II Основные направления социально-экономических преобразований
При всём различии положения в странах Восточной Европы определились общие линии реформ:
¾ Либерализация экономической жизни и восстановление регулирующей роли рынка и полноценных товарно-денежных отношений
¾ Осуществление антиинфляционных мер и курс и обеспечение конвертируемости валют
¾ Изменение отношения к формам собственности, признание частной собственности, её защита. Включая реституцию (возвращение собственности, конфискованной в годы социалистических преобразований)
¾ Демонтаж командно-административной системы и сведение до минимума внеэкономических методов управления
Все эти преобразования и реформы означали полный разрыв и отказ от тоталитарной модели социализма, возвращение к идеям и моделям либеральной демократии и рыночной экономике.
В странах ЦВЕ сформировалось два основных подхода к реформированию экономики.
Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия).
Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968 г. Уже к концу 1980-х годов здесь удалось создать рынок товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.). Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ЦВЕ.
Более благоприятные условия для перехода к рынку сложились в тех странах, где к началу 1990-х г. уже был накоплен опыт реформирования планового хозяйства, развито частное мелкое предпринимательство, устойчиво функционировало производство в с/х и в ряде отраслей перерабатывающей промышленности. Так. В Венгрии к моменту решающих политических преобразований были введены новые банковская, финансовая и налоговая системы. Создан благоприятный инвестиционный климат. В 1990-1998гг. в экономику Венгрии было вложено 19 млрд.долларов.
Второй - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Албания, Болгария, Румыния) – «шоковая терапия»
.Страны второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических преобразований, который включает: децеентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную Политику, относительное «замораживание» заработной платы.
В Польше реформирование хозяйства осуществлялось методом «шоковой терапии». Были отпущены цены, значительно снижены бюджетные расходы, прежде всего на дотации государственным предприятиям. Взят курс на банкротство нерентабельных хозяйств и сокращение занятости.
Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.
Структурные преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы сопровождались нарастанием экономически трудностей. В 1990-1993г. ВВП в Болгарии, Румынии и Албании сократился почти на 50%, в Чехии и Словакии – на 35-40%. В Венгрии – на 20%. В условиях кризиса выросла безработица: в Польше и Болгарии – до 16-17%, в Венгрии – до 12%. Повсеместно снизились реальные доходы и платежеспособный спрос населения. Заметно сократилась государственная поддержка здравоохранения, науки, образования и культуры.
Трудности переходного периода вызвали рост социальной напряженности.
Углубилось имущественное расслоение. Значительная часть населения не имела умений и навыков, позволяющих приспособиться к новым условиям существования. Лишившись государственных гарантий занятости и достойного социального обеспечения, люди приблизились к порогу нищеты.
Особенно болезненно процесс адаптации протекал в среде научно-технической интеллигенции. Её потенциал не был востребован в полной мере. Сокращение государственного финансирования научных разработок и отсутствие адекватной компенсации за труд спровоцировал широкомасштабную «утечку мозгов».
Формировалось иное отношение к труду. Угроза безработицы побуждала крепче держаться за рабочее место. Расширились материальные стимулы для роста производительности труда.
В начале XXI в. с точки зрения уровня экономического развития все страны Восточной Европы делятся на 2 группы:
¾ Польша, Чехия, Венгрия и Словакия, которые находятся в Центральной Европе, в период с 1990 года по 2001 год их среднегодовой экономический прирост составил 1,95
¾ страны, расположенные в южной части вышеуказанного района. Среди этих стран лишь экономика Албании и Словении к 2001 г. вновь поднялась до уровня, достигнутого в конце 80-х переломных годов минувшего века, а депрессия в хозяйственной жизни отмечена во всех остальных странах южного региона, которые появились после распада Югославии;
В настоящее время восточноевропейские страны переживают противоречивые процессы: экономический подъем сопровождается кризисом государственного сектора и усилением бюджетной напряженности. В ряде стран, даже самых "благополучных", снижается жизненный уровень населения. Негативные явления в экономике и социальной сфере усиливают неустойчивую финансовую стабилизацию и подрывают перспективы продолжения экономического роста, вызывая необходимость решительных действий по продолжению реформ, которые не были проведены раньше.
Экономическое развитие Восточной Европы подвергается воздействию и ограничению среднесрочных и долгосрочных факторов, включая экономический цикл, военные невзгоды и межэтнические конфликты, краткосрочных факторов - стихийные бедствия, а также таких факторов, как экономическая депрессия в других регионов мира и различные внутренние проблемы.
В экономическом развитии стран региона есть весьма существенные различия, которые могут быть объяснены влиянием трех факторов:
¾ интенсивностью торговых связей с Европейским союзом и открытостью экономики. Этот фактор повышает прибыль от экспорта и способствует увеличению инвестиций из стран ЕС. Многие страны региона направляют в Европейский союз более 50% своего экспорта;
¾ способностью предложенных местными правительствами структурных реформ перестроить государства к переменам в глобальной экономике и воспользоваться преимуществами экспорта: утверждение необходимых законодательных актов - шанс, чтобы ускорить осуществление реформ.
¾ экспортеры топлива и металлов получают значительную прибыль, поскольку потребление этих товаров на мировых рынках высоко. Однако надежда на сохранение этих тенденций может обернуться злом для этих государств.
Рост экономики государств центральной части Восточной Европы, включая Чехию и Словакию, в последнее время ускоряется. Лидерами региона являются Венгрия и Польша. Последняя, правда, несмотря на то, что имеет сильные торговые связи с Европейским союзом, страдает еще слабой открытостью экономики.
Т.о. в результате рыночной трансформации в странах региона достигнуты серьезные результаты. Полностью демонтированы механизмы командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная инициатива людей, происходит относительно быстрое становление предпринимательского класса, формирующего основу будущего благополучия своих стран.