Механизмы обеспечения и защиты прав человека.
Социальная ценность и эффективность правовых норм, в том числе и норм международного права, в конечном счете, проявляются в процессе их реализации. Право, в том числе и международное, оценивается не только тем, насколько оно развито и какие существуют нормы, но и как они осуществляются на практике.
В Конституции Российской Федерации заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 3), а также закреплены практически все права и свободы человека, которые содержатся в многочисленных международных документах. Однако не менее важной задачей является также создание надежных гарантий их соблюдения.
Основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система, вопросам реформирования которой уделяется особое внимание и высказывается ряд предложений, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия в РФ.
Существующий судебный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина дополняют институты несудебной защиты.
В Российской Федерации система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права человека, состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах Федерации; неправительственные правозащитные организации. Большую роль в защите прав и свобод человека в России играют органы прокуратуры. Их определенное преимущество перед судами состоит в том, что:
Во- первых, они без каких-либо проволочек, откликаются на каждое обращение граждан по поводу нарушения прав и свобод человека.
Во-вторых, органы прокуратуры координируют деятельность всех правоохранительных органов государства.
В-третьих, они осуществляют защиту прав граждан бесплатно, что является немаловажным фактором для лиц, имеющих невысокий уровень дохода.
Если нарушены права и свободы человека, он может обратиться к Уполномоченному по правам человека, а также уполномоченным по правам человека в субъектах Федерации, которая функционирует в большинстве субъектов РФ.
Законодательством предусмотрена и такая возможность, как обращение к Президенту РФ как гаранту Конституции, поскольку он обязан стоять на страже соблюдения прав и свобод человека в Российской Федерации.
Наконец, у граждан России есть возможность обратиться в международные органы, когда исчерпаны все внутригосударственные средства защиты их прав и свобод. В частности, российские граждане, все более активно пользуются правом обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Рассмотрим основные правовые механизмы защиты прав граждан в Российской Федерации.
1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите.
2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст. 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (ст. 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (ст. 37 «Необходимая оборона», ст. 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.
3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
4) Право на международную защиту. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
5) Квалифицированная юридическая помощь. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.
6) Защита прав потерпевших. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.
7) Право на возмещение вреда. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,
8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина.Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 24), запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрет произвольного лишения имущества (ч. 4 ст. 35), запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (ст. 42), общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (ч. 2 ст. 43), запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (ст. 57), а также некоторые другие конституционные нормы.
Международные процедуры в области прав человека по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие категории:
а) рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области;
б) рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;
в) рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушения их прав государствами;
г) изучение (исследование, расследование — могут применяться различные термины) ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека. В процессе изучения могут применяться методы, присущие другим категориям процедур, прежде всего рассмотрение жалоб.
Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая лишь мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном счете все зависит от мандата, которым наделен данный орган.
Система международных органов, занимающихся правами человека. Ряд всемирных и региональных международных организаций занимаются различными аспектами межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Среди всемирных можно назвать ООН, Организацию объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международную организацию труда (МОТ). В какой-то степени этими вопросами в пределах своей компетенции занимаются Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Они находятся в поле зрения также и основных региональных организаций, например Организации африканского единства (ОАЕ), Организации американских государств (ОАГ), Совета Европы, Организации безопасности Совета Европы (ОБСЕ).
В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека. Генеральная Ассамблея принимает по этим вопросам резолюции (среди них особо важное значение имеют декларации) и договоры. Обычно вопросы, касающиеся прав человека, включаются в ее повестку дня по рекомендации Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) либо по предложению государств-членов. Большинство таких вопросов она передает на рассмотрение в свой Третий комитет (по социальным, гуманитарным и культурным вопросам), который готовит по ним проекты резолюций, принимаемые Генеральной Ассамблеей в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Специальный комитет против апартеида, Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и др.).
ЭКОСОС принимает по вопросам прав человека резолюции либо проекты резолюций (в том числе деклараций) и договоров, которые направляет для одобрения Генеральной Ассамблее. Для оказания ему помощи в рассмотрении вопросов, относящихся к правам человека, при ЭКОСОС созданы Комиссия по правам человека и Комиссия по положению женщин.
Комиссия по правам человека состоит из 53 государств-членов, избираемых ЭКОСОС. Комиссия принимает резолюции и проекты резолюций и договоров, направляемые затем в ЭКОСОС, назначает или специальных докладчиков для рассмотрения отдельных проблем (например, по произвольным казням, религиозной нетерпимости и т.д.) и изучения ситуаций в конкретных странах (например, в Афганистане, Иране), или рабочие группы (по праву на развитие, по изучению случаев постоянного грубого нарушения прав человека и др.).
Комиссия по правам человека создала, в свою очередь, свой экспертный орган - Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, состоящую из 26 независимых экспертов (действующих в личном качестве), которые избираются тайным голосованием из числа кандидатов, предложенных правительствами. Подкомиссия проводит исследования (например, о защите меньшинств, праве на справедливое судебное разбирательство и т.д.), назначая с этой целью специальных докладчиков, принимает резолюции и решения либо рекомендует Комиссии принять те или иные проекты резолюций или решений.
В последние годы действенным способом защиты и восстановления нарушенных прав является обращение в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).
ВЫВОД:Российская Федерация стремится как можно полнее воплотить в своем законодательстве и практической деятельности ее органов , закрепленные в международных документах права и свободы человека и гражданина, открывает все больше возможностей перед ее гражданами для их защиты.
Вопрос 2. Место и роль, задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. Защита прав свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О полиции».
Правоохранительные органы занимают важнейшее место в государственном механизме, выполняя ключевые задачи по обеспечению соблюдения Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ).
В качестве ведущих принципов деятельности полиции Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» закрепляет обеспечение конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина. В ст. 1 определено предназначение полиции, которое состоит именно в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
Закрепляя принципы деятельности полиции, зафиксированные в гл. 2, законодатель связывает основную их часть с обеспечением законности и конституционных, в том числе политических, прав человека. Принцип законности, реализуемый полицией при проведении публичных мероприятий, в ст. 6 вытекает из положений ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ, где предусмотрена обязанность органов власти, должностных лиц и граждан соблюдать Конституцию РФ и законы, при этом законы не должны противоречить Конституции РФ. Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, законодатель в ч. 2 ст. 6 предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Любая деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5). Закрепляя принципы беспристрастности, открытости и публичности (ст. 7, 8), законодатель определяет, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Поэтому главным принципом, обеспечивающим права и свободы человека, выступает общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9). Реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и оптимизацию имиджа ОВД в целом. В Законе «О полиции» закреплено, что в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, в установленном порядке полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.
Следовательно, полиция при осуществлении своей деятельности обязана стремиться к обеспечению общественного доверия, поддержки ее населением, соблюдать и обеспечивать конституционные права граждан.
Ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов допускаются в рамках уголовного судопроизводства, оперативно-розыскной деятельности, производства по делам об административных правонарушениях, но только в пределах установленных законодательством.