Сущность государства. Классовое и общесоциальное (общегосударственное) в сущности государства. Социальная роль государства
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование главным, основополагающим в государстве является власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Также государство сосредотачивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальной его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учёта обоих начал. Игнорирование любого из них делает характеристику этой сущности односторонней (классовость, общесоциальная сторона).
Понятие и структура механизма государства
Механизм государства – это совокупность организаций при помощи, которых государство осуществляет свои задачи и функции. Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства – это более широкое понятие, чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи, которых осуществляются задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства, поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями, в механизм государства входят и другие государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: государственные учреждения (школы, больницы), а также государственные предприятия. Таким образом, механизм государства составляют 3 вида государственных организаций:
1. Органы государства;
2. Государственные учреждения;
3. Государственные предприятия.
Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства, то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма.
Формы правления
Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления даёт возможность уяснить:
· как создаются высшие органы государства и какого их строение;
· как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
· монархические (единоличное, наследственное);
· республиканское (коллегиальные, выборные).
Монархия- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формой управления являются:
· существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);
· наследственный порядок преемственности верховной власти;
· представительство государства монарха по своему усмотрению;
· юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на абсолютную и ограниченную (парламентскую), дуалистическую, теократическую и парламентарную.
Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. В истории такими странами были Россия XVII-XVIII и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Норвегия, Испания, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
· правительство формируется из представителей определённой партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
· лидер партии, обладающих наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
· в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
· правительство согласно конституции несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и другие.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Республика –это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:
· существование единоличного коллегиального главы государства;
· выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
· осуществление государственной власти не по своему желанию, а по поручению народа;
· юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
· обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, всё больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
· парламентарные;
· президентские.
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несёт коллективную ответственность перед парламентов о своей деятельности. Оно остаётся до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством голосов. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительства либо уходят в отставку, либо через главу государства добиваются роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Глава государства в парламентской республике обладает полномочиями: обнародует законы, издаёт декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главное функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе и оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственно власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создаёт справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и т.д.
Президентская республика –одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
· внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
· ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
· более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки (США). В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, чётко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – Верховному суду. Президент США выбирается населением страны путём косвенного голосования (выборов) – через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России с 1991 года. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или Совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путём их подписывания, нередко представительствует в Правительстве, назначает членов Верхового суда. В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Функции государства: понятие, содержание, классификация
Функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним для достижения определённых целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.
Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику, ибо её содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Содержание функций не остаётся неизменным на отдельных этапах развития государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.
Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные
общие черты:
1. Ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются приёмов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;
2. Охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей сами форм частной собственности;
3. Обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.
Функции государства демократического типа противоположны в своём содержании функциям эксплуататорских государств:
1. Второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает своё значение, хотя рецидивы могут быть;
2. Охрана всех существующих форм собственности на средства производства;
3. Ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;
4. Целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.
К функциям, вытекающим из природы всякого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования человеческого общества, которые предполагает деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе.
Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государство с преимущественно классовыми функциями, что предполагает выяснение не только направлений деятельности, но и социального назначения государства.
В юридической литературе существуют различные основания классификации функций государства: по сферам деятельности, по продолжительности действия, по социальной значимости, по правовым формам осуществления.
По сферам государственной деятельности общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач государства внутри страны, а вторые - на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. К первым относятся такие, которые присущи государству на всех этапах его существования, вторые характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования.
По социальной значимости функции государства традиционно подразделяются на основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену государства. Функции, свойственные лишь конкретным государственным органам, являются отдельными.
Деятельность государства по осуществлению своих функций облачается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причём каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определённым независимым ветвям власти.