Глобальные договоры по обеспечению всеобщего мира
Договоры по противоракетной обороне, договоры об ограничении носителей ядерных зарядов, договоры об ограничении ядерных зарядов.
Двадцать первому веку в наследство от двадцатого досталась система глобальных договоров, которые при всех их недостатках и ущербности составляют каркас архитектуры международных отношений, столь часто игнорируемый США, критикуемый другими державами, но сохраняемый и поныне. Эти договоры были подписаны между двумя сверхдержавами: США и Советским Союзом после Второй мировой войны и обеспечивали безопасность сложившегося после войны миропорядка. Как известно, международные отношения после Второй мировой войны характеризовались “холодной войной” и начавшейся гонкой вооружений, в орбиту которой, помимо СССР и США, были втянуты почти все европейские государства, поскольку они оказались в двух противостоявших друг другу военно-политических блоках - НАТО и ОВД. Начавшись практически на завершающей фазе Второй мировой войны, “холодная война” в 1947 г. была дополнена идеологической войной, которую от имени “свободного мира” объявил Советскому Союзу президент США Гарри Трумэн. Формальным поводом к этому послужила попытка левых сил Греции прийти к власти, а также обострение политической борьбы за власть в Турции. Несмотря на то, что Советский Союз держался в стороне от конфликтов в Греции и Турции, Англия и США обвинили Советский Союз в поддержке левых сил, и "холодная война” обрела еще одно измерение - она приобрела характер глобального идеологического противостояния. Создание блока НАТО в апреле 1949 г., крайне напряженное положение в Германии были дополнены начавшейся гражданской войной в Китае, а затем войной в Корее. Обе эти войны закончились неудачно для США, что ещё больше обострило противостояние двух сверхдержав. После смерти Сталина, по-
следовавшей 3 марта 1953 г., в международных отношениях наступил период оттепели. В 1955 г. все иностранные войска были выведены из Австрии, и с нею был заключен мирный договор, обязывающий её соблюдать нейтралитет. К 1957 г. в Европе завершилась реализация “плана Маршалла’’, осуществлявшаяся в рамках Организации европейского экономического сотрудничества, заложившая некоторые предпосылки региональной интеграции. В 1957 г. западноевропейские государства подписали Римские договоры о дальнейшей интеграции. Несмотря на то что не все государства были готовы к высоким темпам интеграции, начало Европейскому союзу было положено. В это время лидер Советского Союза Н.С. Хрущев выдвинул идею мирного сосуществования государств с различными общественно-политическими системами и заявил, что фатальной неизбежности третьей мировой войны нет. В 1959 г. II,С. Хрущев посетил США, и на 1960 г. был запланирован ответный визит Г. Трумэна в Москву. Казалось, две великих ядерных державы готовы сесть за стол переговоров по всему спектру проблем международных отношений. Однако в мае 1960 г. отношения резко испортились. 1 мая под Свердловском советская система ПВО сбила американский разведывательный самолет У-2. Американцы до этого более тысячи раз вторгались в воздушное пространство СССР, производили съемку его стратегических объектов, но советская система ПВО пс могла им помешать, так как самолеты У-2 летали на высоте свыше 20 км. Американцы не знали, что накануне в СССР на боевое дежурство были поставлены новые ЗРК, которые поражали цели на сверхвысоких высотах. Американцы категорически отрицали принадлежность к ним самолета, не зная, что пилот У-2 Френсис Пауэрс не взорвал себя, как это предусматривалось инструкцией, а находился в руках СССР и давал признательные показания. Разразился международный скандал, и от оттепели не осталось и следа. Вскоре последовал Кубинский кризис 1962 г., поставивший две сверхдержавы на грань ядерной войны. К этому времени президентом страны уже был Джон Кеннеди, не связанный напрямую, как его предшественник, с Пентагоном. Он был первым американским президентом, осознававшим грозящую катастрофу цивилизации Земли, и
136согласился на переговоры о прекращении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой и их запрета. В 1966 г. такого рода договор был подписан и положил начало системе глобальных договоров. В 1968 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о нераспространении ядерного оружия и призвали все другие государства присоединиться к нему. Договор преследовал цель заморозить сложившуюся ядерную иерархию и лишить другие государства возможности стать обладателями такого оружия. Несмотря на очевидное несовершенство договора - отсутствие эффективных мер воздействия на тех, кто станет разрабатывать такое оружие - он стал инструментом сдерживания расползания ядерного оружия по земному шару. Франция и Китай отказались его подписать и вскоре стали обладателями атомных зарядов, затем ими обзавелись Индия, Израиль. ЮАР, Пакистан и Северная Корея. Договор вступил в силу в 1970 г., спустя двадцать лег его подписали 100 государств, а к настоящему времени под ним стоят подписи 178 государств мира.
Западная Европа в этот период наращивала темпы экономической интеграции, и в 1969-1971 гг. был разработан план перехода к Экономическому и валютному союзу. Неофициально его называли “планом Вернера” - по имени главного разработчика, премьер-министра Люксембурга Пьера Вернера. План предусматривал постепенное снятие ограничений на движение капиталов внутри ЕС, жёсткую фиксацию курсов валют и возможный переход к 1980 г. на единую валюту. Несмотря на разного рода сбои, в 1979 г. была создана Европейская валютная система с собственной расчётной единицей - экю.
Экономическая интеграция Европы сопровождалась гонкой вооружений.
К тревоге по поводу распространения ядерного оружия в 60-е гг. добавилась обеспокоенность в связи с развитием военных технологий и техники, открывавших новые возможности создания оружия массового уничтожения людей. Создание нового оружия требовало огромных расходов, и они каждое десятилетие увеличивались более чем в два раза. Так, например, с 1960 по 1980 г. НАТО и ОВД увеличили военные бюджеты в пять раз. К 1970 г. на каждого жителя Земли приходилось по 15
тонн взрывчатки. Уже в конце 60-х гг. математические модели ядерной войны показали, что в случае сё возникновения на Землю опустится “ядерная ночь” по причине того, что поднятая в атмосферу и стратосферу пыль закроет Солнце от Земли на десятки месяцев. Вслед за этим последует глобальная экологическая катастрофа. Именно поэтому в 1969 г. две сверхдержавы начали переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Стратегическим являлось оружие, способное поражать цели противника, находящиеся на любом удалении от стартовой позиции данного оружия. К нему относились боевые блоки ракет и бомбы, доставляемые различными носителями, в том числе ракетными, авиа, надводными и подводными кораблями. В
1971 г. СССР и США подписали договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Этот договор значительно облегчил подписание в 1972 г. Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Договор по ПРО был бессрочным, но подлежал пересмотру каждые пять лет. Он позволял каждой стороне иметь две системы ПРО - одну по защите столицы и другую - для обороны определенной части своих межконтинентальных ракет. Каждая система могла иметь не более 100 пусковых стационарных установок с одной боеголовкой. В 1974 г. по дополнительному протоколу к этому Договору СССР и США обязались иметь только одну такую систему ПРО.
В Европе в это время между ФРГ, с одной стороны, и СССР, Польшей, Чехословакией и ГДР, с другой, шли переговоры о признании нерушимости послевоенных 1раниц, которые закончились подписанием в 1970-1973 гг. “восточных договоров”, предусматривавших, разрешение спорных вопросов на основе равноправия и отказа от применения силы. В рамках этих договоров в 1971 г. СССР впервые признал особые отношения Западного Берлина с ФРГ, что обеспечило ратификацию всех “восточных договоров” бундестагом ФРГ.
Временное соглашение, или ОСВ-1, имело ограниченный срок действия, который истекал в 1977 г. Оно замораживало
138строительство новых пусковых установок, 110 не затрагивало ни бомбардировщиков, ни ракет среднего радиуса действия (до 600 км). Поэтому две великие державы договорились приступить в ноябре 1972 г. ко второму раунду переговоров по ОС'В-2.
Подписание серии договоров начала 70-х гг. дало основания думать и говорить о разрядке международной напряженности (дстант по-французски). Важным событием периода разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Оно явилось результатом длительных переговоров 35 европейских государств и закончилось подписанием Заключительного заявления. Заявление признавало нерушимость послевоенных европейских границ, призывало к открытости между странами, к обмену людьми и идеями.
Второй раунд переговоров по ОСВ, начавшийся в конце
1972 г., сразу же вызвал множество споров, К этому времени США уже ставили на боевое дежурство ракеты с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения на цель типа “Минитмен-3” и морского базирования - “Посейдон”. ("ССР запаздывал с развертыванием такого оружия на три года и боялся изменения соотношения ядерного оружия в пользу США. В свою очередь США опасались советских атомных подводных лодок и требовали их отвода в такие районы Мирового океана, откуда они не могли поразить их территорию, Два года переговоры топтались на месте, и лишь в середине 1974 г. во время визита американского президента Ричарда Никсона в Москву было подписано три вспомогательных соглашения, в том числе и о сроках действия Договора ОСВ-2 до 1985 г., которые придали переговорам об ОСВ-2 новый импульс.
Ведя переговоры по договору ОСВ-2, и США и Советский Союз разрабатывали ещё более грозное оружие, в том числе крылатые ракеты, нейтронные боезаряды, баллистические ракеты “Трайдент” в США и “СС-20”, или “Сатана”, в СССР, совершенствовались средства их доставки. Американцы делали упор на авианосцы и стратегические бомбардировщики “В-1”. Советский Союз создал новое поколение атомных субмарин с 12 пусковыми шахтами. Залп одной такой подлодки в погруженном состоянии (а они могли лежать на дне Мирового океана и ждать
часа “X” месяцами) превышал по разрушительной силе в 200 раз бомбу, взорванную над Хиросимой. Гонка вооружений измотала экономику СССР, работавшую на пределе своих возможностей. Промышленные мощности всё большего числа предприятий СССР работали только на подготовку к гипотетической войне.
I (ельте города и регионы не производили товаров народного потребления и были выключены из гражданского производства (пример - Брянск, 82 % промышленного потенциала которого работало на “оборонку”). Нарастал дефицит самого необходимого: от мыла и одежды до сложной техники, в условиях, когда безработица отсу тствовала, везде требовались рабочие, а производства работали в две-три смены и со сверхурочными.
В США ситуация в экономике была гораздо легче, но и их гонка вооружений изматывала, раздувала дефицит государственного бюджета, который накачивался ничем не обеспеченными денежными купюрами. Однако самым страшным результатом гонки вооружений стало нарастаг-шс угрозы несанкционированного высшим руководством применения оружия массового уничтожения, нарастание рисков аварий и техногенных катастроф, нагнетание психоза среди тех, кто сидел на пультах управления этим оружием. Опасность ядерного конфликта, в котором победителя не будет, заставила (ЛИ А и СССР 18 июня 1979 г. в Вене подписать Договор ОСВ-2, вводивший ограничения на средства доставки ядерных боеголовок и на размещение таких средств в Космосе.
Судьба этого договора была печальной. Он был подписан накануне ввода советских войск в Афганистан и президентских 1980 г. выборов в США, на которых победил Рональд Рейган. Главным козырем его избирательной компании была критика договора. Поэтому после победы он сделал все, чтобы дог овор не был ратифицирован конгрессом. Так он и остался подписанным, но не вступившим в силу. Несмотря на провал договора ОСВ-2, СССР и США продолжали переговоры, и следующим шагом стало подписание в декабре 1987 г. в Вашингтоне Договора о ликвидации ракет средней (до 5500 км) и малой (до 1000 км) дальности. Договор носит бессрочный характер и запрещает производить V! размещать баллистические и крылаты ракеты на-
140земного базирования указанных классов. Уже к лету 1991 г. договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 таких комплексов, а НАТО и США разобрали и складировали 846 своих комплексов.
В то время как США и СССР решали проблемы войны и мира, в Европе набирали обороты интеграционные процессы. В 1979 г, была введена в действие единая валютная система взаимных расчётов, а с середины 80-х гг, и единые таможенные правила. Это создало необходимую базу для перехода к экономическому и валютному союзу. Официально его создание началось 1 июля 1990 г., когда вступил в силу Единый европейский акт, который к тому, что уже было сделано, унифицировал на- циональныестандарты, налоговые системы, национальные законодательства, пожарные и санитарные нормы входящих в сообщество стран. С этого акта интеграция прошла еще три периода развития.
На первом из них (с 1 июля 1990 г. по 31 декабря 1993 г.) был разработан и обсужден Договор о Европейском союзе, подписанный 27 февраля 1992 г. в Маастрихте. Сообщество стало называться Европейским союзом. По периметру внешних 1ра- ниц ЕС вводились единые нормы передвижения людей, капиталов и товаров, закреплённые Шенгенским соглашением. К концу 1993 г. были унифицированы такие основные показатели социально-экономического развития, как бюджеты, торговые дефициты, уровни инфляции, государственные долги и т.д.
Во время второю периода (с января 1994 г. по декабрь 1998
г.) был учреждён Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, запрещено финансирование Центробанками госсектора и приобретение долгов государства.
Третий период начался с января 1999 г. подготовительными мероприятиями по введению единой валюты, и с 1 января 2002 г. началась эмиссия банкнот и монет евро. Последовал ряд других финансовых унификаций, формирование центральных управленческих структур.
Успешная реализация договора по ракетам средней и малой дальности, приход к власти в СССР в 1985 г. М.С. Горбачева, решительного сторонника разрядки, вызвали с советской стороны новый импульс к переговорам по ограничению настуматель- ных вооружений. Р. Рейган в это время выступил с идеей Стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая вызвала волну критики в США но причине фантастических расходов на ее реализацию и се технологическую непроработанность. Сама по себе эта программа была привлекательной, ибо обещала обеспечить неуязвимость территории США от ракетной и авиационной атаки противника. Однако испытать эту систему можно было только в условиях реальных боевых действий. Отсюда вытекали две угрозы: соблазн ее испытать, если она будет создана, и страх, а вдруг она не сработает, и какой-то процент зарядов противника долетит до территории США. Новый президент США Джордж Буш был более осторожным и отложил план реализации СОИ, что открыло дорогу к очередному раунду переговоров между СССР и США. В феврале 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана и убрал раздражающий США фактор. Советский посол Ю.К. Назаркин, возглавлявший советскую делегацию на переговорахпо ограничению наступательных вооружений, вспоминал, чю главными противниками сокращений такого рода были вовсе не военные и политики, как это принято считать, а представители советского и американского ВПК, запугивавшие правительства США и СССР снижением обороноспособности, нагнетавшие алармистские настроения. Эти круги, как в США, так и в СССР, боялись потерять свое положение, заказы и приоритетное финансирование. Психологическое давление на переговорщиков со стороны этих кругов было столь мощным, что глава американской делегации Ричард Батлер просто не выдержал и за три месяца до подписания соглашения подал в отставку. Тем не менее в июле 1991. г. договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан в Москве и 5 декабря 1994 г. вступил в силу.
Переговоры но наступательным вооружениям проходили на фоне разраставшегося экономического кризиса в СССР, дополнявшегося параличом его общественно-политической системы. Находящийся у власти М.С. Горбачёв оказался не в состоянии справиться с вызовами времени, пошёл на поводу тех сил, которые взяли курс на разрушение Советского Союза.
В глубоком политическом кризисе находились также союзники СССР по социалистическому лагерю. В октябре 1989 г. в Германской демократической республике был совершён “дворцовый переворот” и к власти пришли сторонники форсированного объединения Германии. 9 ноября Берлинская стена пала и началось фактическое объединение Германии, завершившееся 12 сентября 1990 г. подписанием в Москве министрами иностранных дел СССР, Англии, Франции, ФРГ и ГДР договора об окончательном урегулировании германского вопроса. Тем самым подводилась черта под Второй мировой войной.
Переворот в ГДР стал своеобразным детонатором развала системы социализма и падения коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Начавшись в марте 1989 г. в Польше, так называемые “бархатные” революции к концу этого года опрокинули коммунистические режимы в Болгарии, Чехословакии и Румынии, в мае 1990 г. — в Венгрии, а в 1991 г. - в Албании, Югославии и Советском Союзе. Падение коммунистических режимов сопровождалось развалом Чехословакии и Югославии. 26 декабря 1991 г. не стало СССР. Таким образом, раздел Европы по идеологическому признаку канул в Лечу.
Срок действия договора СНВ-1 истекал 5 декабря 2009 г. Согласно ему, СССР и США сокращали ядерные боезаряды до 6 тыс. единиц. После того как спустя несколько месяцев СССР не стало, новый президент России Б. Ельцин подписал с Бушем новый договор СНВ-2 о запрещении использования баллистических ракет с РГЧ. С российской стороны договор не был проработан, а США уже смотрели на Россию не как на мировую державу, а как на государство, проигравшее “холодную войну”, аутсайдера мировой политики. Поэтому, несмотря на то, что договор был ратифицирован, он так и не вступил в силу.
Таким же мертворожденным стал договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (известный по аббревиатуре СНП, или как Московский договор), подписанный 24 мая 2002 г. Этот четырехстраничный документ, подписанный Бушсм-младшим и новым президентом России В.В. Путиным, ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих па боевом дежурстве, до Г700 - 2200 для каждой из сторон. Договор был ратифицирован обеими сторонами, и срок его действия не- текает в декабре 2012 г. Этот дог овор за глаза назвали протоколом об общих намерениях, так как он не имеет механизма взаимного контроля и проверок.
Наряду с договорами о ПРО и Стратегическим ядерным силам (СЯС), в 1992 г. в Стамбуле был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который охватывал территорию от Атлантики до Урала, Он был дополнен Договором об открытом небе. В соответствии с ДОВСЕ, который подписали 22 государства, ни одно их них не имело права без согласия других перемешать вооруженные формирования в Европе, а также закрывать свое воздушное пространство, В то время как Россия ратифицировала ДОВСЕ и стала его скрупулезно выполнять (это было одним из условий предоставления ей кредитов), остальные (21 государство) подписанты тянули с его ратификацией, а затем большинство их было принято в НАТО и единст венным исполнителем договора осталась Россия, что ставило ее в унизительное положение.
В 1993 г. 130 государств мира подписали Конвенцию о химическом оружии, которая вступила в силу с 1995 г. Конвенция обязывала уничтожить все запасы химического оружия к концу десятилетнего периода, т.с. к 2005 г., учреждала строгую систему инспекций. Однако, как оказалось, большинство стран, производивших это оружие, не позаботилось о создании технологий его утилизации. Они оказались сложными и дорогостоящими, поэтому выполнение условий договора затягивается на многие годы. Так. например, Россия лишь после 2005 г. приступила к утилизации основного арсенала химического оружия (Почеп- ского в Брянской области) по причине трудностей, возникших при строительстве завода по его ликвидации и несовершенства технологического процесса.
Вся система глобальных договоров о сокращении стратегических вооружений имеет смысл лишь в этом случае, если стороны, подписавшие их, строго выполняют договор о ПРО. Договор о ПРО являлся стержнем, на котором держалась вся система глобальных договоров. Он заключался, когда СССР был противовесом США. Однако СССР распался, противовес исчез, а новая Россия почти на 20 лет впала в состояние глубочайшей разрухи и стала подниматься на ноги только в 2007-2008 гг.
Еще в 2002 г. США по решению президента Буша в одностороннем порядке вышли из договора о ПРО. Тем самым президент Буш выдернул ось, на которой держалась вся система ядерной безопасности. В ответ Россия отказалась от договора СНВ-2. После этого договор о СНГ1 окончательно превратился в “филькину грамогу”. В результате от разоруженческого процесса в том виде, в каком он был ранее, ничего не осталось. США стремительно стали создавать новую противоракетную оборону, в том числе и с элементами космического базирования. Соотношение стратегических ядерных сил между США и Россией внешне по состоянию на начало второго десятилетия XXI в. выглядит не так угрожающе для России:
Вид СЯС | Россия | США | |
Баллистические ракетыподводных лодок | |||
Стратегические бомбардировщики | ! 94 | ||
Межконтинентальные баллистические ракеты |
Однако после выхода из договора по ПРО США поставили на боевое дежурство 16 противоракетных систем и дополнительно размещают еще 10, в том числе 3 — в Польше. Эго позволяет им осуществлять перехват ракет и боевых блоков России на дальних подступах к их территории, и, случись война, сегодня из тысячи российских боеголовок до цели долетят единицы; в то время как у России отсутствует не только противоракетная оборона, но даже противовоздушная. Это неизбежно подталкивает Россию на путь поиска неадекватных мер противодействия, в том числе разработки новых типов подводных лодок, таких как “Мономах” и “Юрий Долгорукий”, ракет морского базирования типа “Булава” и т.п. В 2007 г. Россия вышла из договора по ДОВСЕ ввиду несоблюдения его другими странами, его подписавшими.
Приход к власти в январе 2009 г. в США Барака Хусейна Обамы сопровождался мирными инициативами и обеспечением “перезагрузки” отношений с Россией. К тому времени перед обоими государствами встала проблема заключения нового договора об ограничении сил ядсрного сдерживания, потому что Западу стало ясно, что прогнозы его политологов, в том числе и американских гсополитиков, о развале России не оправдались; Россия сохранилась, сберегла свои ядерные силы и приступила к их обновлению. Поэтому США согласились на переговоры о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов, уже развернутых СЯС. 8 апреля 2010 г. в Праге Д. Медведев и Б. Обама подписали двухсторонний договор СНВ-3, который вступил в силу 5 февраля 2011 г. Он рассчитан на 10 лет с последующей пролонгацией еще на 5 лет. Договор предусматривает сокращение ялерных зарядов до 1550 единиц и их носителей - до 70 единиц. Тем самым договор СНВ-3 сменил истёкший в декабре 2009 г. договорСНВ-1. Он сгал седьмым двусторонним договором между США и СССР/РФ об ограничении стратегических ядерных вооружений.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под понятием “холодная война”?
2. “Оттепель” и причины возврата к “холодной войне”.
3. Распространение ядерного оружия и меры по его ограничению.
4. Договор о ПРО: его суть.
5. Договор ОСВ-1: его суть.
6. Значение Хельсинского заявления.
7. Перечислите основные этапы переговоров об ОСВ-2.
8. Суть договора о СНП.
9. Последствия выхода США из договора о ПРО.
Список рекомендуемой литературы
1. Архив полковника Хауза. Т. ] -2. - М., 2004.
2. Всемирная история. Канун второй мировой войны. М., 2001.
3. Джеймс Л. Мак-Клейн. Япония от есгупатл Токукшы - в
XXI иск. М., 2006.
4. Ди Нольфо Эппио. История международных отношений 1918
- 1999.-М., 2003.
5. Европейская интеграция /' Под ред. Буториной О.В. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2011.
6. История внешней политики СССР. 1. (. 1917 - 1945. - М., 1976; Т.2. 1945-1976. -М., 1977.
7. История дипломатии. Т. 3. -- М., 1945.
8. История I (ервой мировой войны 1914-1918. Г. 1-2. - М., 1975.
9. Кертман Л.Ь. Джозеф Чемберлен и сыновья. -- М., 1990.
10. Киссинджер Генри. Дипломатия. М, 1997.
11. Лебедева М.М. Мировая политика. - М., 2003.
12. Ллойд Джордж. Правда о мировых договорах. Т. 1-2. - М., 1957.
13. От Мюнхена до Токийского залива. Взгляд с Запада. - М., 1992.
14. Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 г. Т. 1-2. -М., 2000.
15. Раймонд Пуанкаре. На службе Франции. Т. 1-2.-М., 1936.
16. Современная мировая политика / Под ред. А.Д. Боготурова.
М., 2010.
17. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. СПб., 1994.
18. Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. Т. I-2-3-4. - М., 1991.
19. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.
20. Чарльз Уильямс. Последний великий француз. Жизнь генерала де Голля. - М., 2003.
21. Эдвард Карр. История Советской России. Большевистская революция 1917- 1923. Т. 1-2. - М., 1990.
22. Экологические проблемы стран Азии и Африки. - М., 2012.