Темы творческих (научных) работ
1. Время перестройки в мемуарах М. С. Горбачева («Жизнь и реформы» в 2-х томах), Е. К. Лигачева («Предостережение»), В. А. Зимянина («В команде Горбачева»), Н. И. Рыжкова («Перестройка: история предательства»), А. И. Власова («Записки из рухнувшегося дома») и др.
2. Влияние исторической традиции на ситуацию в России.
3. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал.
4. Предпосылки, причины и последствия распада СССР: точки зрения историков.
Вопросы для дискуссии
1. Разделяете ли Вы точку зренияо том, что плановая экономика не поддается реформированию?
2. Некоторые исследователи приходят к выводу о неизбежности краха СССР. Можно ли было избежать распада СССР?
3. Возможно ли поддерживать баланс национальных интересов и общечеловеческих ценностей? От чего и от кого это зависит?
Контрольные тесты для блиц-опроса
1. Сущность изменений в политической системе СССР в 1985–1991 гг. характеризуют четыре утверждения:
1) начало формирования многопартийности;
2) введение Верховного Совета СССР, избиравшего из своего состава Съезд народных депутатов;
3) омоложение кадров;
4) усиление тотального контроля КПСС над всеми сферами жизни общества;
5) провозглашение курса на совершенствование социализма;
6) курс на построение правового социалистического государства;
7) развитие «командно-административной системы» управления.
2. Курс апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, направленный на усиление технического перевооружения, активизацию «человеческого фактора», получил название:
1) «оттепели»;
2) «Ново-огаревского процесса»;
3) ускорения социально-экономического развития;
4) концепции «развитого социализма».
3. К периоду перестройки относится…
1) укрепление командно-административной системы;
2) начало разоблачение культа личности И. В. Сталина;
3) разработка Конституции «развитого социализма»;
4) принятие закона «О кооперации».
К последствиям перестройки относится...
1) укрепление территориальной целостности государства;
2) обострение межнациональных отношений;
3) принятие Конституции «развитого капитализма»;
4) ускорение экономического развития страны.
5. «Новое политическое мышление» – это…
1) внешнеполитический курс М. С. Горбачева;
2) реализация «Программы 500 дней» Г. Явлинского и С. Шаталина;
3) реформа политической системы;
4) программа перехода к рыночным отношениям.
Семинар № 16. Мир в конце XX – начале XXI в .
Российская Федерация в процессе преобразований
1. Мировое сообщество в конце XX – начале XXI в.
а) экономическое развитие стран мира;
б) процессы политического развития государств.
2. Становление новой российской государственности и социально-экономические преобразования:
а) формирование новых органов государственной власти;
б) 1993 г.: смена политической системы в стране;
в) переход к рыночнойэкономике.
Защита творческой (научной) работы, в том числе в форме презентации.
Рубежный контроль по модулю № 3
Литература к семинару
1. Глава 8. Россия и мир в XXI в. // Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 449–461.
2. Глава XI. СССР (Россия) и мировое сообщество в конце XX – начале XXI в. // Семин В. П. История: Россия и мир: учебное пособие / В. П. Семин. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 478–529.
3. Глава 30. Постсоветская Россия. Глава 31. Россия в современном мире // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 513–540.
4. Глава 42. Россия в 90-е гг. XX в. и в первые годы XXI столетия // История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – С. 610–634.
5. Российская Федерация на современном этапе (1992–2008) // Кириллов В. В. История России: учеб. пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 631–652.