Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. €

ISBN 978-5-7695- 4828-4

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культур- ная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; осве- щаются глобальные проблемы современности. Для учащихся учреждений среднего профессионального образования. УДК 3(075.32) ББК 60я723 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия », и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Важенин А. Г., 2005 © Важенин А. Г., 2008, с изменениями © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4828-4 © Образовательно- издательский центр «Академия », 2008

----------------------- Page 3-----------------------

F Trans F Trans f f D o D o P r P r Y m Y m Y e Y e B y r B y r u 2 u 2 . . B B 0 0 b b A o A o t t e e r r e e h h k k c c i i l l C C w m w m w o w o w c w c . . .ABBYY .ABBYY

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критиче- скому анализу. Почему человек не может жить вне общества? По- чему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться? Почему один стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом? По- чему в обществе есть богатые и бедные? Почему происходят вой- ны и революции? Зачем нужно государство? Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучения многих научных дисциплин — философии, социологии, полито- логии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объ- единены в общий комплекс обществознания. Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юрис- пруденцию, — науки, которые изучают человека и общество с разных сторон . Социология изучает вопросы формирования лично- сти, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом. Культурология изучает мир ис- кусства. Экономика рассматривает производство, обмен, распре- деление, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на экономику. Политология занимается вопросами политической системы общества, власти, устройства и функций государства. Юриспруденция изучает юридические правила поведения, про- блемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них. С древних времен особая роль отводилась философии — науке, которая занимается такими вопросами, как смысл жизни, сущ- ность человека, общие закономерности его развития как биоло- гического и социального существа. Древние мыслители представ- ляли систему наук садом, в котором каждый ученый — предста- витель той или иной науки — «копается» в своей грядке, и только философ стоит над всеми и видит все уголки сада . Таким обра- зом, именно философия закладывает мировоззренческие основы всех остальных наук. В центре каждой из указанных наук стоит человек — существо общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.

----------------------- Page 4-----------------------

F Trans F Trans f f D o D o P r P r Y m Y m Y e Y e B y r B y r u 2 u 2 . . B B 0 0 b b A o A o t t e e r r e e h h k k c c i i l l C C w m w m w o w o w c w c . . .ABBYY .ABBYY Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетво- рять необходимые потребности и оценивать достигнутые резуль - таты. Но жизнь в обществе — это еще и ответственность. Жить в об- ществе и быть свободным от общества нельзя, — сказал один из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, тра- дициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. А как защитить свои права в случае их нарушения? В этих вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться. Нередко молодые люди высказывают желание стать социоло- гом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих профессий.

Для целенаправленного выбора будущей профессиональной деятельности необходимо получить базовые знания в области обществознания. Эти базовые знания содержит данная кни- га. В ней рассказывается, когда возникло человеческое общество, как оно развивалось и как взаимодействовало с природой; объяс- няется, почему одни народы развивались быстрее, а другие мед- леннее; что такое культура и каковы ее проявления; что такое стратификация и социальный статус и почему существует нера- венство. Разъясняются основные законы экономики, сложная структура экономических отношений; описывается, какую роль в обществе играет государство, и дается представление об основ- ных отраслях российского права. Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи, поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей взрослой жизни.

----------------------- Page 5-----------------------

F Trans F Trans f f D o D o P r P r Y m Y m Y e Y e B y r B y r u 2 u 2 . . B B 0 0 b b A o A o t t e e r r e e h h k k c c i i l l C C w m w m w o w o w c w c . . .ABBYY .ABBYY ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВО 1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об осо- бенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обес- печить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается.

Многие из них известны. Группа земле- дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром, зервью).

Совместное проживание людей в одном месте при кол- лективном решении коммунальных вопросов называют общежи- тием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т.е. объединяющий лю- дей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. На- пример, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотреть кино. Работники трудового коллектива объединяются для совме- стного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы опре- деленных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок. Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадет- ся после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни. Так что же такое общество? Является ли оно простым объеди- нением людей или представляет собой сложную совокупность че- ловеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки. Знания об обществе стали формироваться в незапамятные вре- мена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появле- ние государства вызывали необходимость обобщить представле- ния об устройстве общества как объекта управления .

----------------------- Page 6-----------------------

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испы- тывая на себе его воздействие. Действительно, общество представ- ляет собой сложную систему организации жизни людей , в кото- рой действуют свои социальные законы . Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обще- стве, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобре- тают навыки определенного образа поведения . Человек — существо общественное. Он не может жить изоли- рованно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове , но использовал навыки, которые он приобрел в процессе обще- ния с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми . Истории извест- ны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников . Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как био- логический вид перестал меняться. Наоборот, значительные из- менения начало претерпевать человеческое общество . Общество — это обособившаяся от природы часть материаль- ного мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарви- на, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашав- шего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выжива- ние. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает силь- нейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой . Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применя- ются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специ- ализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие чер- ты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции . Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль

----------------------- Page 7

каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же чело- век в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения. Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, рос- сийское общество, спортивное общество и т.д. В современной на- учной литературе существует множество трактовок понятия «об- щество». Оно понимается как определенная группа людей, объе- динившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодей- ствия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в истори- ческом развитии человечества (первобытное общество, феодаль- ное общество) и как социальная организация какой-либо стра- ны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество). С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индиви- дов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами пове- дения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организован- ной властью. Американский социолог Э.Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными призна- ками: 1) не является частью крупной системы ; 2) браки заключаются между представителями данного объе динения; 3) пополняется за счет детей представителей этого объедине ния; 4) имеет свою территорию; 5) имеет свое название и даже свою историю; 6) обладает собственной системой управления; 7) существует дольше средней продолжительности жизни ин дивида; 8) его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч .), которые находят выражение в определенной культуре. ' Указанные Шилзом критерии можно считать универсальны- ми, так как они подходят к совершенно разнообразным объеди- нениям людей, которые существовали в прошлом и существуют сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, попол- нение детьми представителей объединения и существование дольше средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут Для характеристики студенческих групп , трудовых коллективов,

----------------------- Page 8-----------------------

политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, име- ющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км2 с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием . Разли- чен и национальный состав населения. Тем не менее территори- альное единство поддерживается государственной властью Рос- сийской Федерации. Граждане России имеют равные права, под- чиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти — Президента и Государ- ственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.). В отличие от страны государство является политической орга- низацией, осуществляющей управление населением определен- ной территории. Государство имеет свою систему власти (парла- мент, правительство), определенный тип отношений с населени- ем (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории (унитарное или федератив- ное государство). Нация — это группа людей, складывающаяся на основе общно- сти территории, экономических связей, языка, культуры, созна- ния своего внутреннего единства и отличия от подобных образова- ний. Нации могут существовать в рамках одной территории и госу- дарства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства . В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохра- няет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д. Таким образом, объединения людей на основе территориаль- ной общности, государственности и национальной принадлеж- ности, несомненно, можно охарактеризовать как общества . Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредствен- ное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рам- ках этих групп происходит личное общение людей на основе стрем- ления к достижению общей цели . Итак, общество представляет собой сложную систему, состоя- щую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей.

- ----------------------- Page 9-----------------------

В об ществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние груп- пы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют. Однако неправильно было бы сводить понятие общества толь- ко к совокупности человеческих индивидов . В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отноше- ний между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно- сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отно- шениями. Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений : - производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ; - политические отношения, возникающие в процессе управле ния обществом и борьбы за власть; - брачно-семейные отношения — личные отношения, связан ные с рождением и воспитанием детей; - межнациональные отношения между представителями разных наций; - социальные отношения между различными социальными груп пами (например, богатыми и бедными). Указанные разновидности общественных отношений не мо- гут существовать изолированно. Каждый человек стремится най- ти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с соци- альными и брачно-семейными. Если у человека не получается улуч- шить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуще- ствлении власти, отдавая предпочтение той или иной политичес- кой силе на выборах в государственные органы. Иногда недоволь- ство выливается в обвинения в адрес представителей других на- ций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения. На основе системы общественных отношений можно охарак- теризовать структуру общества, под которой понимается сово- купность его составных элементов : 1) производство материальных и духовных благ ; 2) социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков ; 3) политические организации, главное место среди которых занимает государство; ' _4) институты общества . ----------------------- Page 10----------------------- F Trans F Trans f f D o D o P r P r Y m Y m Y e Y e B y r B y r u 2 u 2 . . B B 0 0 b b A o A o t t e e r r e e h h k k c c i i l l C C w m w m w o w o w c w c . . .ABBYY .ABBYY В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в каче- стве наименования учебного заведения. В широком смысле инсти- тут понимается как совокупность норм, правил поведения в оп- ределенной сфере жизнедеятельности человека . Первичный социальный институт — институт семьи, связан- ный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослы- ми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии . Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обще- ством. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными груп- пами. Кроме того, составляющими политического института явля- ются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной орга- низацией, реализующей управление обществом, является госу- дарство. Оно имеет монополию на руководство общественной жи- знью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В совре- менном мире при господстве демократических ценностей допус- кается политическое многообразие (плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих чле- нов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещен- ными законом способами. Экономический институт связан с производством материаль- ных благ, средств к существованию. Производство возникло то- гда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном эта- пе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств су- ществования. Использование палки-копалки позволило эффектив- нее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить много- образные материальные потребности. Духовный институт общества связан с удовлетворением ду- ховных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культу- ру, которая в широком смысле означает совокупность всех до- 10 ----------------------- Page 11----------------------- F Trans F Trans f f D o D o P r P r Y m Y m Y e Y e B y r B y r u 2 u 2 . . B B 0 0 b b A o A o t t e e r r e e h h k k c c i i l l C C w m w m w o w o w c w c . . .ABBYY .ABBYY стижений человечества в материальной и духовной сферах. Кро- ме того, составляющими духовного института выступают религия и образование. Наука и религия — это две позиции, с которых осмысливается проблема возникновения и существова - ния всего сущего на земле. С помощью образования происходит передача знаний, накопленных человечеством за время его су- ществования.

Вопросы и задания

1. Что такое общество? Как оно возникло? 2. Может ли человек жить вне общества ? Представьте себя изолиро ванным от общества. Каким бы мог быть результат такой ситуации? 3. В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опроверга ется современной наукой? 4. Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества? 5. Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э. Шилз? 6. Сравните понятия «страна», «государство», «нация». 7. Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состо ит их взаимосвязь? 8. Какова структура общества? Дайте характеристику основных его элементов. 9. Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обще ствами, а другие нет. Обоснуйте свое мнение. 10. Разделитесь на группы, каждая из которых должна представлять один из институтов общества. Попробуйте доказать значимость данного института. Что бы произошло, если бы этого института не было?

1.2. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Наши рекомендации