Динамика политического конфликта
Динамика конфликта – это его развитие. Обычно в политическом конфликте выделяют следующие стадии конфликта: 1) латентная стадия (конфликтная ситуация). 2) манифестная стадия (открытый, явный конфликт); 3) разрешение/урегулирование конфликта.
Этапы различаются по характеру конфликтного взаимодействия (скрытое, открытое), интенсивности конфликтных действий, средствам борьбы, по составу и оформленности участников конфликта.
Латентная стадия характеризуется накоплением и обострением объективно существующих противоречий в интересах потенциально конфликтных групп. На данном этапе происходит осознание объективной противоположности интересов и оформление конфликтующих групп.
Перерастание конфликта из латентной стадии в открытую возможно при наличии ряда факторов:
I. Образование конфликтных групп (субъектов конфликта). Данный процесс также имеет определенную этапность.
- возникновение на основе общности социального положения «социальной группы в себе», т.е. группы индивидов, имеющих объективную общность интересов, но еще не осознающих этого.
- социальная идентификация, т.е. осознание индивидами своей принадлежности к определенной социальной группе, деление социальных общностей на «своих» и «чужих», формирование различного уровня толерантности по отношению к тем и другим.
- формирование «группы для себя», т.е. осознание индивидами общности групповых интересов, появление лидеров и коммуникативных связей, солидарные действия в широком масштабе.
II. Социальная неудовлетворенность больших групп индивидов. Условием открытого конфликта является накопление в достаточно широких слоях общества критического уровня недовольства существующим положением. Источником социальной неудовлетворенности может стать относительная или абсолютная депривация[126], статусная несовместимость, изменения в ожиданиях и достижениях или сочетание данных обстоятельств.
III. Нарастание социальной напряженности. Социальная напряженность проявляется на социально-психологическом и поведенческом уровнях. Для нее характерны словесные формы выражения неудовлетворенности, рост обеспокоенности без ясного осознания причин происходящих в общественной жизни негативных изменений. По мере обострения ситуации растет активность общественно-политических объединений, возможно появление экстремистских групп, отдельные массовые стихийные и организованные акции.
IV. Субъективная готовность и способность индивидов на коллективные действия ради достижения совместных целей, что зависит от множества факторов: значимости ущемляемых потребностей, наличия ресурсов, степени социального контроля и др.
V. Создание организационных структур и мобилизация индивидов на коллективные действия. Возможна мобилизация «снизу»: когда первоначально следует лавинообразный взрыв массового недовольства, и уже в процессе массовых акций протеста создают организационные структуры или – мобилизация «сверху», когда организаторами массового движения сначала осуществляется разработка идеологии, создаются организационные структуры. Возможно взаимодействие обоих вариантов мобилизации на коллективные действия.
Все эти факторы являются взаимосвязанными и взаимодействующими и изменяются в процессе конфликта.
Порогом перехода латентной стадии в открытую является инцидент, некое событие, вынуждающее противостоящие стороны к открытым действиям друг против друга. Инцидент может произойти независимо от желания конфликтующих сторон, вследствие нарастания социальной напряженности, либо может быть инициирован превосходящей в силе стороной для закрепления своего преимущества.
Возникший конфликт трудно остановить. В период конфликта нарушается коммуникация сторон, накапливаются взаимные обиды и претензии сторон. Каждое действие приводит к ответному действию противостоящей стороны, причем зачастую более сильному, чем первоначальное.
Факторами, способствующими эскалации конфликта, могут быть следующие составляющие: жизненная важность объекта конфликта, его неделимость; уверенность каждой из конфликтующих сторон в своем превосходстве; наличие превосходства в силе у ранее дискриминируемой стороны; расширение состава конфликтующих групп; совпадение, напластование линий социальной напряженности; разрешение конфликта образует значимый прецедент;
Соответственно, факторами, препятствующими эскалации конфликта, будут: относительная незначительность предмета конфликта; высокая стоимость конфликта; очевидное неравенство в силах сторон; распыление протеста по разным линиям социальной напряженности (по линиям социальной стратификации, по идейно-политическим ориентациям, по национально-этническому принципу.)
В ходе взаимного противоборства происходит эскалация конфликта, он достигает своего пика (критической точки), а затем происходит уменьшение интенсивности конфликтных действий, что делает возможным переход к следующей стадии – урегулированию или разрешению конфликта.
Завершение конфликта может иметь различные формы. Возможно урегулирование конфликта как путем достижения компромисса участников конфликта, так и через принуждение более слабой стороны к определенному типу действий. Конфликт может затухнуть и прейти в латентное состояние в результате истощения ресурсов сторон или вследствие политического или физического уничтожения одной из сторон конфликта. Достигнутый таким образом «мир» зачастую недолговечен, поскольку исходные причины соперничества не устранены. Конфликт может вспыхнуть через какое-то время с новой силой.
Наиболее оптимальным представляется урегулирование конфликтной ситуации до начала открытых конфликтных действий, когда уже выявилась несовместимость интересов и оформились конфликтующие группы, но еще не возникла атмосфера взаимной ненависти сторон, что делает возможным взаимное согласование их интересов.
Наиболее желаемой формой завершение конфликта является его разрешение. Условием разрешения конфликта является устранение объективных причин, породивших конфликт. Этот путь требует значительных усилий сторон и не всегда возможен.
В конфликтологической литературе отмечается следующие основные варианты разрешения конфликта: устранение объекта конфликта; раздел объекта конфликта между сторонами; установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта конфликта; перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса и др.
Но не всякий конфликт проходит через все рассмотренные выше стадии. Многие конфликты находятся длительное время в латентном состоянии, но их воздействие на общество не менее значимо, чем явных, открытых конфликтов.
Динамика политических конфликтов в новейшей российской истории выглядит следующим образом. Со второй половины 1980-х гг. и до августа 1991 г. шла борьба различных социально-политический сил за направленность общественного развития: реформирование социализма или переход к «рыночной экономике» т.е. капитализму. Одновременно обострились национальные конфликты, которые после распада СССР превратились в конфликты межгосударственные и их острота несколько ослабла.
После провала ГКЧП (август 1991 г.) доминирующим стал конфликт между сторонниками утверждения в России различных моделей капитализма. Основными субъектами конфликта стали элитные группы с различными корпоративными и политическими интересами, выступавшие вследствие этого за умеренно-реформистский (сторонники российского парламента) и радикально-либеральный (сторонники президента) варианты перехода к политической демократии и рыночной экономике.
По мере роста недовольства значительных слоев населения результатами радикал-либерального курса, внутриэлитный конфликт приобрел социальный характер и перерос в политический кризис 1993 года, который был преодолен через политическое уничтожение одной из противоборствующих сторон.
С конца 1994 г. наиболее острыми в России вновь стали национальные конфликты (первая и вторая чеченские войны и др.). В условиях переходного общества, когда не существовало отработанных процедур урегулирования конфликтов, решающим средством достижения цели оказывается силовое давление, включая применение вооруженного насилия. Факторами, способствовавшими применению силовых методов разрешения конфликтов, стали: отсутствие консолидированной элиты; высокие ставки в борьбе за власть; традиции конфронтационной политической культуры;
Для российского общества характерна сильная вовлеченность государства в конфликты, либо в качестве источника материальных или статусных благ, либо в качестве одной из конфликтующих сторон, что вызывает политизацию даже изначально неполитических по своей природе конфликтов.
По мере капитализации элитных групп и маргинализации массовых слоев на первый план выдвинулся многополюсный конфликт интересов различных элитных групп в рамках существующего режима, идейно-политические различия сохранились, но отошли на второй план.
Основной причиной социального недовольства массовых слоев населения во второй половине 90-х годов было тяжелое материальное положение. Рост протестных настроений совпадал с периодами резкого падения уровня жизни (1992 г.), или массовыми задолженностями по зарплате (1997–1998гг.)
Социальная поляризация российского общества обуславливает доминирование вертикального конфликта между богатым большинством и бедным меньшинством, а неоформленность и дифференциация массовых социальных групп по сектору занятости (государственный, частный), по профессионально-отраслевому, региональному критериям ведет к тому, что конфликт находится в латентном состоянии.
Провозглашение В. Путиным решительных мер по восстановлению порядка в стране, прекращение внутриэлитных «информационных войн» и благоприятная экономическая конъюнктура обусловили спад протестных настроений в обществе. Наиболее заметный всплеск акций протеста – январь 2005 г. (монетизация льгот), был вызван непродуманными мерами по реформированию социальной сферы.
Для преодоления негативных тенденций в социально-политических процессах необходимо проведение властными структурами политики, учитывающей жизненные интересы массовых слоев населения. Усиление социальной направленности политики государства не может произойти самопроизвольно, требуется давление широкого социального движения на властные институты.