В самом общем смысле, под структурой понимается совокупность устойчивых, взаимосвязей, отношений и взаимодействий между элементами системы

В рамках политологии можно выделить две структуры: 1) структуру процесса получения знаний и 2) структуру самого политологического знания.

Начнём со структуры процесса получения политологического знания. Сначала выделим элементы этого процесса. С точки зрения общей теории систем, элементы любой системы должны быть, с одной стороны, чем-то тождественными друг другу, а с другой стороны, относительно самостоятельными в осуществлении определённых функций.

В качестве необходимых и достаточных элементов процесса получения политологических знаний мы должны выделить определённые подпроцессы. Они тождественны между собой по форме, ибо выступают различными видами одного типа деятельности, но различны по функциям, так как их конечные продукты отличаются по своему содержанию.

Опираясь на эти различения, мы выделяем в структуре процесса получения политологического знания следующие элементы (подпроцессы):

· подпроцесс получения знаний о явлениях и закономерностях (эмпирическая деятельность);

· подпроцесс получения гипотетических абстрактных знаний о законах, объясняющих данные явления и закономерности (теоретическая деятельность);

· подпроцесс проверки гипотетических, абстрактных знаний на соответствие реальности (экспериментальная деятельность).

Нам необходимо зафиксировать определённые связи и отношения между этими элементами. Каждый из этих видов научной деятельности не может самостоятельно получить конечный продукт научного познания, так как отвечает только за определённые характеристики и качества данного продукта, но не за всю его целостность.

Эмпирическая деятельность не имеет возможности самостоятельно выявить законы возникновения, функционирования и развития политической власти - она способна только на фиксацию явлений (фактов) и закономерностей. Кроме того, эмпирическая деятельность не может обойтись без теоретических средств в построении научных фактов и их обобщении, а без экспериментальных средств громадное количество явлений вообще не фиксируется.

В свою очередь, теоретическая деятельность не может существовать и нормально функционировать без эмпирических материалов («факты - воздух учёного») и экспериментальных проверок. Без фактов теоретику не поставить проблемы, а без экспериментов он не может, ни подтвердить и ни опровергнуть своих гипотез по поводу законов, объясняющих те или иные явления и закономерности.

Экспериментальная деятельность не может осуществляться без заказа на проверку тех или иных гипотез, без эмпирических материалов и концептуально-теоретических средств.

Таким образом, мы видим, что эти виды деятельности находятся между собой в кооперативно-функциональных, базово-сервисных отношениях, они постоянно обмениваются продуктами своей деятельности, доставляют друг другу определённые средства и материалы, снимают друг у друга типовые затруднения и выполняют, по отношению друг к другу, определённые функции.

Итак, структура политологии (как процесса) - это совокупность кооперативно-функциональных и базово-сервисных связей между эмпирической, теоретической и экспериментальной видами научной деятельности, обеспечивающая качественную определённость и гарантированное воспроизводство её конечного продукта (системы политологических знаний).

Перейдём к рассмотрению структуры самого политологического знания. Используя основания Е.Ф. Молевича, мы выделяем в политологическом знании два элемента: содержательный и формальный. [1,с.3-8.]

Содержательный элемент - это содержательное знание, которое бывает двух типов: предметное и методологическое. Эти типы знаний различаются своей направленностью. Предметные знания описывают и объясняют политическую реальность, а методологические знания говорят о самих предметных знаниях, то есть выступают своеобразной рефлексией того, как получаются, существуют и развиваются сами политологические знания.

К формальному элементу относятся теоретические и эмпирические знания. Эмпирические знания описывают внешние проявления политической реальности, её феноменологию (явления и закономерности), а теоретические знания описывают сущностную сторону этой реальности (законы).

Между собой эти элементы находятся в ковариационных связях, которые означают то, что при изменениях в одном элементе одновременно наступают изменения и в другом элементе.

Итак, структура политологического знания представляет собой совокупность ковариационных связей между его содержательным и формальным элементами, обеспечивающая сохранение, накопление, обмен, распределение и потребление данного знания в обществе.

Наши рекомендации