Понятие ходатайств в уголовном процессе, порядок заявления и разрешения.
К несомненным достижениям современного отечественного уголовно-процессуального закона следует отнести наличие норм специальной главы, регулирующих вопросы заявления ходатайств участниками судопроизводства и разрешения их должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс. Появление этой главы было обусловлено социально-правовым значением ходатайств участников уголовного процесса в сферах расследования преступлений и судебного разрешения уголовных дел. По существу, заявление ходатайств выступает одним из важнейших средств влияния, воздействия участников уголовного судопроизводства на его ход и результаты.
Ходатайство в уголовном судопроизводстве - просьба его участников, содержащая обращение к соответствующему государственному органу или должностному лицу о совершении или воздержании от совершения каких-либо процессуальных действий либо о принятии процессуальных решений или воздержании от их принятия.
В гл. 15 УПК регулируются наиболее принципиальные вопросы заявления, рассмотрения и разрешения ходатайств участников уголовного процесса. Особенности порядка заявления, рассмотрения и разрешения отдельных ходатайств излагаются также в ряде норм уголовно-процессуального закона, регулирующих досудебное и судебное производство.
Количество вопросов, которые можно разрешить с помощью ходатайств, заявленных участниками уголовного судопроизводства, множество. В связи с этим в теории уголовного процесса существуют разнообразные классификации ходатайств его участников.
В зависимости от поставленных целей ходатайства можно разделить на:
1) ходатайства участников уголовного процесса, направленные на установление фактических обстоятельств совершения преступления, на устранение допущенных по уголовному делу нарушений уголовно-процессуального законодательства, на признание доказательств недопустимыми и т.д.;
2) ходатайства-постановления, с которыми отдельные участники уголовного процесса обращаются к прокурору или в суд. В частности, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора при необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу своими постановлениями возбуждают перед судом соответствующее ходатайство;
3) ходатайства-представления, которые заявляет прокурор в случае несогласия его с итоговыми судебными решениями. Например, ходатайства прокурора, направляемые им в суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, которые именуются соответственно апелляционным, кассационным или надзорным представлениями.
В зависимости от процессуального статуса лиц, имеющих право на заявление ходатайств, они подразделяются на:
1) ходатайства подозреваемого или обвиняемого;
2) ходатайства потерпевшего, частного обвинителя и т.д. Так, согласно ст. 119 УПК подозреваемый, обвиняемый, их законные представители и защитники, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии решений для:
а) установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела;
б) обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица. Правом заявлять ходатайства в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.
Думается, что следует согласиться с мнением тех процессуалистов, которые полагают, что перечень участников процесса, обладающих правом заявления ходатайств, не является исчерпывающим.
В зависимости от полномочий государственных органов и должностных лиц, рассматривающих и разрешающих ходатайства, можно различать:
1) ходатайства, обращенные к следователю;
2) ходатайства дознавателя, обращенные к прокурору;
3) ходатайства, обращенные к суду первой инстанции, и т.д.
В зависимости от стадий уголовного судопроизводства ходатайства могут быть разделены на:
1) ходатайства, заявляемые в стадиях досудебного производства (возбуждения уголовного дела и предварительного расследования преступлений);
2) ходатайства, заявляемые в стадии судебного разбирательства;
3) ходатайства, заявляемые в стадиях исполнения приговора, производства в суде второй инстанции и т.д.
Природа и содержание стадий уголовного процесса определяют, во-первых, должностное лицо, которому должно быть адресовано соответствующее ходатайство, во-вторых, характер вопросов, подлежащих разрешению по заявленным ходатайствам.
Типичными ходатайствами являются:
1) в стадии предварительного расследования - просьбы о производстве следственных действий, о поручении производства экспертизы конкретному экспертному учреждению или конкретному лицу-эксперту, о принятия решений о прекращении уголовного дела, о признании имеющейся в материалах уголовного дела информации, недопустимой в качестве доказательства, и т.д.;
2) в стадии подготовки к судебному разбирательству (при назначении судебного заседания, предании обвиняемого суду) - просьбы о проведении предварительного слушания, прекращении уголовного дела, направлении уголовного дела прокурору и т.д.;
3) в стадии судебного разбирательства - просьбы об истребовании дополнительных доказательств, об отложении рассмотрения уголовного дела, о постановлении оправдательного приговора и т.д.;
4) в стадии производства в суде второй инстанции - просьбы о смягчении избранной меры наказания, об отмене приговора и направлении дела на новое судебное разбирательство и т.д..
Социально-правовое значение института заявления ходатайств в уголовном судопроизводстве определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, заявленные ходатайства способствуют установлению фактических и иных обстоятельств совершения преступления и, следовательно, достижению целей и решению задач уголовного судопроизводства. Во-вторых, ходатайства участников уголовного судопроизводства обеспечивают надлежащую охрану их прав, свобод и законных интересов. В-третьих, заявленные ходатайства содействуют правильному применению норм уголовного закона и соблюдению надлежащей правовой процедуры в ходе предварительного расследования преступления и судебного разбирательства уголовного дела. В-четвертых, ходатайства сторон способствуют устранению следственных и судебных ошибок, количество которых в нашей стране, к сожалению, еще велико.
В соответствии со ст. 120 УПК ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу как в письменной, так и в устной форме. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, а устное - заносится в протокол следственного или иного процессуального действия либо судебного заседания. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает участника уголовного процесса права вновь заявить это ходатайство в ходе последующего этапа предварительного расследования или судебного разбирательства, а также в контрольных стадиях уголовного судопроизводства.
Анализ положений, сформулированных в ст. 120 УПК, позволяет обратить внимание на следующие обстоятельства.
Всем участникам уголовного судопроизводства в обязательном порядке разъясняется их право на заявление ходатайств. Обязанность этого разъяснения лежит на дознавателе, следователе и судье (или судье - председательствующем в судебном заседании при коллегиальном рассмотрении и разрешении уголовного дела).
В отдельных уголовно-процессуальных ситуациях разъяснение права на заявление ходатайств осуществляется должностными лицами неоднократно. Так, следователь при окончании предварительного следствия обязан разъяснить обвиняемому право на рассмотрение и разрешение уголовного дела по его обвинению:
1) в особом порядке судебного разбирательства;
2) судом с участием присяжных заседателей;
3) судом в составе трех профессиональных судей.
Кроме того, он разъясняет право на заявление ходатайства о проведении предварительного слушания (ст. 217 УПК). После утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта и направления уголовного дела в суд прокурор обязан уведомить об этом стороны и разъяснить им право на заявление ходатайства о проведении предварительного слушания в порядке, установленном нормами гл. 15 УПК (ст. 222 и 226).
Разрешение уголовно-процессуального закона заявлять ходатайство в любой момент производства по уголовному делу не носит абсолютного характера. В отдельных случаях законодатель допускает ограничение периода (времени) подачи ходатайства. Так, например, подсудимому запрещено заявлять ходатайства о назначении предварительного слушания и рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей после принятия судьей решения о назначении судебного разбирательства (ст. 231 УПК). Обвиняемый имеет право заявить ходатайство о постановлении приговора в особом порядке судебного разбирательства, если он согласен с предъявленным ему обвинением, только в:
1) момент ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования;
2) ходе предварительного слушания, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом его производство является обязательным (ст. 315 УПК).
Ходатайство о снятии судимости может быть заявлено лицом, имеющим судимость, не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения судьей постановления об отказе в удовлетворении первоначального ходатайства (ст. 400 УПК).
Уголовно-процессуальный закон в данном случае, кроме указания на формы ходатайства участников уголовного процесса, не содержит каких-либо определенных требований.
Тем не менее некоторые процессуальные нормы устанавливают все-таки требования к содержанию заявленного ходатайства. В частности, ходатайство об исключении доказательства в качестве такового должно содержать указания на:
1) доказательство, о недопустимости которого ходатайствует сторона;
2) основания для исключения доказательства из системы доказательств, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;
3) обстоятельства, обосновывающие законность и обоснованность ходатайства (ст. 235 УПК).
Содержание ходатайств в виде апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и представлений регулируется соответственно ст. 363, 375 и 404 УПК.
В любом случае заявленное ходатайство должно быть законным и обоснованным. Поэтому заявитель вправе, а в случаях, указанных в законе, обязан мотивировать ходатайство, обосновывать его ссылками на фактические обстоятельства уголовного дела или нормы уголовного либо уголовно-процессуального закона. Разумеется, эта обязанность лежит, безусловно, на прокуроре и защитнике-адвокате подозреваемого, обвиняемого, адвокатах - представителях потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика. Данный вывод обусловлен тем, что они профессионально владеют юридическими знаниями.
В подтверждение законности, обоснованности и мотивированности заявленного ходатайства к нему могут быть приложены различные материалы в виде документов и предметов (объектов).
Некоторые специалисты в области уголовного судопроизводства справедливо рекомендуют при заявлении ходатайства в письменной форме в виде отдельного документа регистрацию его в канцелярии соответствующего государственного органа. Эта рекомендация обусловлена тем, что в ряде случаев, во-первых, удовлетворение последующего заявленного ходатайства обусловлено подачей первоначального; во-вторых, отсутствием в канцелярии суда уголовного дела и незнанием ее сотрудников места его нахождения.
В соответствии со ст. 121 УПК ходатайство подлежит обязательному рассмотрению и разрешению должностным лицом непосредственно после его заявления. При невозможности немедленного принятия решения по заявленному в ходе предварительного расследования ходатайству оно должно быть разрешено должностным лицом не позднее трех суток со дня его заявления.
Срок рассмотрения ходатайства исчисляется со дня регистрации его в журнале входящей корреспонденции или со дня занесения его в протокол следственного и иного процессуального действия или судебного заседания, а также в протокол отдельного судебного действия.
Типичными случаями невозможности разрешения ходатайства непосредственно после его заявления в стадии предварительного расследования является, например, необходимость:
1) выбора эксперта или экспертного учреждения при назначении повторной судебной экспертизы;
2) проверки доказательств, требующей производства дополнительных следственных или иных процессуальных действий;
3) принятия мер безопасности в отношении различных участников уголовного судопроизводства;
4) принятия ряда иных процессуальных решений в некоторых других следственных ситуациях.
В отдельных случаях отечественный законодатель устанавливает сокращенные или увеличенные сроки рассмотрения и разрешения заявленных ходатайств. В основном сокращенные или увеличенные сроки касаются рассмотрения и разрешения ходатайств, заявленных должностными лицами органов предварительного расследования.
Так, ходатайство об избрании задержанному в качестве меры пресечения заключения под стражу должно быть рассмотрено и разрешено судьей районного суда в течение восьми часов с момента поступления материалов в суд (ст. 108 УПК). Ходатайство о производстве следственного действия с разрешения суда подлежит рассмотрению и разрешению не позднее 24 часов с момента его поступления в суд (ст. 165 УПК). В то же время ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей сверх предельного срока его содержания судья суда областного звена обязан рассмотреть не позднее пяти суток со дня его получения (ст. 109 УПК).
Порядок заявления и разрешения ходатайства зависит от стадии уголовного процесса и, следовательно, от компетенции должностного лица.
Ходатайство, заявленное дознавателю или следователю, рассматривается и разрешается этими должностными лицами единолично и без участия заявителя. Ходатайство, заявленное в судебном разбирательстве суду или судье, рассматривается и разрешается соответственно коллегиально или единолично в этом же судебном заседании. Суд или судья рассматривают и разрешают заявленное ходатайство, как правило, с участием сторон, т.е. с учетом их мнения. Судебные решения по заявленному ходатайству могут быть вынесены как в совещательной комнате, так и в зале судебного разбирательства без удаления в совещательную комнату. В последнем случае принятые судом или судьей решения подлежат обязательному занесению в протокол судебного заседания (ст. 256 УПК).
Для рассмотрения и разрешения судом или судьей принципиальных ходатайств, имеющих отношение к охране конституционных прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса или защите публичных интересов (интересов общества и государства), законодатель установил достаточно детально регламентированные процедуры. В частности, уголовно-процессуальный закон подробно регулирует порядок рассмотрения и разрешения ходатайств:
1) об избрании меры пресечения подозреваемому, обвиняемому в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК);
2) о продлении срока содержания под стражей (ст. 109 УПК);
3) об исключении доказательства (ст. 235 УПК);
4) об особом порядке судебного разбирательства (ст. 316 УПК);
5) о снятии судимости (ст. 400 УПК) и некоторые другие.
В ряде случаев уголовно-процессуальный закон непосредственно указывает на правовые последствия рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства. Так, суд или судья не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном разбирательстве специалиста или лица в качестве свидетеля, явившихся в суд по инициативе сторон (ст. 271 УПК). Если при рассмотрении и разрешении ходатайства обвиняемого о предоставлении ему времени для ознакомления с материалами уголовного дела суд установит, что были нарушены требования ч. 5 ст. 109 УПК, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей в ходе предварительного следствия истек, то он обязан:
1) изменить меру пресечения этому лицу в виде заключения под стражу;
2) удовлетворить заявленное ходатайство;
3) установить обвиняемому разумный срок для ознакомления с материалами уголовного дела (ст. 236 УПК).
Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь и судья выносят постановление, а суд - определение.
Каждое заявленное участниками уголовного судопроизводства ходатайство подлежит обязательному рассмотрению и разрешению тем должностным лицом, в полномочия которого входит принятие соответствующего решения.
Результаты рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства должны быть доведены до сведения заявителя. Форма документа, в котором сообщается о принятом решении, не урегулирована уголовно-процессуальным законом. Это уведомление должно быть сделано в письменной форме. Нам представляется, что наилучшим вариантом уведомления о результатах рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства было бы направление заявителю копии соответствующего постановления. Этот вывод обусловлен тем, что заявителю важно знать не только результат разрешения его ходатайства, но и обоснование, мотивировку принятого решения.
Такой подход к решению рассматриваемого вопроса определяется правом заявителя обжаловать принятое решение в порядке, предусмотренном гл. 16 УПК.