Журналистика в системе социальных институтов общества. Особенности журналистики как социального института.

Основы журналистики

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных и т.д.), при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, творческих объединений и т.д.). При этом жизнедеятельность общества протекает в значительной мере как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов (лат. institutum «установление, учреждение»). В обществе действует множество социальных институтов. Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание и т.д.), которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Так, институт права, возникший как совокупность «обычных», общепринятых норм, определился как система «писаных» законов, сводимых в различные кодексы (Римское право, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.) и обеспечиваемых системой правотворческих и правоохранительных учреждений - органов юстиции, прокуратуры, следствия, суда, охраны порядка и т.д. Существуют экономические, политические, культурно-образовательные и другие социальные институты, и каждый из этих институтов должен действовать на основе четких установлений - конституции, законов, кодексов, уставов, положений, регламентов, правил и т.п. Журналистика является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. При тоталитарной системе, характеризующейся, прежде всего, подчиненностью личности государству, господствует единственная массовая политическая партия с жесткими рамками моноидеологии, которая интенсивно индоктринируется в массы монополизированными партийно-государственными структурами средств массовой информации. Политическое лидерство при такой системе принадлежит узкой группе лиц или диктатору (хотя при этом могут существовать служащие прикрытием демократические институты); оно распространяется на армию, органы безопасности, судебную систему. Конституционные и законодательные акты действуют (или не действуют) в соответствии с волей власти, обычными являются нарушения прав человека, широкомасштабный полицейский контроль, преследование инакомыслящих. При тоталитаризме провозглашаются высокие национально-государственные цели, прокламируется борьба за интересы народа, которым якобы и служит режим, на самом деле осуществляющий волю узкого слоя «избранных» при видимости защиты требований масс. Журналистика, как и все другие социальные институты в обществе, функционирующем на демократических началах, при всестороннем развитии правовых механизмов регулирования, в условиях полной реализации гражданских свобод, действует на основе других норм. Современная демократия — это демократия партиципарная (предполагающая самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества), делиберативная (основанная на широкой информированности граждан, предопределяющей обдуманные и рационально обоснованные решения) и диалоговая ( обеспечивающая выработку мнений и решений в условиях широкой дискуссии при движении к согласию).Полное развитие этих свойств демократии ведет в открытое общество, где защищены права человека на информацию, а журналистики — на полнокровную реализацию своих функций в целях утверждения гуманистических ценностей.

2. Функционирование журналистики в обществе. Ее социальное назначение. Различные секторы СМИ: государственные, государвственно-общественные, частные.

Сущность демократических порядков предопределяет необходимость представительства в журналистике всех социальных групп и сил — как тех, которые выражают и отстаивают «частные» интересы, так и тех, ко торые стоят на позициях и требованиях «общего блага». При этом все более актуальной становится проблема сбалансированности отношений между различными отрядами журналистики и их конструктивного взаимодействия. Поэтому результатом демократического развития в сфере журналистики являются три социальных типа СМИ. Первый социальный тип — СМИ гражданского «тела» общества, или гражданские СМИ. Именно они являются последовательными представителями «частных» интересов различных социальных групп и общественных объединений (с тенденцией видеть их в перспективе общих интересов). Гражданское общество (гражданское «тело» общества) в силу суверенитета народа как совокупности граждан — основа и фундамент соци производственно-коммерческие структуры, органы общественного само­управления (муниципалитеты) и контроля, спортивные, культурные, благо­творительные, церковные, правозащитные и др. организации, организа­ции типа Красного и Зеленого Креста и т.д. вплоть до обществ потребителей, защитников животных, любительских объединений и про­чих. Независимые от государства (но действующие по закону), все эти са­модеятельные организации составляют структуру гражданского общества, и чем более она развита, тем значимее его роль. От развитости и активно­сти различных составляющих гражданского общества зависит уровень де­мократичности организации всего общества. альной жизни. Ведь от гражданина — в меру его сознательности и актив­ности - - зависит устройство общественной жизни. Гражданское общество — это область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), обладающего широким «набором» политических, экономи­ческих, социальных, культурных и иных прав, закрепленных в Конститу­ции РФ и множестве международных актов. Вопрос только в том, как ими В структуре гражданского общества свое место занимает и создаваемая соответствующими объединениями или отдельными гражданами журнали­стика гражданского общества. Единая в своей независимости от государст­ва, эта журналистика состоит как бы из трех «секторов», выражающих ча­стные интересы своих учредителей и владельцев - СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства, хотя могут и приносить прибыль, - политических партий, ассоциаций предпринимате­лей, творческих и ученых союзов, объединений ветеранов, инвалидов и т.д. и т.п.; СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли (но, ра­зумеется, занимающие определенную позицию, хотя и явно не связывае­мую с платформой конкретной партии или союза); СМИ различных неполи­тических организаций (ветеранов, инвалидов, Красного Креста и т.д.), имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию. Второй социальный тип - государственные СМИ, создаваемые раз­личными структурами власти, как общефедеральной, так и региональ­ной. В ряде стран (напр., в США) государственных СМИ нет вообще (кроме бюллетеней, печатающих официальные документы и выступле­ния); в некоторых нет государственной прессы, но есть ТВ и РВ, а так­же агентства (хотя часто управлемые специальными органами, а не не­посредственно назначаемыми руководителями). Считается, что на деньги налогоплательщиков («общие») нельзя выпускать СМИ, пред­ставляющие «частную» точку зрения того или иного государственного института. Ведь все ветви власти (исполнительная во главе с Прези­дентом, который имеет также и некоторые законодательные полномо­чия; представительная - от парламента до городского собрания; су­дебная) представляют в своих позициях не всех, а большинство. Так складывалось издавна. Однако в принципе (и это становится все оче­виднее) государственные институты, несмотря на то, что у власти стоит победившее большинство, должны быть всеобщим представителем и учитывать точку зрения, позицию, интересы меньшинства. И государст­венные СМИ в перспективе обязаны, в отличие от СМИ гражданского общества, представлять «общие» интересы, хотя реализовать такой подход и очень трудно. Третий тип - государственно-общественные СМИ, которые могут мак­симально полно реализовать общие интересы. Эти СМИ - при надлежа­щей организации дела - как раз и призваны выступать с общенародной, общенациональной позиции и предлагать общеприемлемые решения по спорным проблемам жизни общества. Такова трудная, но непременно требующая реализации миссия этого отряда журналистики. Непременное условие достижения успеха - пропорциональное представительство в ру­ководстве «третьим» социальным типом журналистики всех значимых ин­ститутов гражданского общества и государственных органов, притом де­легировать следует тех, кто настроен на достижение согласованных решений и способен на преодоление неизбежных трудностей их выра­ботки. Выполнить такую роль может Национальный Совет по СМИ. И, как увидим далее, создание системы государственно-общественных СМИ яв­ляется центральной задачей для журналистики развитого демократичес­кого общества. СМИ, создаваемые институтами одной ветви власти (пра­вительством страны или администрацией района) вместе с отдельными структурами гражданского общества (группой банков или редакцией га­зеты), лишь по видимости являются «государственно-общественными», так как при их организации не соблюден главный принцип - представи­тельство всех институтов. При развитости каждого из социальных типов журналистики неизбеж­но проявятся две тенденции. Первая. В условиях активной деятельности государственно-обществен­ных СМИ (для краткости и акцентирования сущности их часто называют про­сто «общественными») и в меру их влиятельности на широкие круги сово­купной аудитории все более активно будет формироваться сообщество «адекватных граждан» — единая общественность, хорошо информирован­ная, мыслящая глобальными категориями нужд всего человечества и потому признающая «частные» интересы только в органической связи с «общими», а часто и подчиненными им. В связи с этим СМИ гражданского общества, со­храняя свою роль представителя «частных» интересов, придется отстаивать их менее агрессивно, более толерантно, с учетом интересов других и потому отчетливее видеть «своё» в связи с «общим». Так плодотворно скажется влияние общественных СМИ на частные. Вторая. Деятельность общественных СМИ, отстаивающих «общее благо", будет благотворно влиять на государственные (ведь государственные в принципе должны играть роль «всеобщего представителя»). И государственные, сближаясь по типу с общественными, постепенно будут превращаться в бюллетени официальной информации. Так «ненасильственным путем государственные СМИ уйдут из массово-информационной сферы Тогда в информационном пространстве останутся два социальных типа журналистики — «частные» и «общественные» СМИ, взаимодействие ко­торых (при условии соблюдения демократического информационного по­рядка) приобретет характер плодотворного цивилизованного диалога на благо каждой отдельной социальной силе и вместе с тем всего общества.

Наши рекомендации