Президент Украины
Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.
Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины больше чем два срока подряд.
Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время выполнения полномочий. За посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона. Звание Президента Украины предохраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был устранен от поста в порядке импичмента.
Президент Украины:
1) обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;
2) обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
3) представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины;
4) принимает решение о признании иностранных государств;
5) назначает и освобождает главы дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
6) назначает всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины в соответствии с Конституцией, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе;
7) назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией;
8) прекращает полномочия Верховной Рады Украины, если на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться;
9) назначает по согласию Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке;
10) назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях;
11) назначает по согласию Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности;
12) назначает половину состава Совета Национального банка Украины;
13) назначает половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
14) назначает на должности и освобождает от должности по согласию Верховной Рады Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины;
15) образует, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и прочие центральные органы исполнительной власти, действуя в границах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти;
16) отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым;
17) является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства;
18) возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины;
19) вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;
20) принимает соответственно закону решения об общей или частичной мобилизации и введении военного состояния в Украине или в отдельных его местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины;
21) принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного состояния, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;
22) назначает треть состава Конституционного Суда Украины;
23) образует суды в определенном законом порядке;
24) присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и прочие высшие специальные звания и классные чины;
25) награждает государственными наградами; устанавливает президентские отличия и награждает ними;
26) принимает решение о принятии к гражданству Украины и прекращения гражданства Украины, о предоставлении приюта в Украине;
27) осуществляет помилование;
28) создает в границах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и прочие вспомогательные органы и службы;
29) подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;
30) имеет право вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины;
31) осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией Украины.
Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.
Президент Украины на основе и на выполнение Конституции и законов Украины выдает указы и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины.
Президент Украины выполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины.
Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:
1) отставки;
2) невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
3) устранение от поста в порядке импичмента;
4) смерти.
Отставка Президента Украины приобретает силу от момента провозглашения ним лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выполнение обязанностей Президента Украины на период к избранию и до вступления на пост нового Президента Украины полагается на Премьер-министра Украины.
4.3. Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти
Кабинет Министров Украины является вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти. Кабинет Министров Украины является ответственным перед Президентом Украины и подконтрольным и подотчетным Верховной Раде Украины в границах, предусмотренных в Конституции Украины. Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.
В состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра, министры.
Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины по согласию более чем половины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Премьер-министр Украины руководит работой Кабинета Министров Украины, направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины.
Премьер-министр Украины входит с представлением к Президенту Украины об образовании, реорганизации и ликвидации министерств, других центральных органов исполнительной власти, в границах средства, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на удержание этих органов.
Кабинет Министров Украины складывает полномочия перед новоизбранным Президентом Украины.
Премьер-министр Украины, другие члены Кабинета Министров Украины имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке. Отставка Премьер-министра Украины имеет следствием отставку всего состава Кабинета Министров Украины.
Принятие Верховной Радой Украины резолюции недоверия Министрам Украины имеет следствием отставку Кабинета Министров Украины.
Кабинет Министров Украины, отставка которого принята Президентом Украины, по его поручению продолжает выполнять свои полномочия к началу работы новосформированного Кабинета Министров Украины, но не более чем шестьдесят дней.
Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке Кабинета Министров Украины по решению Президента Украины или в связи с принятием Верховной Радой Украины резолюции недоверия.
Кабинет Министров Украины:
1) обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
2) принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах работы и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
4) разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;
5) обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом;
6) разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его выполнении;
7) осуществляет мероприятия по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
8) организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;
9) направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;
10) осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.
Кабинет Министров Украины в границах своей компетенции выдает постановления и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению. Акты Кабинета Министров Украины подписывает Премьер-министр Украины. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом.
Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. Особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.
Состав местных государственных администраций формируют главы местных государственных администраций. Главы местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Главы местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.
Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами.
Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.
Решение глав местных государственных администраций, которые противоречат Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть и соответствии с законом упразднены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.
Областной или районный совет может высказать недоверие главе соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ.
Если недоверие главе районной или областной государственной администрации высказали две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке главы местной государственной администрации.
Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают:
1) выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;
2) законность и правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан;
3) выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств - также программ их национально-культурного развития;
4) подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов;
5) отчет о выполнении соответствующих бюджетов и программ;
6) взаимодействие с органами местного самоуправления;
7) реализацию других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.
Члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и местных органов исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, которое имеет целью получения прибыли.
Организация, полномочие и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины.
4.4. Территориальное устройство Украины
Территориальное устройство Украины базируется на основах единства и целостности государственной территории, объединения централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей.
Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.
В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь.
Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины.
4.5. Местное самоуправление
Местное самоуправление является правом территориальной общины — жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в границах Конституции и законов Украины.
Особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.
Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельского, поселкового, городского совета и их исполнительных органов.
Органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, являются районные и областные советы.
Вопросы организации управления районами в городах принадлежат к компетенции городских советов.
Сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и прочие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества.
В состав сельского, поселкового, городского совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четырех года .
Территориальные общины на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования избирают сроком на четырех года соответственно сельского, поселкового и городского председателя, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях.
Статусы глав, депутатов и исполнительных органов совета и их полномочия, порядок образования, реорганизации, ликвидации определяются законом.
Председатель районного и председатель областного совета избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат совета.
Территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ними органы местного самоуправления управляют имуществом, которое находится в коммунальной собственности; утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение; утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение; устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом; обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов; образуют, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью; решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции.
Областные и районные советы утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов и контролируют их выполнение; утверждают районные и областные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными общинами или для выполнения общих проектов и из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации общих социально-экономических и культурных программ, и контролируют их выполнение; решают другие вопросы, отнесенные законом к их компетенции.
Органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины или путем отнесения в местный бюджет в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности.
Органы местного самоуправления по вопросам осуществления ними полномочий органов исполнительной власти подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.
Органы местного самоуправления в границах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными к выполнению на соответствующей территории.
Решение органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины останавливаются в установленном законом порядке с одновременным обращением в суд. Права местного самоуправления защищаются в судебном порядке.