Понятие и признаки корпоративного права
Корпоративное право — это система правил поведения, устанавливаемых органами управления корпорации, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности — силой государственного
принуждения. Корпоративное право, составляя целый пласт права, имеет свои особенности..
Корпоративное право состоит из норм, т. е. из правил поведения, общего характера. Нормативность означает, что, во-первых, корпоративные нормы регулируют распространенные, типичные, часто встречающиеся в организациях отношения и, во-вторых, они распространяются на всех или многих членов организации.
2. Корпоративное право — это система норм, которые специализируются на регулировании отдельных сторон деятельности корпорации. Можно выделить, по крайней мере, четыре блока корпоративных норм: финансовые, административные, трудовые и гражданско-правовые. В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии, например нормативные положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны и др. Довольно интенсивно развиваются корпоративные нормы, связанные с социальным обеспечением работников. Наметились и контуры блока корпоративных норм процессуального характера.
3. Корпоративные нормы обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работников). Это означает, что они должны исполняться указанными лицами независимо от того, нравятся они им или нет, одобряют они их существование или не одобряют — одним словом, независимо от субъективного к ним отношения. Однако количество участников корпорации, не одобряющих корпоративные нормы, как правило, незначительно, поскольку большинство этих норм принимается с участием лиц, обязанных им затем подчиняться.
4. Корпоративные нормы находят письменное выражение. В организациях выделяется несколько уровней корпоративных актов в зависимости от их юридической силы, это нормативные акты: общих собраний акционеров, вкладчиков, персонала; корпоративных контролирующих органов (например, советов директоров); представительных органов (например, советов персонала); коллективных исполнительных органов (правлений); руководителей корпораций и др.
Чтобы предотвратить противоречия между ними, осуществляется четкое распределение компетенции между субъектами правотворческой деятельности той или иной корпорации.
5. Корпоративные нормы — это нормы коллективного волеизъявления. Даже когда нормативные решения принимаются не общими собраниями акционеров или собраниями (конференциями)
персонала, а иными органами управления корпорации, они должны быть по своему содержанию согласованы (иногда утверждены соответствующими вышестоящими органами управления корпо-
рации) или по крайней мере не должны противоречить решениям общих собраний, на которых урегулируются принципиальные вопросы жизни корпорации. Эти принципиальные решения задают
тон всем остальным, принимаемым в корпорации. Корпоративные нормы обеспечиваются принуждением. Со стороны кого? Прежде всего на нарушителя воздействует сама организация в лице ее органов управления, используя запреты, санкции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточности собственных средств воздействия вполне возможно обращение за защитой к судебным органам.
Принципы создания корпоративных нормативных актов.Корпоративные нормы будут эффективными лишь тогда, когда в их основе будут лежать не только вышеуказанные положения, но
и принципы, на которых держится вся правовая система. Справедливость и свобода декларируются в наиболее важных нормативных правовых документах, включая международные, а затем получают развитие и детализацию в других законодательных предписаниях. Эти два начала должны незримо пронизывать и все корпоративные акты. К числу принципов, на которых основано построение корпоративных норм, относятся следующие.
Принцип демократизма в формировании корпоративных норм,т. е. наиболее полный учет интересов всех членов коллектива корпорации. Принятие корпоративных норм общим собранием коллектива
предприятия позволяет, как правило, претворить этот принцип в жизнь. Хотя и здесь не исключены промахи. Иногда случается, что коллектив работников принимает решения, не имея полной ин-
формации о положении дел, а то и пользуясь искаженными сведениями о последствиях данного решения. Бывает, что коллектив предварительно подвергается обработке со стороны предпринима-
теля, профсоюзных органов и других заинтересованных лиц, органов и организаций. Поэтому решение внешне, возможно, и будет выглядеть демократичным, но по сути ничего общего с истинной демократией иметь не будет. Еще больше проблем с реализацией этого принципа на практике возникает, когда корпоративные нормы принимаются управленческими органами предприятия (коллективными или единоличными). Среди руководителей нередко находились ≪смельчаки≫, бравшие на себя решение принципиальных вопросов,которые затрагивают судьбу многих и многих работников (например, вопрос о приватизации, хотя по закону выяснение мнения
работников коллектива является непременным условием приватизации). Не всегда у коллектива имеются юридические средства,чтобы повлиять на ≪зарвавшихся≫ руководителей, не желающих
считаться с его волей.Принцип гуманизма, т. е. человеколюбия, уважения достоинства
личности, создания всех условий, необходимых для ее нормального существования и развития. Корпоративные нормы, детально регулирующие условия применения труда, получение вознаграж-
дения за труд и другие вопросы, позволяют наполнить этот общий тезис о человеколюбии конкретным содержанием. Принцип равноправия выражается в том, что все члены корпора-
ции независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность.
Этот принцип нельзя понимать упрощенно. Его реализация зависит от квалификации работника, стажа его работы и других конкретных обстоятельств.
Принцип законности, т. е. точное соблюдение законодательных норм.Корпоративные нормы не могут противоречить законодательным, они должны находиться с ними в отношениях подчиненно-
сти, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос. Это аксиома. Принцип законности выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу. Между ними также должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Большей юридической силой обладают нормы объединения, затем —предприятия и, наконец, структурных единиц (бригад, отделов). Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт. Исходя из этого корпоративные акты по мере возрастания их юридической силы располагаются в такой последовательности:принятые в порядке единоначалия директором (президентом корпорации);принятые советом директоров; принятые общим собранием коллектива акционеров либо трудового коллектива по вопросам, относящимся к их компетенции. Принцип научности, т. е. глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов. Научная обоснованность конкретных актов, принимаемых в процессе предпринимательской
деятельности, в значительной мере зависит от уровня предприятия. Если сравнить завод ≪Уралмаш≫, имеющий целую сеть научных отделов, высшее техническое учебное заведение и небольшой магазин, становится ясно, что претворить в жизнь принцип научности при принятии корпоративных актов под силу далеко не всем организациям. В этом отношении большое значение имеет не только уровень, но и величина предприятия. Но главную роль в обеспечении научной обоснованности корпоративных норм играют все же квалификация работников, уровень их образования, информированности о достижениях науки, способность их воспринять. Речь идет как о менеджерах, готовящих проекты корпоративных актов, так и о персонале корпорации, которые эти
корпоративные нормативные решения претворяют в жизнь. Говоря о выполнении принципа научности, нельзя не отметить значение финансов: их наличие в необходимых случаях всегда позволит воспользоваться услугами независимых консультантов,экспертов, если будет обнаружен в корпорации недостаток собственных интеллектуальных сил.
Специальные принципы принятия корпоративных актов.Специальные принципы многочисленны и касаются различных аспектов деятельности корпорации. Остановимся на главных
из них.Презумпция (принцип) компетентности корпорации на регулирование любых корпоративных вопросов путем создания корпоративных нормативных актов. Вряд ли стоит писать в корпорации
нормативный акт на каждое мелкое действие. Есть вопросы, которые вполне решаемы в оперативном порядке, т. е. менеджеры дают конкретные указания работникам. Но если приходит понимание того, что на выдачу этих конкретных указаний (часто однотипных) тратится слишком много управленческой энергии, лучше создать нормативный акт для всех участников корпорации. По каким вопросам издавать корпоративные нормативные акты, решают органы управления корпорации, выявившие в этом необходимость в процессе осуществления ее работы. Принцип иерархии корпоративных нормативных актов относится к принципам, пронизывающим всю социальную материю. Правовая материя в этом плане не составляет исключения. Вот почему этот принцип должен неукоснительно действовать не только в сфере законодательного, но и в сфере корпоративного регулирования.В сфере корпоративного правового регулирования иерархия ус-
танавливается по двум критериям:1) по предмету регулирования. Здесь преимущество по сравнению с другими корпоративными актами всегда имеет основной корпоративный нормативный акт: устав корпорации. Это своего рода конституция корпорации. Главенство устава вытекает из того, что в нем упорядочиваются принципиальные вопросы жизни корпорации и то, как они урегулированы, должно приниматься за аксиому и незыблемую основу при последующем решении более детальных вопросов деятельности корпораций в других корпоративных актах; 2) субъекту правотворчества. Преимущество устава перед всеми другими корпоративными актами обусловлено тем, что он принимается самым авторитетным субъектом корпоративного правотворчества —общим собранием участников корпорации, как говорится, совокупным умом заинтересованных в успешной работе
корпорации людей, принявших на себя материальный риск, пусть и в пределах определенной доли.
Рассмотрим принцип неотвратимости юридической ответственности. Общепризнанно, что в корпоративных актах немного императивных, жестких норм. Напротив, суть многих из них —по
крайней мере не сдерживать активность директоров, менеджеров и работников. Однако даже с учетом этой благородной цели нельзя вводить в какой-либо корпоративный акт правила, предусмат-
ривающие освобождение любого должностного лица или наемного работника от ответственности за допущенную небрежность, нарушение или неисполнение возложенных на них обязанностей,
злоупотребление доверием. Корпоративные акты должны отражать баланс различных инте-
ресов участников корпорации. Акционерное общество —это сложное образование, похожее на треугольник, в котором представлены три стороны: акционеры, управляющие, наемные работники
Корпоративные акты не должны создавать обязанности в отношении третьих лиц. Это правило абсолютное. Однако в некоторых корпоративных актах можно увидеть примеры обратного свойст-
ва: например, устанавливается правило, что все споры с контрагентами будут рассматриваться только по соглашению сторон.Третьи лица не должны принудительно исполнять положения,
включенные в корпоративные акты —их статус не позволяет влиять на принятие корпоративных правил. Нет у них также возможности изменить положения корпоративных актов, с которыми они
не согласны. Да и оспаривание ими корпоративных положений в суде весьма проблематично.
Таким образом, правило, согласно которому корпоративные акты регулируют отношения между пайщиками, а также между пайщиками и корпорацией в целом, является однозначным и ис-
ключений не имеет. Корпоративные акты не должны нарушать чьи-либо права, в противном случае корпорация должна возместить причиненные убытки.В некоторых корпорациях практикуется пожизненное назначение директоров в наблюдательный совет, причем возможность такого назначения отражается в корпоративном нормативном акте, предусматривающем комплектование совета директоров. Обычно такой контракт заключается с лицами, в прошлом много сделавшими для корпорации. Это своего рода дань или мера поощрения их за многолетний эффективный труд на благо корпорации. Определяется и вознаграждение за данное членство в совете директоров. Но если в корпорации будет принят новый корпоративный акт о наблюдательном совете, не предусматривающий пожизненных директоров, это не значит, что можно удалить из совета пожизненных директоров на покой без выплаты получаемого ими вознаграждения за членство. Оно по-прежнему должно выплачиваться. Существует также принцип отсутствия обратной силы у корпоративных нормативных актов, ухудшающих правовое положение участников корпорации. Корпорация может изменить любой свой корпоративный нормативный акт, если в том обнаружится необходимость. Однако это правило имеет не абсолютный, а относительный, точнее, ограниченный характер.Член корпорации не будет связан изменениями корпоративных актов (если, конечно, он не даст на них предварительное согласие в письменной форме), совершенными после того, как он стал членом корпорации, когда:1) от участника корпорации требуется внесение или подписка на большее количество паев, чем он владел на день внесения изменений в корпоративный нормативный акт; 2) увеличивается объем обязательств участника на этот день по внесению вкладов в паевой капитал корпорации или по каким-либо иным платежам в пользу компании. Принцип запрета вносить изменения в корпоративные нормативные акты действует, если они совершены недобросовестно или не в интересах корпорации как целостного объединения. Пока этот принцип для российского предпринимательства как красная тряпка для быка. Он не освоен даже чисто интеллектуаль-
но. Подавляющему большинству не понятно, как можно связывать руки предпринимателям, участникам корпорации, если они рискуют собственными деньгами. Категории ≪добросовестно≫ или≪недобросовестно≫ находятся в сфере морали. Но известно, что бизнес и мораль плохо уживаются друг с другом. И даже еслипринцип, о котором идет речь, воспринимается предпринимателями интеллектуально, на практике он крайне редко соблюдается.
№32. Планирование правотворческой деятельности: его значение и виды планов.Важным правилом правотворческой юридической техники является планирование правотворческой работы, поскольку она имеет целенаправленный характер. Планы в подготовке и принятии нормативных актов помогают построить правотворческую деятельность наиболее рационально, избежать поспешности, несогласованности, дублирования. Значимость планирования заставила некоторых ученых прийти к мнению, что оно является самостоятельной и необходимой стадией законодательной работы.Планировать правотворческую работу можно на разный срок.
Перспективное планирование.Планирование на длительный срок (более года) не предполагает проработку всех конкретных пунктов (название нормативных актов, разработчиков и т. п.), а имеет примерный характер (например, разработать и принять законы, упорядочивающие миграци-
онную политику). Одним словом, в перспективных планах указываются лишь направления правотворческой работы.Такие планы не имеют обязательного характера и, возможно, поэтому часто нарушаются. Этот вид планирования еще называют программным, а такие планы — программами.
Среднесрочное планирование.Среднесрочное планирование подразумевает определение правотворческой работы на год и менее. Здесь уже можно не только назвать направления этой работы, но и определить конкретные нормативные акты, готовящиеся к принятию. Чтобы план не стал блефом, уместно указать и ответственных (лиц, структурные подразделения правотворческого органа) за выполнение тех или иных пунктов плана проектных работ.
Краткосрочное планирование
Срок краткосрочных планов может быть различным. Все зависит от того, насколько интенсивно правотворческий орган ведет работу по принятию нормативных актов.
Виды правотворческих процедур. Процедура ведомственного правотворчества
Подготовка и принятие ведомственных нормативных актов -дело творческое. Несмотря на это, необходимо соблюдать определенную процедуру, состоящую из последовательных стадий.
Определение оснований издания ведомственного акта
Речь идет о правотворческой инициативе и принятии решения о подготовке ведомственного акта. При этом она может исходить как от подразделения и служащих министерства, службы, так и от
граждан. Однако решение об издании ведомственного акта принимает руководитель ведомства или его заместитель.Здесь следует указать на следующее правило: прежде чем принять такое решение, необходимо изучить вопрос о необходимости издания ведомственного акта (правовая неурегулированность вопроса, появление потребности в изменении правового регулирования, множественность ведомственных актов, делающая необходимым их систематизацию или консолидацию, несоответствие действующих нормативных актов требованиям дня и др.) и определить основания его издания (поручения вышестоящих органов, планы правотворческой работы ведомства, инициатива других органов). Разработка концепции ведомственного акта
Концептуальные начала акта могут содержаться в законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, поручениях руководства ведомства.
К составлению концепции может приступить и сама группа разработчиков проекта. После уяснения невозможности разрешения вопроса путем действующих правовых норм и наличия у ведомства полномочий по изданию акта по данному вопросу осуществляется разработка проекта акта.
Составление плана-проспекта и плана-графика подготовки ведомственного акта
В плане-проспекте определяется предполагаемая структура нормативного акта, раскрывается краткое содержание соответствующих разделов и подразделов. В календарном плане-графике
обозначаются основные этапы работы, определяются сроки их завершения, указываются конкретные исполнители, ответственные за результаты работы.
Определение срока подготовки ведомственного акта.Срок подготовки ведомственного акта, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлено иное.
Определение разработчиков ведомственного акта.Субъектами разработки нормативных актов чаще всего выступают заинтересованные подразделения министерств, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос. Из их состава выделяются должностные лица, ответственные за подготовительные работы. При необходимости привлекаются сторонние организации.
Активное участие в этом принимают правовые подразделения ведомств. Если акт затрагивает интересы нескольких подразделений, они берут его разработку на себя. Сложные нормативные акты, а тем более издаваемые совместно несколькими министерствами, могут готовиться рабочими комиссиями из числа наиболее опытных сотрудников. Крупные ведомственные акты выносятся на рассмотрение коллегий, совещаний либо экспертных советов министерств.
Сбор необходимой информации.Такая информация может содержаться в законах, указах, актах
Правительства РФ, ведомственных актах. Изучается научная литература, периодическая печать, обобщается практика применения нормативных актов, данные социологических, статистических ис-
следований, материалы заседаний коллегий, инспекторских проверок. Исследуются различные справочно-информационные документы: отчеты, справки, служебная переписка, письма граждан,
зарубежный опыт. Написание текста проекта нормативного акта.Прежде всего надо неукоснительно соблюдать правило законности и конституционности ведомственного акта, что означает со-
ответствие проекта действующему законодательству. Проект должен также отвечать современным требованиям развития экономики и, конечно, правилам юридической техники. Определяющим
моментом при разработке проекта должна быть ориентация на социальную справедливость, приоритет принципов и норм международного права, обеспечения прав и свобод граждан.
Проведение правовой экспертизы
Правовая экспертиза проводится юридической службой ведомства. Экспертиза предполагает исследование проекта по всем вопросам (компетенция ведомства, необходимость издания акта, его
содержание и структура, правильность ссылок и т. д.).
Согласование проекта
Согласование проекта проводит заинтересованное структурное подразделение. Проект согласуется как внутри ведомства (с другими подразделениями), так и при необходимости с другими госу-
дарственными органами и органами местного самоуправления.Обязательным во всех случаях является его визирование в юридическом отделе ведомства. При наличии замечаний к проекту после
их устранения производится перевизирование.
Подписание ведомственного акта
Подписание осуществляет уполномоченное должностное лицо.Им является первое лицо (руководитель) ведомства.К проекту прилагается пояснительная записка и расчеты, где
раскрывается замысел проекта, разъясняются возможные источники финансирования.
Далее нормативный акт регистрируется в общем отделе ведомства, размножается и рассылается по списку.
Государственная регистрация ведомственного акта
Государственная регистрация касается только тех из них, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, правовой статус организаций или имеют межведомственный характер.
Процедура принятия правительственных постановлений.Правительство — коллегиальный орган, и это накладывает отпечаток на правотворческую процедуру принятия им норматив-
ных актов. Хотя можно обнаружить общие черты, свойственные всем видам правотворческих процедур.
Правотворческая инициатива
Правотворческая инициатива принадлежит всем членам российского Правительства. Поскольку между ними существует разделение компетенции, как правило, проект вносит тот член Правительства (или исполняющий его обязанности), который курирует или несет ответственность за решение вопроса, являющего предметом нормативного регулирования. От его имени составля-
ется сопроводительное письмо и прилагается завизированный им проект постановления.
Приложение к проекту постановления всей необходимой информации.Информация содержится в пояснительной записке, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-
экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений. В случае если нормативный акт влечет необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения
включаются в проект или представляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.
Предварительное согласование проекта со всеми заинтересованными государственными органами
Заинтересованными государственными органами являются:федеральные министры; руководители иных ведомств, руководители других государственных органов;органы государственной власти субъектов РФ.Список данных организаций формируется министром, вносящим проект, и утверждается Председателем Правительства РФ или его заместителем. На визирование заинтересованным органам дается 10 дней. Если у них есть замечания, они прилагаются к проекту.
Учет возражений и замечаний по проекту.В целях учета возражений и замечаний по проекту проводится обсуждение проекта с руководителями согласующих органов и организаций для поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта может быть внесен в Правительство РФ с разногласиями
только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия.
Заключение Министерства юстиции Российской Федерации
Заключение Минюста России дает оценку проекта нормативного акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов
в правовом регулировании соответствующих отношений, а также на предмет соблюдения правил юридической техники.Проекты нормативных актов, оказывающих влияние на бюджетные доходы или расходы, одновременно направляются на заключение в Министерство финансов РФ. Если затрагиваются макроэкономические показатели и просматриваются последствия для субъектов предпринимательской деятельности, необходимо заключение Министерства экономического развития РФ, которое должно быть предоставлено за пять дней (если проекты сложные — 30 дней). Проведение экспертизы
На проведение экспертизы отводится 15-дневный срок. Экспертизу проводит юридическая служба Аппарата Правительства РФ. Экспертное заключение должно содержать оценку соблюдения порядка при внесении проекта акта, соответствия проекта актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства РФ, полноты представленных расчетов, обоснований и прогноза социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения. Не исключено направление проекта на экспертизу другим организациям, в частности в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Внесение проекта постановления на заседание
Правительства Российской Федерации.Это право принадлежит Председателю Правительства РФ (или его заместителю). Неурегулированные разногласия по проекту акта сначала рассматриваются Председателем Правительства РФ (его заместителем) с участием органов, с которыми есть разногла-
сия. Для этой цели может быть создан координационный или совещательный орган. По решению Председателя Правительства РФ неурегулированные разногласия могут быть вынесены на заседа-
ние Правительства РФ. Рассмотрение проекта постановления. Сначала с докладом выступает член Правительства РФ — инициатор проекта. Затем слово может взять любой член Правительства РФ, руководители иных федеральных органов исполнительной власти.Время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов — до 10 минут, для выступлений в прениях — до 5 минут.Постановление, как правило, принимается при общем согласии. На основании предложения члена Правительства РФ по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании. Если кто-либо из членов не согласен с принятым постановлением, его особое мнение может быть занесено в протокол заседания.
Подписание постановления.
Подписание производится Председателем Правительства РФ.
Руководитель Аппарата Правительства РФ проставляет дату и организует выпуск принятого постановления. Таким образом, процедура принятия подзаконных актов, к разновидностям которых относятся правительственные и ведомственные нормативные акты, является более оперативной, что связано с характером этих актов.__
№33. Стадии законодательного процесса.
Стадия законодательного процесса - урегулированная Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта. Иными словами это процесс рождения закона. Можно выделить следующие стадии данного процесса: Принятие решения о подготовке законопроекта. Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство, составляя план подготовки законопроектов. Сбор необходимой информации. Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Разработка концепции законопроекта. Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодателей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать в письменном виде и оформить в виде документа под названием «Концепция закона (далее идет его примерное название)». Возможно, при разработке проекта закона название придется уточнить или изменить. Составление проекта закона. Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Проведение экспертизы. Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим параметрам: ♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции и другим законам ♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы:
♦ пояснительная записка; ♦ перечень актов, подлежащих признанию, утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с иступлен нем в силу данного закона; ♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); ♦ заключение Правительства. Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы). Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять его за основу и направить на доработку). Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Обсуждение концепции законопроекта. Обсуждение концепции считается первым чтением законопроекта. Рассмотрение поправок к законопроекту. Рассмотрение поправок — второе чтение законопроекта. Принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Здесь уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Утверждение Советом Федерации. Этот орган существует для дополнительной проверки того, нужен пи принятый закон, каково его качество, есть ли средства для его исполнения и др. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается дне недели.
Подписание Президентом Российской Федерации. Президент России выполняет координирующие функции между ветвями власти. Подписание законопроекта Президентом в двухнедельный срок можно рассматривать в этом ключе. Кроме того, это еще один способ контроля правовых актов, по которым будет жить вся страна. Президент может не подписать закон (право вето), но обычно после этого следует разъяснение причин такого решения.