Глава 3. Образование и развитие единого российского государства в XIV-XVII вв
План
1. Объединение русских земель вокруг Москвы: предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.).
2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV – XVI вв.
3. Россия в период Смуты.
4. Российское государство и общество в XVII веке.
3.1. Объединение русских земель вокруг Москвы: предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.)
Тенденция к объединению русских княжеств обозначилась на рубеже XIII – XIV вв., но образование единого российского государства заняло период в более чем два столетия и происходило в крайне непростых условиях. Хронологически процесс оформления российского государства протекал одновременно с созданием сословно-представительных монархий в Западной Европе, окончательно сложившихся к концу XV в., однако при всей общности социально-экономических и политических факторов, лежащих в основе государственно-политической централизации, на Руси она имела свои особенности.
Единое российское государство складывалось в сложнейшей геополитической обстановке, характеризовавшейся военно-политическим натиском на разрозненные русские княжества как со стороны Запада (Ливонский Орден), так и со стороны Востока (Золотая Орда). Это обстоятельство определило доминирование в России политических предпосылок образования единого государства над экономическими. Успешно противостоять внешним угрозам могло только единое и сильное в военном отношении государство. К исходу XIII в. потенциальными центрами объединения земель Киевской Руси выступили боровшееся с экспансией ливонских рыцарей княжество Литовское, а также находившиеся в зависимости от Золотой Орды княжества Северо-Восточной Руси и Великий Новгород.
Становление единого государства включало взаимодействие таких процессов, как соперничество княжеств за роль политического лидера, территориальное объединение вокруг общенационального центра, борьба за независимость, централизация государственного управления и создание новых структур власти. Предпосылками образования единого государства выступал комплекс факторов. В экономической сфере обозначилась тенденция к складыванию единого хозяйственно-экономического пространства – рост производительности земледелия, развитие ремесел и окончательное их отделение от землепашества, стремление населения различных регионов к укреплению хозяйственных связей. В социально-политической сфере различные группы населения все больше проявляли заинтересованность в сильной центральной власти: численно растущему дворянству необходимы были средства к существованию в обмен на службу; посадское население и крестьянство нуждалось в защите своих прав, помощи в освоении необжитых земель и военной защите. В духовной сфере сохранялась общая для русских земель православная религия, осознание причастности к общему историческому прошлому – Новгородско-Киевской Руси.
Вместе с этим, особенности объединения, социально-политическая структура единого государства во многом зависели от того, какое из княжеств-претендентов возглавит собирание русских земель. Так, в силу специфики своего политического устройства, тесных торговых связей с Европой Новгород оказался достаточно далек от проблем русских князей. Находясь в отдалении от Орды и ее отрядов и потому не испытывая тяжести монгольской власти в той степени, в какой ее испытывали земли Северо-Востока Руси, Новгород не имел стимулов возглавить общерусскую борьбу за независимость и не мог стать центром притяжения для остальных русских княжеств. Поэтому борьба за роль объединителя всей Руси первоначально развернулась между Литвой и двумя княжествами Северо-Восточной Руси – Московским и Тверским.
В процессе объединения русских земель и образования единого государства условно выделяются три этапа. Первый из них охватил период с конца XIII в. по 80-е гг. XIV в. и знаменовался возвышением Москвы, ее победой в противостоянии с тверским княжеством за роль политического лидера Северо-Восточной Руси. Сущностью соперничества стала борьба за ханский ярлык на великое владимирское княжение, определявшее господство того или иного княжеского дома над всей Северо-Восточной Русью. При этом успех в борьбе за ярлык во многом мог быть обеспечен гибкой политикой в отношении Золотой Орды. Вообще, благополучие того или иного княжества в данный период завесило от эффективных способов адаптации к условиям ига. Этим и не преминули воспользоваться московские князья.
Московская земля, как удел ростово-суздальских князей, становится самостоятельным княжеством при младшем сыне Александра Невского – Данииле Александровиче (1276-1303 гг.). Территорию некогда небольшого княжества Даниилу Александровичу удалось расширить: в 1301 г. у Рязани была отвоевана Коломна, в 1302 г. присоединено Переяславское княжество. Так к Москве отошла большая и густонаселенная территория, что увеличило ее мощь. А с вхождением в Московскую землю при сыне Даниила Юрии (1303-1325 гг.) Можайска вся территория Москва-реки оказалась в его руках. Приумножив территорию княжества почти вдвое, московские князья незамедлительно вступили в борьбу за ярлык на великое княжение. В 1318 г. Юрий Данилович оспорил золотоордынский ярлык на великокняжеский стол во Владимире у тверского князя.
Значительный вклад в усиление московского княжества внес Иван Данилович Калита (1325-1340 гг.), прагматично использовавший союз с татарами. Проводя политику «смиренной мудрости» в отношении Орды, лавированием и интригами Иван Калита перехватил у Тверских князей «ярлык» на великое княжение и в 1332 г. стал полновластным владимирским князем. С этого времени московские князья уже не выпускали его из своих рук, фактически сделав его наследственным.
Наряду с этим, Иван Данилович расширил территорию княжества и упрочил его возрастающее влияние на Русь. Подавив при помощи татар антиордынское восстание в Твери в 1327 г., Калита не только разорил земли своих соперников, но и стал главным сборщиком и поставщиком дани в Орду. Дань собиралась «железной рукой», беспощадно подавлялось всякое сопротивление. Немалая часть денег оставалась и в княжеской казне, благодаря чему скупались села в других землях, были подчинены (посредством откупов) Углич, Галич, Белоозеро. Кроме этого, в награду за помощь в подавлении тверского восстания Иван Данилович получил от ордынцев Новгород и Кострому. Огромное значение для повышения престижа Москвы имело перенесение в нее из Владимира в 1326 г. кафедры митрополита русской православной церкви.
Следствием гибкой политики в отношении Золотой Орды было то, что татарские отряды не вторгались во владения Калиты. Обширные леса и реки московской земли давали крестьянам и посаду соседних земель возможность скрыться от ордынских и рыцарских «ратей». Умело используя водные и сухопутные пути пересекающиеся в районе Москвы, а также труд прибывающего населения, Иван Данилович превратил Москву в богатое и благополучное княжество, в финансовый и религиозный центр русских земель. Дети Калиты – Симеон Гордый (1340-1353 гг.) и Иван Красный (1353-1359 гг.) продолжали политику отца и удержали его приобретения, что вскоре стало залогом успешного завершения борьбы Московской земли за лидерство в Северо-Восточной Руси и началом освобождения последней от золотоордынского ига.
В третьей четверти XIV в. Суздальско-Нижегородский (1365 г.), Рязанский (1372 г.) и Тверской (1375 г.) князья признали старшинство московского князя – Дмитрия Ивановича (1359-1389 гг.). Это позволило Москве начать сбор под своим началом общерусского войска для отпора монголо-татарам. Воспользовавшись социально-политическим кризисом, парализовавшим Золотую Орду, Дмитрий Иванович в 1374 г. прекратил выплату дани, в 1377 г. совершил поход на Казанское ханство, а в 1378 г. на р. Воже разбил посланные на Русь ханом Мамаем отряды мурзы Бегича.
Решающее сражение с силами Золотой Орды произошло на Куликовом поле в 1380 г. Дмитрию Донскому удалось поднять почти всю Русь, в общенациональном походе против ордынцев не приняли участия лишь Тверь, Нижний и Великий Новгород. Победа русских войск на Куликовом поле не принесла освобождения от ордынского ига, но окончательно закрепила за Москвой роль объединительного центра Руси и изменила характер ее отношений с Золотой Ордой.
Несмотря на то, что в 1382 г. хан Тохтамыш восстановил формальную зависимость Руси от Золотой Орды, наложив тяжелую дань, ордынцы были вынуждены признать суверенность великокняжеской власти. В 1389 г. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение без ордынского ярлыка своему сыну Василию I. Так Великие княжества Владимирское и Московское слились друг с другом, а московский великий князь стал наследственным обладателем титула, сохранявшего общерусское значение. С этого момента процесс усиления Московского княжества за счет приобретения других русских земель постепенно перерастал в процесс образования единого государства с центром в Москве.
Переломным в становлении единого государства стал период правления наследников Дмитрия Донского – Василия I (1389-1425 гг.) и Василия II «Темного» (1425-1462 гг.). На данном этапе объединительного процесса проблема собирания русских земель Москвой приобрела иной характер. Ослабление Золотой Орды в результате ее разгрома (1391 и 1395 гг.) самаркандским властителем Тимуром (Тамерланом) способствовало переходу в состав Литвы большей части Юго-Западных и Западных русских земель, и превращению ее во второй альтернативный Москве центр объединения Руси. Но серьезным препятствием к сближению русских православных княжеств с Литвой послужило введение в последней по условиям Кревской унии 1385 г. с Польшей католицизма как общегосударственной религии. Тем не менее, Московское княжество оказалось перед задачей выработки новых методов объединения равноправных государственных образований в условиях слабеющей их зависимости от Орды.
Однако, как и в эпоху Ивана Калиты, на данном этапе, московские князья сделали ставку на использование сохранившегося военно-политического влияния Золотой Орды в своих интересах. Так, великий князь Василий I Дмитриевич, опираясь на Орду, в 1392 г. присоединил Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества. К военной помощи ханов Москва неоднократно прибегала и в ходе русско-литовских войн за Псков и Новгород (1306-1309 гг., 1326-1328 гг.).
Несмотря на это, во второй четверти XV в. процесс политического объединения русских земель вокруг Москвы замедлился в результате феодальной войны, разгоревшейся в результате династического кризиса внутри московского княжеского дома (столкновение родового, т.е. от брата к брату и семейного, т.е. от отца к сыну, принципов престолонаследия). Результатом победы Василия II «Темного» над Галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями в борьбе за княжеский престол стала консолидация социальной базы великокняжеской власти, выстраивающей единое государство. В феодальной войне Василию II оказали поддержку Церковь и широкие слои служилого московского боярства. Образование в Московском княжестве сильного военно-служилого войска (Двора) и выступление Василия Темного в качестве защитника православия (после принятия Византией в 1439 г. Флорентийской унии) обеспечили не только сохранение престола за Василием II, но и дальнейшую интенсивную объединительную политику.
С окончанием феодальной войны к Москве были присоединены Можайск (1454 г.), Серпуховское (1456 г.) и Суздальско-Нижегородское (1462 г.) княжества. В 1456 г. в результате успешного похода Василия II на Новгород был заключен Яжелбицкий мирный договор, по которому новгородцы признали верховную власть московского князя. Усилилось влияние Москвы на Тверь, которая стала союзником в борьбе с Литвой и Ордой. Под протекторат Москвы перешли Рязанское княжество (1447 г.) и Псков (1460 г.).
Завершающий, третий этап объединительного процесса связан с деятельностью Ивана III и Василия III. В правление Ивана III (1462-1505 гг.) к Московскому княжеству были присоединены Ростов (1474 г.), Новгород Великий (1478 г.), Двинская земля (1478 г.), Тверь (1485 г.), Казань (1487 г.), Вятская земля (1489 г.). Таким образом, к концу XV века границы единого Русского государства простирались: на Севере – до Белого моря, на Юге – до Оки, на западе – до Верхнего Днепра, на востоке – до острогов Северного Урала.
Крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г. В результате феодальной раздробленности от Золотой Орды отпал ряд территорий, на которых возникли самостоятельные ханства. В середине XV века на территории среднего Поволжья образовалось Казанское ханство, в низовьях Волги – Астраханское ханство, Северное Причерноморье вошло в состав Крымского ханства, на территории между реками Волгой и Уралом сложилось самостоятельное государство – Ногайская Орда. Татары, живущие к востоку от Уральских гор в низовьях рек Иртыш и Тобола, образовали Сибирское ханство. В Средней Азии появились Казахское и Узбекское ханства.
Несмотря на то, что в результате распада Золотой Орды соотношение сил сложилось в пользу Московской Руси, хан Ахмат решил восстановить ее данническую зависимость. В 1480 г. на реке Угре произошла встреча русских и татарских войск. Осознав превосходство русского войска, которое было более многочисленно и лучше вооружено, Ахмат не отважился на сражение и отступил. После провала похода Ахмата на Русь Золотая Орда в 1502 г. прекратила свое существование.
Свержение татаро-монгольского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос международный авторитет Московского княжества. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство Восточной Европы, но уже в новом качестве. Именно к этому времени политика объединения русских княжеств Москвой фактически привела к созданию единого российского государства.
Росту авторитета нового российского государства при Иване III способствовала победа русских войск в так называемых Первой (1488-1494) и Второй (1500-1503) порубежных войнах с Великим княжеством Литовским. В результате этих битв Москва присоединила область верхнего течения р. Оки и северные города (Путивль, Новгород-Северский, Трубачевск и др.). При этом коренным образом изменился статус главы государства. С этого времени великий князь Московский и Владимирский во внешнеполитических документах (с 1485 г.) стал титуловаться «государем всея Руси». Данный титул, в отличие от титула «великого князя», как первого среди равных, означал, что его носитель – единственный, возвышающийся над всеми его поданными. Знаковым событием было то, что с 1500 г. Иван III добился признания данного титула за собой даже от литовского князя. Постепенно входил в употребление и термин «самодержец» - в значении независимости великого князя от какого-либо государства, и лишь время спустя в смысле неограниченной его власти в своей стране.
В целях укрепления статуса самодержавной власти Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина IX Софией (Зоей) Палеолог. Родство с византийским императором укрепляло авторитет великокняжеской власти и молодого российского государства. Введением нового герба российского государства (двуглавый орел), нового титула («Божьей милостью государь всея Руси»), торжественного церемониала по византийским образцам Иван III подчеркивал, что российское государство являлось прямым наследником Римской Византийской империи, а московский государь – прямым преемником самодержавной власти византийского императора.
Объединительную политику продолжал сын Ивана III – Василий III (1505-1533 гг.). В период его правления власти Москвы подчинились Псков (1510 г.) и последнее удельное княжество – Рязанское (1521 г.). С вступлением на престол Ивана Грозного (1533-1584 гг.) расширение территории российского государства проводилось уже за счет захвата и колонизации территорий распавшейся Золотой Орды. В 1552 г. покорив Казанское, а в 1556 г. Астраханское ханства Иван IV присоединил к российской территории все Поволжье. Волжский торговый путь, который вел в Каспийское море, затем в Персию, Турцию и дальше на Восток, теперь принадлежал России. С покорением в 1581 г. отрядом казаков под предводительством Ермака Сибирского ханство начинается освоение Сибири. Так, к исходу XVI в. некогда небольшое удельное Московское княжество заняло большую часть Восточной Европы и стало продвигать свою границу на Юг и далеко за Урал, превращаясь в единое полиэтническое государство.