Вопрос 1. Понятие субъекта международного права. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов международного права.
Лекция № 4. Субъекты современного международного права(ОК-5, ОК-12).
Понятие субъекта международного права. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов международного права.
2. Государства – основные субъекты международного права. Международное правопреемство государств. Международно-правовое признание.
Международная правосубъектность народов и наций, борющихся за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств.
Правосубъектность международных организаций.
Международная правосубъектность индивидов.
В результате изучения данной лекции студент должен овладеть следующими компетенциями:
- (ОК-5) способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
- (ОК-12)способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни;
Вопрос 1. Понятие субъекта международного права. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов международного права.
Субъекты международного права —это акторы,которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Таковыми являются государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические
лица (индивиды).
Субъекты международного права могут быть постоянными и временными. Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь напериод борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей.
Для понятия субъект международного права характерны следующие основные признаки.
Во-первых, субъекты международного права — это лица, участникимеждународных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладатьопределенными свойствами, к числу которых относятся: а) известнаявнешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого липа), в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права
Во-вторых, все субъекты международного права — это такие лица,которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основудеятельности акторов как субъектов международного права.
Любой субъект международного права обладает правоспособностью,дееспособностью и деликтоспособностью.
Правоспособность— это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособностьозначает осуществление субъектами международногоправа самостоятельно, своими осознанными действиями своих прави обязанностей.
Субъекты международного права обладают деликтоспособностью,т. е. способностью нести юридическую ответственность за совершенныеправонарушения.
В соответствии со ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации заущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли
или воздушному судну в полете.
Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью.
Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.
Общая правосубъектность— это способность акторовipsofacto бытьсубъектом международного права вообще. Такойправосубъектностьюобладают только суверенные государства. Они являются первичнымисубъектами международного права (см. § 2 настоящей главы). Общейправосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся засвою независимость.
Отраслевая правосубъектность— это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация(ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбыс ним.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, наукии культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересахобеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и правчеловека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН,для всех народов без различия расы, пола или религии.
Другими проблемами, помимоуставных, межправительственныеорганизации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой(например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной средыАнтарктики).
Специальная правосубъектность— это способность акторов бытьучастником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальнойправосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политическихправах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите праввсех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.
Вопрос 2. Государства – основные субъекты международного права. Международное правопреемство государств. Международно-правовое признание.
Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смыслеи субъектом международного права (например, колониальные страныи другие геополитические единицы).
Наиболее важными признаками государства являются суверенитет,территория, население и власть.
Суверенитетявляется отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сферемеждународных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.
Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правахи обязанностях государств 1933 г. ≪политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще непризнанное государство имеет право защищать свою целостность и своюнезависимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, какследствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов≫.
Территорияявляется неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормамии принципами международного права.
В частности, понятие суверенного равенства включает следующиеэлементы: а) государства юридически равны; б) каждое государствопользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбиратьи развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностьюи добросовестно свои международные обязательства и жить в мирес другими государствами.
Согласно Федеральному закону «О координации международныхи внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 1998 г. субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладаютправом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты Российской Федерации ссогласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
В конституциях ряда республик (например, Татарстана, Башкортостана) была признана международная правосубъектность этих республик.Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13 марта1992 г. признал неконституционным провозглашеннное в нормативныхправовых актах Республики Татарстан положение о том, что Республика Татарстан является субъектом международного права.
Правопреемствоозначает непосредственный и правомерный переходмеждународных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству – субъекту международного права.
В настоящее время данный институт кодифицирован(Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственныхдолгов 1983 г.)
В обеих конвенциях правопреемство характеризуется как смена одногогосударства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории».
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:
- возникновения нового государства – субъекта международного права;
- возникновения нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;
- разделения одного государства на несколько государств (распад Югославской федерации, СССР);
- объединения нескольких государств в одно государство (Германия);
- отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (Индия от Пакистана).
Объектами правопреемстваявляются:
- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;
- государственная собственность;
- государственные архивы;
- государственные долги;
- членство в международных организациях.
Согласно положениям Венской конвенции о правопреемстве государств вотношении договоров 1978 г. новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу
исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был всиле в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16).
Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннегодоговора, который в момент правопреемства государств находился в силе вотношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17). Болеетого, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем всилу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Венской конвенции 1978 г., если до момента
правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения ипри этом выразило намерение распространить этот договор на территорию,являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, какесли бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора.
Если из положений договора или из ограниченного числа участвовавшихв переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участиев таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этогодоговора только при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19).
Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством – участником, если:
«а) они явственно договорились об этом; б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность» (ст. 24 Венской конвенции).
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них,
продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника.
Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют
одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник: а) любой договор, находившийся в силе
в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь
той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этогогосударства-преемника (ст. 34).
Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношениигосударственной собственности, государственных архивов и государственныхдолгов 1983 г. государственная собственностьозначает имущество, права и внутреннему праву государства-предшественника этому государству.
Когда государство-преемник является новым независимым государством,недвижимая государственная собственность государства-предшественника,находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественниковпереходит к государству-преемнику.
Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: a) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; b) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределамиего территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;
c) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектомправопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;
d)иная движимая государственная собственность государства-предшественникапереходит к государствам-преемникам в справедливых долях(ст. 18).
Венская конвенция 1983 г. понимает под государственным долгомлюбое
финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другогогосударства, международной организации или иного субъекта международногоправа, возникшее в соответствии с международным правом (ст. 33).
Правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. При объединении государств государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. В остальных случаях, т. е. при передаче части территории государства, отделении части или частей его территории, разделении государства, возникновении нового
независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник
и государство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Подобное соглашение не должно наносить ущерба принципунеотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрыватьоснов экономического благосостояния данного государства.
Международно-правовое признание – это односторонний добровольный акт государства в котором оно признает другое государство в качестве субъекта МП или намерено поддерживать с ним отношения, либо считает власть, установившуюся в данной стране, достаточно эффективной, что бы представлять его в международных отношениях.
Этот акт носит добровольный характер, что подчеркивается в определении, т.е. следует помнить о том, что признание является правом государства, а не его обязанностью.
Признание может быть не явно выраженным. Его можно усмотреть в определенных конклюдентных действиях государства (предложении установить дипломатические или консульские отношения, заключить договор о поставке и т.п.).
Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.
Акт, противоположный признанию, в литературе именуется протестом. Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.
В доктрине по вопросу признания также существуют разногласия и разночтения в амплитуде от полного отрицания юридического значения акта признания до придания ему решающего значения в деле констатации правомерности рассматриваемого события.
Следовательно, в общем виде роль признания юридически значимых событий в международном общении не поддается описанию, в том числе в плане их юридической правомерности.
В доктрине существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, правительству - способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания адресату упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания.
Сущность декларативной теории заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. В литературе распространено мнение, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям международной жизни.
Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.
Государства обладают международнойправосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами международного права.
Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее распространение получила декларативная теория, которой сейчас и придерживается в основном значительное число международников, в том числе и российских.
В доктрине выделяют две формы официального признания: де-факто (defacto) и де-юре (dejure).
Признание де-факто выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.
Хотя признание де-факто является официальным признанием, оно характеризуется как неполное. Этой формой признания пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. В настоящее время на практике признание де-факто встречается достаточно редко.
Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.
Существует также признание adhoc. Подобное признание означает "разовое" признание, признание "на какой-нибудь случай", для решения каких-либо конкретных вопросов. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров, причем отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.
Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (так называемое "молчаливое признание"). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собойразличные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.