовой нормы - кем, органом государственной власти какого уровня (федерального, субъекта Федерации или местного, муниципального) эта норма установлена. Дело в том, что вполне возможна ситуация, когда конституционно-правовая норма, принятая органом федеральной государственной власти, будет действовать не на всей территории РФ, а лишь на части ее территории. Например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-то части территории. В связи с этим представляется более определенным основанием классификации конституционно-правовых норм не по территории их действия, а по уровню органов власти, установивших эти конституционно-правовые нормы: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) муниципальные или органов местного самоуправления.
Нормы материального права определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.
4. Конституционно-правовые институты: понятие, особенности, виды.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами — напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права:суверенитет народа; естественное право; приоритет охраны прав и свобод разделение властей; независимое правосудие;правовое государство.Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права.Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
1.основы конституционного строя;
2.права и свободы человека и гражданина;
3.федеративное устройство;
4.избирательная система (избирательное право)
5.президентская власть;
6.законодательная властьисполнительная власть; судебная власть;
7.Государственная власть в субъектах РФ;
8.местное самоуправление
9.порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов:
головные;( институт гражданства,)
сложные;( институт личных прав и свобод, институт политических прав)
одноэлементные (простые( институт Президента, институт Конституционного Суда и др.).
5. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания
Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.
Виды:
1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.
3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.
4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.
5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.
Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.
6. Субъекты конституционно-правовых отношений.
Субъекты конституционно-правовых отношений - те лица, объединения, органы, территориальные образования, за которыми признается возможность быть участником правоотношений, носителем субъективных прав и юридических обязанностей, причем такая их возможность закрепляется нормами права.
Особенностью конституционного права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причем некоторые из них могут быть участниками только данных отношений и их невозможно представить в иных правоотношениях.
Все субъекты конституционно-правовых отношений условно можно подразделить на следующие группы:
1) социальные общности: многонациональный народ, население, нация, народы, проживающие на соответствующе территории, этнические общности, национальные меньшинства;
2) Российская Федерация как государство;
3) органы государственной власти.
На федеральном уровне — это Президент РФ, Федеральное Собрание (и его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях, — Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, Банк России, Счетная палата РФ и др.
На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных правоотношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, —избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченные по правам человека, счетные (контрольно-счетные) палаты и др.;
4) органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.
5) должностные лица, структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (например, депутаты представительных органов, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии);
6) участники избирательных правоотношений (субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; сами кандидаты; их доверенные лица; избирательные объединения; избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса; сотрудники аппаратов избирательных комиссий; наблюдатели; избиратели, участвующие в этом своем качестве в мероприятиях избирательных кампаний и в голосовании;
7) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, российские соотечественники за рубежом;
8) Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ;
9) общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные группы и религиозные организации.
Однако круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно-правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти.
7. Наука конституционного права: понятие, предмет, источники.
Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях.
Роль любой науки о праве в жизни общества и ее место среди других юридических наук определяется предметом исследования, Этот предмет условно можно подразделить:
на нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права;
регулируемые этими нормами общественные отношения.
Наука конституционного права изучает:
все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике
не только отдельные нормы, но и их объединения
властеотношения — отношения, связанные с осуществлением гос. власти;
территориальные пределы осуществления государственной власти
конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений
вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.
Ведущее положение науки конституционного права среди других правовых наук предопределяет и ее задачи. Это: обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования государственной власти; теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов; определение основных тенденций развития отрасли конституционного права; прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества; установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.
Учитывая изложенное, можно предложить следующее определение науки конституционного права.
В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в
результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. Под системой науки обычно понимается
структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности
Методы:
Исторический подход
наука конституционного права рассматривает конституционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулировании, изучает те тенденции своего развития, которые по каким-то причинам оказались проигнорированными.
Системно-структурный анализ
В ходе системно- структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому целостность.
Сравнительный подход
Сравнению подлежат и сами конституционно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отношения.
Социологический метод
Он нацелен на анализ процессов реализации конституционных норм, поведения людей, их отношения к тем или иным правовым установлениям.
Статистический метод
Данный метод необходим для выявления эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияния на общественно-политические процессы, поведение граждан и других субъектов правоотношений.
Под источниками науки понимаются все те материалы, которые отражают процесс развития какого-либо явления, содержат данные, позволяющие познать его характер и содержание. Отсюда источниками науки конституционного права выступают все материалы, позволяющие судить о содержании, характере, основных направлениях эволюции конституционного права как отрасли, регулируемых ею общественных отношениях, тенденциях их развития.
Все источники науки конституционного права по специфике содержащихся в них сведений подразделяются на несколько видов: нормативные и теоретические, результаты социологических исследований и практики деятельности государственных органов.
Нормативные источники
Сюда относятся Конституция РФ, конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы, иные нормативные акты и акты исполнительных органов (в том числе указы Президента), нормативные акты бывшего Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.
Осмысляя нормативные источники, наука анализирует заложенные в них концепции, сравниваете нормами, действовавшими ранее, комментирует порядок применения существующих нормативных правил, формулирует предложения о совершенствовании конституционного законодательства.
Источниками науки конституционного права являются также конституции и законодательные акты зарубежных стран.
Судебные источники
Это прежде всего постановления и определения Конституционного Суда РФ, в которых дается анализ проблем, вытекающих из конституционных принципов суверенитета Российской Федерации, народовластия, прав человека и гражданина, обеспечения единства, разделения и взаимодействия государственной власти, защиты федеративного устройства, обеспечения реального осуществления местного самоуправления. Важное значение имеет толкование Конституции РФ Конституционным Судом.
Источниками науки являются и решения иных судов, особенно по вопросам защиты конституционных прав граждан, нормоконтроля.
Теоретические источники
Сюда относятся груды отечественных и зарубежных ученых, созданные ими концепции. Любая наука развивается на базе ранее сформулированных выводов. Они используются по двум основным направлениям:
- критический анализ выдвигавшихся концепций;
- применение тех из них, которые по каким-то причинам остались нереализованными, но заслуживают внимания в новых условиях.
Дело в том, что ученые различных эпох и стран объективно применяют разные концептуальные подходы; их выводы могут не только не совпадать, но даже быть противоположными. Осмысление последних — важный фактор развития науки.