Общество и государство: аспект соотношения
Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.
Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.
Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности.
С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.
Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах.
Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной.
Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.
Аспекты сравнения государства и общества:
1) хронологический аспект – общество появилось раньше государства
2) общество обладает более сложной структурой в отличие от государства
Также при сравнении общества и государства необходимо отметить, что именно государство зависит от общества, а не наоборот.
Возникновение права.
В догосударственном обществе основными регуляторами поведения людей были обычаи. По сути, обычаи — это древнейшие источники регулирования отношений, органически связанные с моральными и религиозными нормами.
Дальнейшее развитие социально-экономической действительности привело к усложнению социальных связей и в конечном итоге—к формированию права — принципиально нового регулятора общественных отношений. Право, как особая система юридических норм, возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, которые свойственны государству. Имеются в виду глубинные процессы, происходящие в экономической, социальной, управленческой сферах догосударственного общества, вызвавшие расслоение общества, его дифференциацию. Это привело не только к усложнению социальных связей, но и к возникновению новых интересов и противоречий различных слоев общества. Обычаи родового строя с регулированием таких отношений (обостряющиеся противоречия и др.) справлялись все меньше и меньше. Значимость обычаев с практической стороны становилась нерезультативной, они перестали выполнять роль универсального регулятора, не могли способствовать тому, чтобы условия производства, распределения и обмена товаров были обязательными для всех. Появилась объективная необходимость в принципиально новом регуляторе социальных отношений. Отношения раннего классового общества требовали особой формы правового регулирования — в виде обязательных норм, установленных и охраняемых государством, отражающих, обеспечивающих новое состояние общества. Система таких норм, исходящих от государства, есть право — новый регулятор общественных отношений.
Государство, опираясь на право, решает качественно новые проблемы: разрабатывает и принимает законы, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права, наказывает нарушителей предписаний правовых норм и т. д. Начинают действовать судебные органы, реализующие наказание в отношении правонарушителей. Деятельность названных и иных профессионалов-управленцев также нуждается в правовом упорядочении и регулировании.
Право как особая разновидность социальных норм существенно отличается от обычаев первобытно-общинного строя:
- обычаи создавались всем обществом, а право формирует, ся непосредственно государством, точнее, его компетентными органами;
- обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, право является выражением воли прежде всего социальных групп, приобщенных к государственной власти;
- обычаям не свойственна письменная, фиксированная форма, право получает определенное внешнее выражение в виде законов, прецедентов, правовых обычаев и т. д.;
- обычаи охранялись от нарушений родовой общиной, использовавшей общественное мнение и др. Право обеспечивается специально созданными государственными органами (правоохранительными и др.);
- нормы права, в сравнении с обычаями первобытного общества, намного сложнее, многообразнее и в качественном, и в количественном отношении, поскольку они регулируют организацию сложного противоречивого общества.
Сказанное позволяет заключить, что отличие права от предыдущих обычаев (мононорм) можно провести по ряду следующих аспектов: по способам формирования; по содержанию; по формам выражения; по способам регулирования; по способам обеспечения (санкциям).
В юридической литературе выделяют три относительно самостоятельных способа образования права.
Исторически сложилось так, что формировавшийся государственный аппарат, представлявший интересы экономически господствующего класса, стал применять некоторые угодные ему обычаи, сложившиеся в период родового строя, в качестве обязательных и осуществлять меры принуждения к лицам, их нарушающим. Так возникали правовые обычаи, которые, в отличие от родовых обычаев, санкционировались государством.
Важную роль в трансформации первобытных обычаев играли суды, которые приспосабливали их путем толкования к новым условиям. Иными словами, судьи признавали те или иные обычаи действующими и выносили их на основе решения. Постепенно обычаи начинают систематизироваться, обретать письменную форму. Как видим, первое возникающее вместе с государством право было обычным правом. Нередко его основой являлись судебные и административные решения. Такие решения становились прецедентом, т. е. правилом поведения, обязательным для всех подобных случаев, которые возникали в будущем.
С дальнейшим развитием общества и государства обычаи перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений в силу их косности, негибкости. Государство начинает само заниматься правотворческой деятельностью, которая выражается в принятии различных нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и т. д.). Предписания, установленные государством, обязательны к исполнению, при необходимости их реализация обеспечивается принудительной силой государства.
Таким образом, процесс возникновения права носит объективный характер. Новая организация производственной деятельности (управленческих функций) и возникающая на этой основе иная социальная дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры ведут к появлению новой регулятивной системы — права.