Влияние права на государство
1) во внутренней организации государства и
2) в его деятельности.
Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:
-Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью.
-Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права..
Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Государство не может существовать и функционировать вне права. право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.
В основе их возникновения Гос и права лежат одни и те же причины (необходимость закрепления власти над людьми на определенной территории, защиты собственности, и то и другое являются необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда); у них общая цель (упорядочение общественных отношений и внесение стабильности в жизнь общества).
Государство влияет на право следующим образом: создает право; поддерживает гармоничность правовой системы; дает официальное толкование норм права; реализует нормы права в форме правоприменения; обеспечивает охрану права. Иными словами, основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Формальная определенность и общеобязательность – важнейшие свойства права, придаваемые ему именно государством. Право, в свою очередь, воздействует на государство:законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, принцип и пределы деятельности, определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Итак, государство и право нерасторжимы.
Правовое государство
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – форма организации политической власти гражданского общества, которая характеризуется верховенством права, легитимностью власти, наличие эффективных политико-правовых механизмов и гарантий реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и демократических ценностей.
Основные признаки правового государства: 1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье). 2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти. 3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. 4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней. 5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.-Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права). -Верховенство закона. Закон обладает высшей юр.силой. Все др.правовые акты должны соотв-ть закону.Особое место среди законов занимает конституция, т.к. она содержит основные принципы гос.и обществ.жизни.Ей должно соотв-ть все текущее законод-во. 10. Система разделения властей – это осн.принцип организации и деят-ти прав.гос- ва. Необходимость такого разделения обусловлена потребностью предотвращения злоупотреблений властью.Целями этого разделения явл.обеспечение гражд.свобод и законности, создание гарантий от произвола. 11. Реализация и обеспечение прав и свобод личности. Каждый человек обладает системой закрепленных гос-вом в норм-прав актах прав и свобод, которые определяют меру его возможного и допустимого поведения. Правов.гос-во не только провозглашает эти права и свободы, но и гарантирует их реализацию.11. Взаимная ответ-ть личности и гос-ва. Это обусловлено такими принципами права, как равенство и справедливость. Ответ-ть гос-ва состоит в том, что оно обязуется: закрепить в правовых формах права граждан, не ограничивать установленную законом меру их свободы, обеспечивать охрану и защиту законных прав и свобод граждан, а в случае нарушения этих прав гос.органами и должн.лицами, привлекать их к юр.ответ-ти. Ответ-ть личность перед гос-вом выражается в том,чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом; строго и неукоснительно соблюдать возложенные на нее обязанности. Каждый человек обязан подчиняться законным требованиям гос.орагнов и должн.лиц, а так же претерпевать лишения личного, материального хар-ра в случае нарушения им правового порядка.
По мнению Лазарева, для правового государства характерно: • наличие развитого гражданского общества; • действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению
властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; • правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было; • возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона; • ограничение государственной власти. В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности.
Павлова: Сам термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века (в трудах К.Т. Велькера, Р. Фон Мола и др.). В англоязычной литературе этот термин не используется; в некоторой мере его эквивалентом является «правление права».
Как теоретически развернутая доктрина «правового государства» сформулирована в русле буржуазно – правовой мысли в трудах: Д.Локка, Ш. Монтескье, Д. Адамса, Мэдисона, Джефферсона, Канта, Гегеля.
Характерно: - идеи гуманизма; - принципов свободы и равенства всех людей; - неотчуждаемых прав человека; - поиск различных государственно – правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.) направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом. Правовое государство – это такой тип государства, которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности.
Признаки:1)гуманитарно – правовой (признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека); 2) нормативно – правовой (верховенство права и правовых законов); 3) Институционально – правовой, организационно – властный (надлежащая правовая организация государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную).
Правовое государство предполагает взаимообуславливающее единство:
- господства права; - и правовой формы организации политической власти, в условиях которого (единства) признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина).
Для правового государства необходимо, но не достаточно всеобщее (в том числе и государством) соблюдение законов. Главное – чтобы эти законы были правовыми, т.е. соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры свободы индивидов.
Виды правовых государств:
По существу (сущности) разновидностей быть не может, а по форме:
- с точко зрения – формы правления; - формы территориального устройства; - а главное – государственного режима, т.е. метод; - принадлежности к правовой системе; - правовой традиции и правовой жизни.
Главное – чтобы была достигнута демократия – состояние свободы, равенства защищенности, безопасности (друг от друга и от государства)!!!
Под правовым государством понимается такое госуд-во, деятельность кот. осуществляется в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: -права и свободы человека; -равенство всех перед законом; -принцип разделения властей; -разрешение конфликтов через справедливый суд. Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям. Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. Термин произошёл от немецкого Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» является Rule of Law — «господство права». Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.
Социальное государство.
Конс РФ закрепляет принцип социальности государства: "1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку. Вообще слово "социальный" означает "общий", "общественный", то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.
Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв.Теоретически сложилось 2 подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит,Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государстваДругой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства. к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли "ночного сторожа" к активному вмешательству в социально-экономическую сферу Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий "человеческого" измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:1Демократическая организация государственной власти. 2Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.3.Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.4Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.5Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.6Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.7Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.8Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:а) достойных условий существования;б) социальной защищенности.в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:1 поддержка социально незащищенных категорий населения;2охрана труда и здоровья людей;3поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;4сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;5поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);6финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;7борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;8поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;9участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;9забота о сохранении мира в обществе. Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.