Глобальные проблемы современного мира

«Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae — земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Общие черты:

· масштабность: затрагивают все человечество;

· предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

· острота: от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации;

· проявляются как объективный фактор развития общества;

· настоятельно требуют решения.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы:

1. Проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны.

2. Демографическая.

3. Сырьевая.

4. Экологическая.

5. Проблема «север-юг» (преодоление отсталости развивающихся стран и сокращение разрыва в уровне развития между ними и передовыми постиндустриальными странами).

А также:

6. Продовольственная.

7. Энергетическая.

8. Использования Мирового океана.

9. Мирового освоения космоса.

И прочее.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:

1. Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

2. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.

3. Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

4. Четкая международная система прогнозирования.

5. Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).

6. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

ВОПРОСЫ:

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах.

ОТВЕТ

Определение: 1) Глобальные проблемы — это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Два предложения: 2) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества. 3) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.

ОТВЕТ

1. Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов — «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.

2. Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.

3. Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

ОТВЕТ

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены:

1. Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт.

2. Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война).

3. Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость».

(По А. Печчеи)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2) Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.)

3) Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

4) В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.

5) В 1900 г. население Земли достигло 1650 млн человек; в 1926 г. оно составило 2 млрд человек; на третий миллиард ушло 34 года; следующий миллиард добавился за 14 лет; затем — за 13; увеличение населения с 5 до 6 млрд человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 г. Какую идею автора иллюстрируют приведённые факты? В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?

6) Автор пишет, что дикая природа необходима для духовной жизни человека. Приведите два объяснения этого мнения.

ОТВЕТ

1. План текста:

1. Влияние современного человека на природу.

2. Рост потребностей человека.

3. Научно-техническая революция.

2. Три авторские оценки:

· Те виды (виды растений и животных), которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.

· Те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, обречены, потому что естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.

· Печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни.

3. Два предположения:

1. Рост производства и потребления приводит к поиску дополнительных ресурсов, что приводит человека в самые отдалённые и нетронутые уголки дикой природы. В свою очередь это нарушает и так шаткое равновесие человека и дикой природы.

2. Постоянный рост производства и потребления будет сопровождаться увеличением отходов, что может привести к глобальной экологической катастрофе. Например, увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу грозит «парниковым эффектом».

3. Борьба за передел ресурсов — «третья мировая война».

4.

1. По мнению автора, научно-техническая революция началась «тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире».

2. Два крупнейших достижения НТР:

· интернет;

· мобильная связь.

5.

1. Подобные факты иллюстрируют следующую идею автора: «Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву».

2. Опасность в грядущем перенаселении планеты, которой не хватит ресурсов, чтобы прокормить такое количество народа. Это грозит человечеству новыми войнами, социальными катаклизмами и прочими бедами.

6. Два объяснения мнения автора, что «дикая природа необходима для духовной жизни человека»:

1. Дикая природа позволяет человеку насладиться чувством прекрасного, ощутить гармонию с природой, испытать чувство покоя и т. п.

2. Дикая природа — источник вдохновения для человеческого творчества.

5. При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.

ОТВЕТ

Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:

1. Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом.

2. Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.

3. Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

Мнение:

Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.

Аргументы:

Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем.

Наши рекомендации