Гарантии правовой законности и правового порядка
Исключительная ценность для человечества, для цивилизации порядка вообще, общественного порядка в частности, правового порядка в особенности, предполагает необходимость обеспечения его как правовой законности системой соответствующих механизмов.
Не случайно на протяжении всей истории цивилизации проблеме обеспечения законности и правопорядка уделяется, можно сказать, главное внимание как в теории, так и в практической деятельности. Еще Сократ, с именем которого связывают возникновение философской науки, отождествлял законность со справедливостью. Гротесковый девиз древних: «Пусть погибнет мир, но торжествует юстиция» (законность, справедливость) – как нельзя лучше свидетельствуют о том, какую значимость придавали они торжеству закона. В Древнем Риме дети до 14-летнего возраста выучивали наизусть Законы Двенадцати таблиц, чтобы руководствоваться ими в своей жизни и деятельности. Выдающийся мыслитель Ш. Монтескье, посвятивший исследованию проблемы духа законов более двадцати лет, чье учение воплощено в ныне действующих конституциях правовых государств, обосновал необходимость осуществления разделения ветвей государственной власти во имя установления и неуклонного осуществления разумных, справедливых законов, выражающих свободу личности, прежде всего политическую. Концепция господства правового закона является стержневой в учении о правовом государстве, одним из важнейших принципов его функционирования. Правовое господство (господство права) в правовом государстве реально осуществимо при наличии соответствующих обеспечительных механизмов, гарантий правовой законности и правового порядка.
В юридической литературе гарантии законности и правопорядка характеризуются вместе или же только одной законности и классифицируются по-разному. Их подразделяют на объективные и субъективные, общие и специальные. Высказаны и другие суждения по классификации гарантий.
В курсе лекций «Общая теория права» под редакцией В. К. Бабаева обеспечение законности рассматривается в двух ракурсах: а) профилактика нарушений законности; б) упрочение законности (совершенствование законодательства, выявление нарушений законности; меры защиты, меры ответственности, меры надзора и контроля, меры профилактики законности)[318]. В учебнике по теории государства и права под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Перевалова различаются общие условия: экономические, политические (сильная государственная власть), идеологические (уровень культуры), социальные (социальная стабильность), правовые (состояние законодательства) и специальные средства обеспечения законности (юридические и организационные гарантии); юридические – это средства выявления правонарушений (деятельность прокуратуры и других органов), их предупреждение, пресечение, меры защиты и восстановления нарушенных прав, юридическая ответственность, процессуальные гарантии, правосудие; организационные – это кадровые, создание условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование спецподразделений для борьбы с организованной преступностью, коррупцией и т. д.[319].
Гарантии правовой законности и правопорядка следует рассматривать в широком и в узком их понимании.
В широком смысле слова гарантии законности и правопорядка начинаются с правогарантий (самогарантий): а) авторитета сущности права как общесоциальной справедливости, обеспечиваемой государством; б) качества норм права по их содержанию и форме изложения; в) ценности права – прежде всего его нравственно-правовых принципов (свобода, равенство, безопасность, веротерпимость и т. д.), политико-правовых (народовластие, политический плюрализм, разделение властей и др.), эколого-правовых (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов); собственно-правовых (точность в определении юридических прав и обязанностей субъектов права, единство прав и обязанностей, презумпция невиновности и т. д.). К гарантиям законности и правопорядка в широком их понимании относятся факторы и сугубо политические (реальное соотношение классовых, национальных, партийных и других сил, степень их организованности, активности, целеустремленности и т. п.); и сугубо экономические (например, уровень экономики, имеющиеся положительные и отрицательные ее тенденции); и общественные (многочисленные неполитические объединения людей); и культурные, особенно уровень правовой культуры; и организационные (подготовка квалифицированных кадров, создание надлежащих условий для их работы и т. д.); и идеологические (государственная идеология и идеология, выражающая устойчивое профессиональное и обыденное правосознание); и сугубо социальные (социальная стабильность, достойный уровень жизни людей, реальный социальный контроль за законностью методов борьбы с правонарушениями).
Гарантии правовой законности и правопорядка в узком смысле – это сугубо юридические гарантии: 1) надлежащая процедура правотворчества и правоустановления, обеспечивающая воплощение в нормах права его принципов; 2) заложенные в законодательстве юридические механизмы проведения в жизнь правовых законов (вплоть до международно-правовых); 3) подготовка высококвалифицированных и нравственно-надежных юридических кадров, рациональное их использование, рациональная организация и активная деятельность правоохранительных органов, совершенствование форм и методов их деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению правонарушений, обеспечению неотвратимости ответственности виновных и восстановлению нарушенных прав потерпевших, по проведению в жизнь действующего правового законодательства; 4) эффективный юридически системно упорядоченный контроль и надзор за точной и единообразной реализацией правового законодательства.
В обеспечении законности и правопорядка исключительно важное значение имеет правовая чистота в деятельности всех звеньев государственного аппарата, особенно правоохранительного. К. Маркс справедливо отмечал: «Первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы власти держатся в рамках закона»[320].