Методические материалы для проведения семинаров
Часть
1. Организация эмпирических исследованй(2 часа практических занятий).
1. Логика и этапы эмпирического исследования.
2. Правила подготовки документов для эмпирического исследования.
3. Элементы программы.
4. Логический анализ и эмпирическая интерпретация ключевых понятий в исследовании.
Вопросы и практические задания:
Назовите наиболее авторитетные международные и национальные исследовательские центры, занимающиеся исследованиями по политической тематике.
Укажите основные концепции структуры исследовательских групп.
Каковы основные способы организации работы и финансирования исследовательских центров?
Определите специфику деятельности ведущих исследовательских центров.
Придумайте гипотезы для программы исследования политических ценностей молодежи / мотивации электорального поведения / доминирующих представлений властвующей элиты о будущем России / политической идентификации различных социальных групп / оценки уровня социальной напряженности / готовности социальных групп к акциям протеста / определения типа политической субкультуры социальных групп / исследования системы ценностей «закрытых» групп / оценки мотивации работы людей в общественных организациях.
Темы докладов:
Исследовательские политологические центры в современной России.
Политические исследования в США: основные направления.
Политические исследования во Франции: середина ХХ – начало ХХI в.
Политические исследования в России: проблемы становления.
Опыт проведения исследования общественного мнения в СССР.
Литература:
Агабекян Р. Л., Кириченко М. М., Усатиков С. В. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическомисследовании: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Гуня А. Н., Кёлер Я., Цюрхер К. Эмпирическиеисследования локальных конфликтов: М.; Берлин: Медиа-Пресс, 2008.
Ледяев В. Г. Модели эмпирического исследования власти: западный опыт // Власть и элиты в российской трансформации. СПб., 2005. С. 65–79.Сивова С. А. Эмпирические социологические исследования. Введение в методологию и методику: Учеб. пособие. Саратов: Саратов. гос. акад. права, 2006.
2. Построение выборки (4 часа практических занятий).
1. Принципы построения структурной модели выборки для исследований с различными методами сбора информации.
2. Определение объема выборки в эмпирических политических исследованиях.
3. Квотная выборка. Критерии построения. Квотная выборка со связанными, квазисвязанными и несвязанными признаками.
4. Ошибки выборки: виды, причины, возможности оценки и исправления.
Вопросы и практические задания:
Обоснуйте использование разных типов выборки применительно к задачам исследования и методу сбора информации.
Как построить выборку для проведения предвыборных опросов в населенных пунктах различного типа?
Обоснуйте достоинства и ограничения в использовании каждого типа выборки.
Чем отличаются многоступенчатая и комбинированная выборки?
Темы докладов:
Опыт построения выборки в Институте Гэллапа.
Опыт построения выборки в политологических исследованиях, проводимых исследовательскими организациями в России (ФОМ, ИС, ИСПИ, ВЦИОМ, ИНДЕМ и т.д.).
Литература:
Васильева Э. К. Выборочныйметод в переписях и обследованиях. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.
Давыдов А. А. Расчет квотной выборки. М., 1993.
Качанов Ю. Л., Горбачев О. Г. Метод построения представительной выборки по оценкам моментов до второго порядка при наличии ограничений на стоимость измерений. М., 1990.
Коимшиди Г. Ф., Черникова И. А.Выборочныйметод в научных исследованиях: (методыматематической статистики в социологии и криминологии): Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
Куприенко Н. В., Пономарева О. А., Тихонов Д. В. Статистика. Методы анализа распределений. Выборочноенаблюдение: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. М, 2006.
Шавель С. А.,Бородачева Е. М.,Леонов Н. Н. Методологическое обоснование республиканской репрезентативной выборки.Минск: БТН-информ, 2001.3. Вопрос как инструмент получения информации(2 часа практических занятий).
1. Концепции и виды вопросов.
2. Использование проективных методов в политологических исследованиях.
3. Правила формулирования вопросов в анкетах и вопросниках.
4. Блоки вопросов в анкетах и вопросниках.
5. Использование ассоциативных методов для оценки качеств политического лидера.
Практические задания:
Оцените качество предложенной анкеты.
В предложенной анкете определите виды вопросов.
Сформулируйте основные правила разработки анкеты для изучения стереотипов и установок политического сознания.
Темы докладов:
Особенности разработки анкеты для опросов различного вида.
Способы и критерии оценки качества анкеты.
Литература:
Аверьянов Л. Я. Социология: искусство задавать вопросы. М., 1998.
Беликова Л. Ф. Проектирование и анализ качественной социологической анкеты с использованием персонального компьютера. Екатеринбург, 1995.
Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 кн. / Под ред. В. Г. Андреенкова. М., 1990.
Ноэль-Нойман Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Пер. с нем. Л. Н. Рыбаковой, Е. В. Невмержицкой; Науч. ред. Н. С. Мансуров. М.: МГУКИ, 2007.
Савельева И. М., Полетаев А. В. Опросы общественного мнения в США: что думают американцы о религии, политике, морали, правах и свободах, технических новшествах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. № 1. С. 122–134.4. Измерение (4 часа практических занятий).
1. Понятие, функции и классификации шкал.
2. Рейтинги политических лидеров и институтов: виды, принципы построения, достоинства и ограничения использования.
3. Авторские шкалы.
4. Требования к построению шкал. Обоснованность выбора шкал.
Вопросы и практические задания:
Составьте шкалы оценки политической толерантности, патриотизма и национализма, используя принципы шкалы Богардуса.
Составьте шкалу Лайкерта для оценки мотивации участия в выборах.
Что такое шкалирование?
Назовите виды шкал по развернутой классификации.
Определите особенности работы с «авторскими» шкалами.
Темы докладов:
Шкала Богардуса; Шкала Лайкерта; Шкала Адорно; Шкала Гутмана; Шкала Терстоуна; Шкала Осгуда.
Литература:
Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001.
Лазарсфельд П. Ф. Измерение в социологии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.
Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 2006.
Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1998.
Толстова Ю. Н. Одномерное шкалирование: тестовая традиция в социологии: (Построение индексов, шкала Лайкерта, латентно-структурный анализ) // Социология: 4М. 1997. № 8. С. 54–65.
5. Техники опросов (2 часа практических занятий).
1. Виды опросов.
2. Психологические типы интервьюеров.
3. Требования к интервьюерам, подготовка интервьюеров, контроль за их работой.
4. Использование новых технологий в опросах.
5. Сравнительный анализ использования вариантов опросов.
Темы докладов:
Массовые опросы и экспертные опросы.
Почтовый опрос.
Прессовые опросы: зарубежный и отечественный опыт.
Клиническое интервью.
Телефонное интервью.
Аудиторный опрос.
Уличное интервью.
Интервью по месту жительства.
Инновационные методы проведения опросов.
Литература:
Белановский С. А. Глубокое интервью. М., 2001.
Ноэль-Нойман Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Пер. с нем. Л. Н. Рыбаковой, Е. В. Невмержицкой; Науч. ред. Н. С. Мансуров. М.: МГУКИ, 2007.
Он-лайн исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А. В. Шашкина, М. Е. Поздняковой. М., 2007.6. Фокус-группы(2 часа практических занятий).
1. Организация, тематика фокус-групп.
2. Критерии отбора участников фокус-групп. Задачи модератора и ассистента.
3. Возможности применения фокус-групп для оценки политических процессов.
4. Сценарии обсуждения в ходе фокус-групп.
Темы докладов:
Опыт использования фокус-групп в предвыборных кампаниях.
Стимульный материал для фокус-групп.
Опыт проведения фокус-групп в России.
Литература:
Белановский С. А. Метод фокус-групп. М., 2001.
Бутенко И. А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2000.
Мертон Р. и др. Фокусирование интервью. М., 1991.
Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.
Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., 2001.
7. Наблюдение (2 часа практических занятий).
1. Наблюдение в политических исследованиях.
2. Особенности, достоинства, ограничения наблюдения.
3. Виды наблюдения.
4. Использование наблюдения вместе с другими методами сбора информации.
5. Параметры ситуации наблюдения.
Темы докладов:
Опыт использования включенного наблюдения для изучения «закрытых» групп в США.
Условия наблюдения политических митингов и партийных собраний.
Литература:
Ватолина Ю. Метод наблюдения в социологии: На основе опыта Вальтера Беньямина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 кн. / Под ред. В. Г. Андреенкова. М., 1990.
Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.
Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., 2001.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
8. Работа с документами (4 часа практических занятий).
1. Классификация документов. Виды статистических источников.
2. Оценка достоверности документов.
3. Основные виды контент-анализа.
4. Категориальная модель предмета в контент-анализе.
5. Единицы измерения и единицы анализа в контент-анализе.
6. Составление кодировочной инструкции.
7. Статистическая обработка данных контент-анализа.
Практические задания:
Составьте программу и кодировочную инструкцию к следующим темам: «Тема губернаторских выборов на региональном и общероссийском телевидении: компаративный анализ», «Контент-анализ партийной прессы: доминирующие темы и оценки», «Контент-анализ публичных выступлений Президента РФ», «Оценка деятельности правительства в федеральных печатных изданиях».
Темы докладов:
Традиционные методы анализа документов.
Контент-анализ: история становления метода.
Способы обнаружения идеологических компонентов в тексте по методике Лассуэла.
Виды контент-анализа по классификации Мертона.
Литература:
Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.
Баранов А. Н., Михайлова О. В., Сатаров Г. А., Шипова Е. А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики. М., 2004.
Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.
Попова О. В. «Измерительный инструмент» в сравнительной политологии: к вопросу о нерешенных проблемах // ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 1. С. 271–291.Слово в действии: Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб.: Алетейа, 2000.Филлипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ: Теория и метод. Харьков, 2004.
Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.
9. Эксперимент в политологии (2 часа практических занятий).
1. Логические схемы эксперимента.
2. Ограничения использования экспериментов для изучения политических процессов.
3. Классификации видов эксперимента.
4. Планирование эксперимента.
5. Состав участников экспериментальной и контрольной групп.
Практические задания:
Разработайте сценарий эксперимента для исследования оценки предпочтительного типа лидерства, уровня национализма, устойчивости политических предпочтений, непротиворечивости политических установок и ценностей.
Темы докладов:
Квазиэксперимент: проблемы релевантности и валидности.
Опыт использования экспериментов в исследовании политической коммуникации.
Литература:
Бутенко И. А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2003.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. СПб., 1996.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М., 1998.
Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 кн. / Под ред. В. Г. Андреенкова. М., 1990.
Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., 2001.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
10. Игротехника (4 часа практических занятий).
1. Матричный метод и теория игр. Игры с нулевой и ненулевой суммой.
2. Возможности игровых методов в прикладных политических исследованиях.
3. Имитационные (деловые) и репрезентационные (открытые) игры: отличия и цели применения.
4. Сценарии игр. Возможности и история становления.
5. Использование инновационных игр в принятии политических решений.
Практические задания:
С помощью метода «мозгового штурма», метода синектики или метода 635 решите одну из следующих проблем: «Проект программы для либеральной партии», «Оценка эффективности работы региональных властей», «Повышение электоральной активности молодежи».
Темы докладов:
Метод «мозговой атаки»; «Жест отношения»; «Рынок идей»; Методика ДОО; Метод 635; Метод «утопических игр»; Метаплан; Синектика; Метод групповой работы; Политическое консультирование.
Литература:
Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии: Теория и алгоритмы. М., 1994.
Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.
11. Биографический метод (2 часа практических занятий).
1. Биографический метод: история, тематика, выборка.
2. Методы интерпретации автобиографических материалов.
3. Методы исследования личности политического лидера с помощью биографического метода.
Практические задания:
Проинтерпретируйте предложенный фрагмент биографического интервью / письменной биографии.
Темы докладов:
Биографический метод в Австрии, Польше и Франции в первой половине 1990-х годов.
Становление биографического метода в России.
Возможности биографического метода в оценке установок политических лидеров.
Литература:
Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Под ред. Е. Ю. Мещеркиной, В. В. Семеновой. М., 1994.
Козлова Н. Н. Документ жизни: опыт социологического чтения // Socio-Logos’96. М., 1996. С. 229–256.
Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.
Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С. 129–138.
12. Тесты и социометрия в прикладных политических исследованиях (2 часа практических занятий).
1. Тестирование.
2. Тесты для оценки типов политических лидеров.
3. Применение социометрии для изучения малых социальных групп.
Практические задания:
Создайте социоматрицу и рассчитайте социометрический индекс для студенческой группы.
Проведите оценку лидерских качеств политиков с помощью теста Тимоти Лири.
Темы докладов:
История создания и использования социометрии в США.
Возможности исследования рабочей группы в предвыборной кампании / первичной партийной организации с помощью социометрии.
Тестирование управленцев и госслужащих.
Литература:
Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.Анастази А. Психологическое тестирование Кн. 1 / Пер. с англ.; Науч. ред., предисл. и коммент. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты / Сост. Л. Филиппов. СПб.; М.: АСТ, 1998. Власова Н. И проснешься боссом: Справочник по психологии управления. Советы. Законы. Правила. Рекомендации. Диагнозы. Рецепты. Тесты. Ч. 1–3. М.; Новосибирск: Экор, 1994. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. М., 1998. № 12. С. 101–114. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент». М.: Аспект Пресс, 2001. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Пер. с англ.; Общ. ред. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. Чеснокова В. Ф. Методы тестирования в социологических исследованиях культуры. М., 1986. № 146. С. 119–129.Шмелев А. Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 26–36.13. Подготовка данных к обработке (2 часа практических занятий).
1. Числовые и нечисловые данные.
2. Критерии качества данных.
3. «Логический квадрат». «Логический прямоугольник».
4. Виды кодирования.
5. Кодировка открытых вопросов.
6. Стратегии обработки данных в исследованиях различного вида: виды, принципы, возможности.
Практические задания:
Закодируйте предложенные варианты ответов респондентов на открытые вопросы.
Литература:
Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006.
Боришполец К. П. Методы политических исследований: Учеб. пособие. Сборник учебных материалов. М.: Аспект Пресс, 2006.
Давыдов А. А., Давыдова Е. В. Измерение искренности респондента. М., 1992.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2003.
Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.
Математические методы анализа и интерпретация социальных данных. М., 1989.
Ожиганов Э. Н. Стратегический анализ политики. М.: Аспект Пресс, 2006.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.: Весь мир, 2001.
Страус А., Корбин Дж. Основы качественного анализа: Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС, 2001.
Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М., 1998.
Татарова Г. Г. Типологический анализ в социологии. М., 1993.
Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир, 2000.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
Яковлев И. Г. Проблемы политического анализа на основе компьютерных технологий. М., 1998.
14. Группировка и типологизация данных (2 часа практических занятий).
1. Простое распределение. Ряды распределения.
2. Анализ одномерных распределений. Средние значения ряда. Меры рассеяния ряда.
3. Методы графического анализа.
Практические задания:
Проанализируйте предложенные графические изображения вариационного / динамического ряда.
Рассчитайте средние значения и меры рассеяния вариационного / динамического ряда.
Литература:
Давыдов А. А. Математическая социология: обзор зарубежного опыта // СоцИс. 2008. № 4. С. 105–111.Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982.
Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.
Математические методы анализа и интерпретация социальных данных. М., 1989.
Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.
Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 2006.
Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М., 1998.
Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир, 2000.
Хили Дж. Статистика. СПб.: Питер, 2007.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
15. Индексы(2 часа практических занятий).
1. Понятие и способы расчета индексов. Виды индекса: классификации и ограничения.
2. Базовый индекс «удовлетворенности».
3. Индексы социального состояния общества.
4. Виды политических индексов.
Практические задания:
Рассчитайте на основе предложенных данных индексы известности, поддержки политических лидеров.
Темы докладов:
Индекс человеческого развития.
Индексы демократии.
Индексы, характеризующие политический режим.
Литература:
Борисова Е. В.; Калабин А. Л. Учет влияния разнородных факторов в индексном анализе // Вопросы статистики. 2003. № 11. С. 75–78. Вилков С. В. Количественный анализ индексов концентрации политических имиджей // Политические проблемы современного общества. Вып. 5. Саратов, 2006. С. 13–23.Классификация и типология государств в «политическом атласе современности» // Политическая наука. 2007. № 3. С. 108–192.Красильникова М. О методике расчета индекса социальных настроений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 2. С. 51–59.
Мельвиль А. Ю., Ильин М. В., Мелешкина Е. Ю., Миронюк М. Г., Полунин Ю. А., Тимофеев И. Н. Опыт классификации стран // ПОЛИС. 2006. № 5. С. 15–38.
Миронюк М. Г., Тимофеев И. Н., Ваславский Я. И. Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа: обзор прецедентов // Политическая наука. 2007. № 3. С. 43–76.Попова О. В. Почему Россия — «несвободная страна», или О том, как «нас посчитали?» // ПОЛИТЭКС. 2006. Т. 2. № 1. С. 31–50.Сморгунов Л. В. Сравнительная политология. М., 2002.
Тихонова Н. Е., Давыдова Н. М., Попова И. П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // СоцИс. 2004. № 6. С. 120–130.
16. Измерение связи между переменными (2 часа практических занятий).
1. Понятие и характер связи переменных.
2. Таблицы сопряженности признаков.
3. Статистические гипотезы.
4. Параметрические и непараметрические критерии проверки гипотез.
5. Статистика хи-квадрат.
Практические задания:
Сформулируйте гипотезы для предложенных таблиц сопряженности признаков.
Рассчитайте статистику хи-квадрат для предложенных вариантов таблиц сопряженности признаков.
Литература:
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006.
Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.
17. Корреляционный анализ (2 часа практических занятий).
1. Понятие корреляции и плотности связи.
2. Парная и множественная корреляция.
3. Коэффициенты корреляции для номинальных, порядковых, интервальных переменных.
4. Коэффициенты корреляции для переменных, измеренных разными шкалами.
5. Порядок интерпретации комбинированных таблиц. Стандартизованные остатки.
Практические задания:
Рассчитайте коэффициенты корреляции для предложенных вариантов комбинированных таблиц, определив тип переменных, включенных в таблицы.
Проинтерпретируйте предложенные комбинированные таблицы с указанием частот, стандартизованных остатков, коэффициентов корреляций (пакет SPSS).
Литература:
Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М.: РОССПЭН, 2004.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006.
Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социал. реальности: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2007.18. Сложные виды статистического анализа: условия проведения и интерпретация(6 часов практических занятий).
1. Регрессионный анализ. Уравнение регрессии. Парная и множественная регрессия. Условия проведения регрессионного анализа. Интерпретация результатов регрессии.
2. Причинный анализ и анализ временных рядов. Пат-анализ. Временные лаги. Прерванные временные ряды.
3. Факторный анализ. Интерпретация факторов. Факторная нагрузка. Исходные виды данных для проведения факторного анализа. Алгоритм факторного анализа. Методы реализации факторного анализа.
4. Кластерный анализ. Алгоритмы кластерного анализа. Виды кластеров. Дендрограммы. Возможности использования кластерного анализа в прикладных политических исследованиях.
5. Многомерное шкалирование. Процедуры, способы интерпретации визуальных данных.
6. Дисперсионный анализ.
7. Латентно-структурный анализ.
8. Дискриминантный анализ.
Практическое задание:
Проинтерпретируйте результаты статистического анализа.
Темы докладов:
История становления кластерного / регрессионного / факторного / дисперсионного анализа / многомерного шкалирования.
Использование кластерного / регрессионного / факторного / дисперсионного анализа / многомерного шкалирования в политических исследованиях.
Исследование причинности в статистическом анализе политических процессов.
Литература:
Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006.
Боришполец К. П. Методы политических исследований: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.
Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. М.; Киев; СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.
Крыштановский А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: Учеб. пособие. М., 2006.Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.
Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М.: РОССПЭН, 2004.
Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006.
Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Пер. с англ.; Под ред. И. Ю. Енюкова. М., 1989.
19. Политическое прогнозирование и моделирование (4 часа практических занятий).
1. Понятие, виды, этапы прогнозирования.
2. Статистический прогноз развития политической ситуации: оценка тренда, выявление тенденции и интервала циклов.
3. Метод среднего темпа роста. Метод сглаживания динамического ряда.
4. Процесс моделирования политических ситуаций.
5. Компьютерные имитационные модели.
Темы докладов:
Институты прогнозирования в современном мире.
Моделирование политического поведения.
Технологии оценки причин и возможности прогнозирования политических последствий миграции населения.
Глобальное прогнозирование: обоснование научности методов.
Системный подход в анализе глобальных политических процессов и прогнозирование их развития.
Методологические основы и программы научного прогнозирования внешней политики и международных отношений.
Футурология как способ дальнесрочного прогнозирования.
Принятие политических решений.
Виды политических решений.
Оценка эффективности принятия политических решений.
Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование.
Литература:
Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006.
Ахременко А. С. Сценарный метод прогнозирования политических процессов: Автореф. канд. наук. М., 1999.
Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М., 1992.
Боришполец К. П. Методы политических исследований. М., 2004.Ли В. Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2002.
Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004.Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.
Принципы и направления политических исследований. М., 2002.
Савченко Т. Е. Реформирование российского общества: проблемы и особенности политического прогнозирования: Автореф. канд. дис. М., 1999.
Симонов К. В. Политический анализ. М., 2002.
Социально-политическое прогнозирование. Чебоксары, 1993.
Теория и методы в социальных науках. М.: РОССПЭН, 2004.Туронок С. Г. Политический анализ: Курс лекций. М., 2005.
20. Политическое моделирование(2 часа практических занятий).
1. Моделирование социально-политической реальности.
2. Виды моделирования.
3. Возможности применения количественных моделей для компаративного анализа политических процессов в российских регионах.
· Литература:
Агеев А. И. Стратегические циклы России и сценарии международных отношений // Философия хозяйства. 2007. № 1. С. 64–78.Агеев А. И., Андросова Л. А., Антипова А. В. и др. Россия и мир: взгляд из 2017 года: Ежегод. докл. Акад. прогнозирования - Рос. отд-ния Междунар. акад. исслед. будущего / Науч. ред. А. И. Агеев, И. В. Бестужев-Лада. М.: Ин-т экон. стратегий, 2007. Бидненко С. Пределы и возможности использования экстраполяционных методов в политической сфере // Актуальные проблемы современной политической науки и политики. Вып. 2. М., 2006. C. 47–51.Кокошин А. А. О стратегическом планировании в политике. М.: КомКнига, 2007.· Митрохина Т. Н., Баскакова Ю. М. Моделирование политической реальности: качественные и количественные аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005.
Проект «Россия». М.: ОЛМА-Пресс, 2007.21. Прикладные методики анализа документов (2 часа практических занятий).
1. Анализ политического дискурса. Дискурс-анализ.
2. Статистическая обработка данных контент-анализа.
3. Анализ содержания личных документов.
4. Ивент-анализ.
5. Когнитивное картирование.
6. Интент-анализ.
Практическое задание:
Проанализируйте предложенные отрывки выступлений политических лидеров с помощью различных методов анализа документов.
Темы докладов:
Экспериментальные исследования восприятия политических выступлений.
Исследования типа коммуникации в политической организации.
Исследование пропагандистских материалов с помощью контент-анализа.
Использование семантических методов в оценке политических лидеров.
Возможности ивент-анализа в исследовании политических конфликтов.
Способы оценки достоверности информации.
Исследования политических конфликтов с помощью интент-анализа.
Направления дискурс-анализа в современной политологии.
Литература:
Антонова А. В. Интенциональный анализ текстотипа предвыборной агитационной речи: (На материале английского языка) // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2006. № 11. С. 221–226.Бурганова Л. А. Язык политики как предмет методологической рефлексии // Политические коммуникации XXI века. Казань, 2006. С. 19–34.Ковалев Ю. В. Интонация публичной политической речи: прагматический аспект. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006.Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004.Слово в действии: интент-анализ политического дискурса. СПб., 2000.
Смирнова О. П. Политическая корректность и опыт ее критического анализа // Вопросы германской и романской филологии. Вып. 3. СПб., 2005. C. 271–277.22. Анализ информации, полученный с помощью «мягких» методов сбора информации (2 часа практических занятий).
1. Анализ данных фокус-групп,
2. Анализ включенного наблюдения.
3. Анализ политической биографии.
4. Анализ политической фотографии.
5. Технология анализа политической коммуникации.
Практические задания:
1. Проведите семиотическую и структурную интерпретации фотографий на политическую тематику (письменно, объем текста — 1 стр.).
2. Подберите групповые фотографии политиков и проведите полный цикл неформализованного анализа каждой из них.
3. Из предложенной преподавателем серии фотографий протестных акций выберите снимки, которые лучше всего иллюстрируют такие понятия, как «политический конфликт», «политический протест», «девиантное поведение», «политическое насилие». Обоснуйте свой выбор.
4. Из серии политических портретов выберите снимки, которые лучше всего иллюстрируют такие понятия, как «снобизм», «высший класс», «господство», «неограниченные возможности», «политическое отчуждение», «демонстративное потребление». Обоснуйте свой выбор.
5. Из серии фотографий выберите снимки, лучше всего характеризующие такие понятия, как «политическая толерантность», «гендерное неравенство», «ксенофобия», «политическая индифферентность», «групповая лояльность», «корпоративная этика», «партия власти», «номинальная оппозиция», «реальная оппозиция». Обоснуйте свой выбор.
6. При получении студентами нескольких фотографий без подписи проинтерпретируйте сюжет (опишите событие).
7. Просмотрев предложенную преподавателем серию фотографий политика, сделанных в разное время, опишите и оцените изменения, которые с ним произошли. Какие элементы внешнего вида (одежда, поза, мимика и т. д.) свидетельствуют об изменениях?
8. При подборе студентами фотографий, которые являются «свидетельством престижа» политических деятелей, обоснуйте свою оценку.
9. В ходе просмотра записи фокус-группы найдите ошибки модератора и обоснуйте свою оценку.
10. В ходе просмотра записи фокус-групп сделайте основные выводы по теме исследования и дайте рекомендации заказчику.
Темы докладов:
Методики оценки эффективности политической рекламы.
Возможности феноменологической теории, этнометодологии и драматургической социологии для анализа политических фотографий.
Литература:
Агапов В. С. Политическая психология: Методы психобиографических исследований политического деятеля: Учеб. пособие. М., 2005.Готлиб А. С. Познавательный потенциал «истории жизни» (life story) как стратегии качественного социологического исследования // Вестн. Самар. гуманит. акад. Сер.: Философия. Филология. 2006. № 1. С. 144–153.Гуреев С. В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // СоцИс. 2007. № 10. С. 132–139.Луговская А. В. Фокус-группа как метод социологических исследований: практика применения // Новые социальные явления: методология исследования, методика и техника оценки и измерения. Новосибирск, 2006. С. 287–293. Митрохина Т. Н. Специфика визуальной интерпретации политической реальности // Политические проблемы современного общества. Вып. 5. Саратов, 2006. C. 54–61.Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., 2001.
Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: Учебник / Пер. с польск. Н. В. Морозовой; Вступ. ст. Н. Е. Покровской. М.: Логос, 2007.
23. Политическая экспертиза (2 часа практических занятий).
1. Виды и организация экспертизы.
2. Принципы отбора экспертов.
3. Метод экспертных оценок. Очные и заочные формы работы экспертов.
4. Условия и критерии эффективности экспертизы.
5. Политики и экспертное сообщество.
Темы докладов:
Возможности, проблемы и ограничения использования экспертизы для политических процессов.
Опыт использования техники «Дельфи» в принятии политических решений.
«Дерево решений».
Литература:
Лукин В. Н. Глобализация и международный терроризм: Политический анализ рисков и стратегий обеспечения безопасности. СПб.: Наука, 2006.Луков В. В. О новых средствах измерения терроризма (математика, социология и социальная антропология на службе контртерроризма) // Социальная политика и социология. 2007. № 1. С. 43–5824. Способы интерпретации результатов эмпирических политических исследований (2 часа практических занятий).
1. Основные процедуры интерпретации.
2. Комплексная оценка качества исследования.
3. Проблема сопоставимости результатов эмпирических исследований.
4. Техника вторичного сравнительного анализа данных исследований политической жизни.
Практическое задание:
Проинтерпретируйте данные политического исследования ЦЭПИ.
Литература:
Батыгин Г. С. Теория в социологическом исследовании / Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. М., 2000. С. 167–211.
Интерпретация данных социологических исследований /Под ред. В. Г. Андреенкова, Ю. Н. Толстовой. М., 1987.
Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.
Математические методы анализа и интерпретация социальных данных. М., 1989.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.
Симонов К. В. Политический анализ. М., 2002.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
Яковлев И. Г. Проблемы политического анализа на основе компьютерных технологий. М., 1998.
25. Методики исследования элитных групп и политических лидеров (2 часа практических занятий).
1. Эмпирический анализ социальных характеристик политической элиты.
2. Рейтинги политических лидеров и институтов: проблемы измерения и интерпретации.
3. Способы оценки сплоченности элитных групп.
4. Психологический и лингвистический анализ восприятия образов политиков.
Практическое задание:
Используйте метод ассоциаций, методы семантического дифференциала, компьютерной фоносемантики, метод цветовых метафор для оценки восприятия политических лидеров различными социальными группами.
Темы докладов:
Власть и лидерство: анализ и прогноз смены поколений ведущих общенациональных деятелей.
Методы оценок образов «идеального» и «востребованного» политиков регионального и федерального уровней.
Литература:
Абуева Н. А. Политическая элита в условиях модернизации государственного управления: (Теорет.-методол. анализ). М.: РАН, ИНИОН, 2007. Гринстайн Ф. И. Можно ли систематически изучать личность в политике? // Социология власти. 2007. № 3. С. 156–170.26. Методики исследования политического сознания (2 часа практических занятий).
1. Способы оценки политического сознания. Стереотипы массового сознания.
2. Методы анализа политического представительства интересов различных социальных и политических групп во властных структурах.
3. Этнополитологическое исследование в регионе: способ организации, методы сбора информации.
4. Методические способы оценки уровня расизма и национализма.
5. Способы оценки влияния религиозного и гендерного фактора на отношение населения к политическим институтам.
Темы докладов:
Методики оценки политических стереотипов в обществе.
Параметры оценки установок политического сознания
Общественное мнение населения стран бывшего социалистического лагеря о вхождении в НАТО и ЕС.
Общественное мнение в странах Северной Европы о проблеме гендерного политического равноправия.
Методики оценки национализма.
Литература:
Власть, граждане и СМИ: Материалы экспертных опросов ФРИП по ключевым проблемам российской политики в 2005–2006 гг. / Под общ. ред. С. Г. Колесник. М.: Хроникер, 2006.Жакевич В. Д. Социологические методы изучения миграционных настроений // Социология. Минск, 2006. № 3. C. 49–56.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.Щегорцов В. А. Социология политики: Социал.-психол. аспект: Учеб.-метод. пособие. М., 2001.27. Эвристические возможности электоральных опросов(2 часа практических занятий).
1. Базовые исследования округа.
2. Структурно-ценностный метод анализа предвыборных платформ и программ политических объединений.
3. Мониторинг изменения политических предпочтений избирателей.
4. Primaries.
5. Exit-poll.
6. Методы прогнозирования итогов выборов (явка и голосование).
Практическое задание:
Рассчитайте результат выборов на основе предложенных данных.
Темы докладов:
Проблемы прогнозирования электоральных процессов.
Опыт проведения «опросов на выходе» в США, России, Франции.
Неконвенциональное политическое поведение: схема анализа.
Литература:
Ковров В. Ф. Задачи современных электоральных исследований // Социология власти. 2007. № 6. С. 110–117.Кравцова А. В. К вопросу о методологии исследования политического участия // Вопросы гуманит. наук. 2007. № 3. С. 421–425.Невская Т. А. Личность политического деятеля как фактор, определяющий электоральный выбор // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 2. С. 140–152.Недяк И. Маркетинговая парадигма электоральной борьбы XXI века // Обозреватель. 2007. № 8. С. 100–107. Субботина Т. В. Социологическое рейдерство в избирательных кампаниях // Социология власти. 2007. № 2. С. 55–63.Тимошенко В. И. Структурно-ценностный метод анализа предвыборных партийных документов. М., 2002.