Государственный строй
Кыргызское государство являлось независимым политическим образованием, легитимность которого признавалась соседними державами и поддерживалась посольскими связями. "Хягас было сильное государство, - констатировали китайские источники IХ в., - по пространству равнялось тукюеским владениям [т.е. Тюркскому каганату – В.Б.]. Тукюеский Дом выдавал своих дочерей за их старейшин. На востоке простиралось до Гулигани [т.е. до курыканов в Прибайкалье – В.Б.], на юг до Тибета, на юго-запад до Гэлолу [Карлукское государство, располагавшееся на юго-востоке Казахстана – В.Б.]" . [Бичурин. 1950. с. 354] Во времена "кыргызского великодержавия" (IХ в.н.э.) китайский император в своих письмах обращался к кыргызскому кагану со следующими словами почтения: "Вы, хан, подобны блестящей Северной Медведице. (Вы) геройствовали на севере пустыни и стали правителем. Таланты (Ваши) сияют, как верхушка бунчука. (Вы) разделили границы и создали государство; особо проявили героический дух, давно известны талантом управления". "Ваша мощь потрясает северные страны, слава достигла Северных ворот [китайской столицы]". [Материалы. 2003. с.21-27] От имени китайского двора кыргызский каган имел титул - "Потомственный герой, воинственный искренний и светлый каган" [Кычанов. 1997. С. 125].
Главой всего подданного народа и хозяином всего пасущегося скота в Кыргызской стране являлся хан. Его слова служили законом и поражали ослушников "как острое лезвие сабли". В тюркских кочевых обществах институт ханской власти возник из власти родовых вождей, ибо в тюркских языках, и хакасском в частности, понятие "кровь" и "правитель" передаются одним и тем же термином "хан". Таким образом, хан первоначально обозначал правителя единокровных родственников. Им становился тот, кто сумел захватить власть при поддержке своих родичей. Вероятно, в связи с этим у хакасов до сих пор бытует пословица: "человек, имеющий родственников, подобен хану, безродный человек подобен рабу".
Арабский писатель ХIII в. Закарийа ал-Казвини излагал в своем труде следующие сведения о кыргызском правителе: "У них есть царь, которому они подчиняются, потому что он знает, как умиротворить их. Никто не может сесть при его присутствии, если ему не исполнилось сорока лет". [Демидчик. 1977. с. 110.] Согласно кыргызским законам ханом мог стать только правитель, перешагнувший сорокалетний возраст. У хакасов также сорокалетний возраст считался самым важным рубежом жизни. До сорока лет запрещалось занимать высокие общественные посты, произносить благословения, употреблять спиртные напитки и т.д. Только после сорока лет приходит житейская мудрость.
Енисейские кыргызы для обозначения государства применяли термин "эль". Как и в других тюркских языках, слово "эль" употреблялось в двух значениях: 1. элитарная часть населения, связанная родственными узами с ханом и бегами; 2. государство или союз племен, возглавляемые элитарной группой. В каждом древнетюркском государстве во главе стояли правители, принадлежавшие к аристократическим родам, называемые "небесным элем" (тенгри эли).
Народ и правящий "эль" дополняли друг друга. Хан "держал эль" и возглавлял "будун" (простой народ), т.е. ему принадлежала как гражданская, так и политико-административная власть.
Согласно хакасскому фольклору хан, вступивший на престол, обещал народу: "безлошадных людей я посажу на коней, нагих людей я одену в платья". Такая формула правления народом сложилась еще во времена Тюркского каганата. Например, в памятнике в честь Кюль-Тегина от лица правителя говорится: "(Я) снабдил платьем нагой народ, сделал многочисленным малочисленный народ". [Малов.1951. с. 40] Выступая главой "гражданского управления", хан действовал по праву старшего в роду. Одновременно с этим он отправлял должность военного предводителя, верховного судьи и жреца. Деятельность хана направлялась Великим Небом - "Тенгри". Эта божественная благодать, нисходящая на хана с небес, в тюркских языках выражалась понятием "хут" - т.е. жизненная сила.
Хан был первым среди равных, о чем свидетельствует обряд интронизации, носивший у тюрков название "хан кутерме" - букв. поднятие хана (на престол). Высшие сановники усаживали наследника на белый войлок и девять раз по движению солнца обносили его вокруг ритуального жертвенника с напутственными словами, что если он будет действовать против воли вечного Творца, то в наказание у него из всех богатств останется один только войлок, на котором он сидит. В ответ хан произносил: "И так отныне слово мое будет меч". Необходимо отметить, что в хакасском героическом эпосе сохранилось аналогичное высказывание правителей Хонгорая: "лезвие сабли - острое, язык хана – закон". Как отмечали в своих исследованиях востоковеды, церемония интронизации хана у тюрков была такой же, как и интронизация шамана в шаманизме и, вероятно, возникла из этих первобытных недр. [Кычанов. 1997. с. 99]
В Кыргызском государстве сформировалась династия власти, известная под названием "Ажо" или "Ажэ". "Их правитель называется Aжэ, поэтому фамилия дома Ажэ". "У него водружено знамя. Прочие прозываются названиями поколений" - сообщали танские хроники. [Бичурин. 1950. с. 352.; Kюнер. 1961.С. 282] Судя по китайским источникам, "Aжо" (Aжэ) - это и титул правителя, и клановое имя правящего дома кыргызов в VIII-IX вв. Среди ученых до сих пор не сложилось единого мнения о значении этого кыргызского слова, переданного в китайской форме.
В связи с этим вопросом вызывает интерес имя загадочного "народа аз", сведения о котором неоднократно встречаются в древнетюркских памятниках письменности VIII в.н.э. [Бутанаев. 1998. с.102-104] Согласно мнению тюрколога И.В. Кормушина, часть азов обитала по южную сторону Западного Саяна, а другая, главная часть, базировалась на север от Саян, на территории современной Хакасии, в непосредственной близости от кыргызов. [Кормушин. 1977. с. 12.]
В 711 г., во время военного похода тюркского царевича Кюль-Тегина на кыргызов, в качестве проводника через Когменские горы (Западные Саяны) был найден человек "из земли степных азов". Он сам утверждал, что его "родная земля – Аз" (Аз йерим). [Малов. 1951. с. 62, 67] Исходя из контекста, становится ясным, что азы обитали не в таёжных массивах Западных Саян (Когмены), а, как следует из источника, в степных просторах Предсаянья, т.е. долине Абакана. Известный востоковед В. Бартольд давно обратил внимание, что вместе с кыргызами несколько раз упоминается народ аз. Во времена правления тюркского кагана Могиляна народы (э)чики и кыргызы, обитавшие по соседству, но по разные стороны Когменских гор, были его врагами. В памятнике Могиляна повествуется о битвах и победах над (э)чиками, а затем и над азами (аз будун), которых, исходя из контекста, можно отождествить с кыргызами Енисея. В некоторых восточных сочинениях кыргызов даже называли этнонимом "ас". [Бартольд. 1963. с. 485.; Малов. 1959. с.20]
Правитель государства Хягас - Ажо, согласно китайским хроникам, имел пребывание у Черных гор к западу от р. Енисей (Гянь). По сведениям памятников древнетюркской письменности, кыргызский хан проживал в Когменском краю (Когмен ичинте). Под Когменом здесь подразумевались не только Западные Саяны, но и их предгорья в долине Абакана. По всей видимости, указанные источники свидетельствуют об одной и той же ставке кыргызского государя, которая находилась на территории расселения азов.
Для нас большое значение имеют сведения из текстов памятника, сооруженного в честь Кюль-Тегина, где конкретно говорится об "азском народе" (аз будун) кыргызского кагана Барс-бега. [Малов. 1951. С. 38] Многие тюркологи, включая известного ученого С.E.Малова, читают выражение "аз будун" как "немногочисленный народ" и не вкладывают сюда этнического понятия. Двусмысленность подобных переводов связана с тем, что в тюркских языках слово "аз" имеет также значение – "малый, незначительный". В данном случае стоит обратить внимание на первоначальные чтения этих строк, которые в свое время сделали В.Радлов и Н.Козьмин, т.е.: "Я устроил страну Аз-кыргызов". [Козьмин. 1925. с. УIII.]
Несомненно, сочетание "аз-кыргыз" нельзя читать "немногочисленные кыргызы", ибо в древнетюркских текстах подчёркивается: "Но больше всего был нашим врагом кыргызский сильный каган". Китайские источники также подтверждали: "Цзянгунь [т.е.кыргызы - В.Б.] - это сильное государство".
Среди памятников кыргызской письменности выражение "народ аз" (аз будун) не встречается, однако в переводах В.Радлова имеется сочетание "ач будун" - народ ач. [Малов. 1952. с. 59] Не исключена возможность, что сами кыргызы этноним "аз" произносили как "ач".
Кто же такие загадочные "азы" или "ачы" в Кыргызском государстве? Почему их имя упоминается в тюркских надписях наряду с кыргызами?
Исходя их контекста памятника в честь Кюль-Тегина можно предположить, что "азы" соответствовали понятию элитарной части кыргызов. В таком случае народ "аз" или "ач" надо отождествить с царствующей фамилией Кыргызского государства, которая зафиксирована в китайских хрониках в форме "ажо" (ажэ). Памятники древнетюркской письменности были созданы в то же самое время, когда Танские летописи Китая сообщали о стране Хягас и ее правителях - Ажэ. По всей видимости, указанные китайские формы передавали звучание тюркских этнонимов кыргыз и аз (ач). Согласно китайским летописям, фамилия Ажо происходила из одного рода с царствующим в Китае Домом Тан, уходящим своими корнями к знаменитому полководцу Ли Лину. До сих пор среди хакасских родов имеется сеок "ажыг", который признавался родственным сеокам "ызыр" и отождествлялся с потомками древних кыргызов. [Бутанаев.1994. с.20-21.] Вполне возможно, сеок "ажыг" исторически связан с древним народом "ач" и кыргызским правящим домом "ажэ".
В VIII – Х вв. н.э. кыргызские правители стали носить титул каган. Таким титулом величались стоящие во главе иерархии высшие правители древнетюркского общества, создавшие кочевые империи Центральной Азии. Первым кыргызским каганом стал Барс-бег. Тюркский каган Капаган был вынужден признать за ним право именовать себя титулом кагана и отдать ему в жены княжну, дочь кагана Кутлуга Эльтереса. [Малов. 1951.с.38] Вероятно, это произошло вскоре после смерти Кутлуга Эльтереса в 693 году, когда поход Капаган-кагана на север закончился неудачно. Таким образом, Кыргызское государство было уравнено в правах с тюркским каганатом, кыргызский каган был признан равным тюркскому, правящие роды обоих государств заключили мир посредством династического брака.
Кыргызский каган Барс-бег проводил активную внешнюю политику. В 707, 709, 711 годы кыргызские посольства направлялись в империю Тан, а также к Тибетскому хану. В это время тюрки вели с Китайской империей ожесточенную войну и кыргызы оказались в числе ее союзников, несмотря на родственные узы с правящим родом Ашина. Тюркские правители отметили: "Каган народа табгач был нашим врагом. Каган народа "десяти стрел" (тюргешей) был нашим врагом. Но больше всего был нашим врагом кыргызский сильный каган. Эти три кагана, рассудив, сказали: "Да пойдем мы (походом) на Алтунскую чернь". Так они рассудили и сказали: "Да отправимся мы в поход на восток против тюркского кагана. Если мы не пойдем на него, как бы то ни было он нас (победит): каган его (т.е. тюркского народа) - герой, а советник его - мудрый, как бы то ни было, он, возможно, (окажется) победителем нас (букв. убийцей). Втроем мы объединимся и отправимся в поход и уничтожим его, …". [Малов. 1951. С. 66-67] В этой антитюркской коалиции наибольшую опасность для тюрок представляли усилившиеся кыргызы, по землям которых было решено нанести превентивный удар. Зимой 710-711 г. тюрки совершили внезапный поход на кыргызов. Во главе тюркского войска стояли знаменитые полководцы Тоньюкук, принцы из правящего рода Ашина Кюль-тегин и Шад Могилян. Тоньюкуку удалось совершить важный стратегический маневр, в обход основного пути по Енисею провести войско через заснеженный Саянский хребет по долине реки Аны (современная р. Она, правый приток Абакана). Благодаря обходному маневру, тюркское войско обрушилось на кыргызов внезапно "во время (их) сна". В сражении в черни Сунга погиб кыргызский каган Барс-бег, шурин Кюль-тегина и Могиляна, "а народ его стал рабынями и рабами. Говоря: "пусть не останется без хозяина страна Кёгменская, - мы завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок – С. Малов) народе кыргызов". [Малов. 1951.с. 39].
Однако тюрки не уничтожили кыргызской государственности. Во главе государства остался кыргызский правитель, т.е. потомок Барс-бега и племянник тюркского Бильге-кагана. Он сохранил известную самостоятельность и поддерживал дипломатические связи с другими государствами. Например, в 722 г. к танскому двору "прибыл кыргызский тегин Исибо Шэючже Биши Сыгинь, в 723 г. - тегин Цзюйли Пиньхэчжун Сыгинь. Им обоим были пожалованы военные чины. [Cупруненко. 1974. с. 241-242] Однако военная мощь кыргызов была сильно подорвана. Сохранив самостоятельность, кыргызы, вплоть до падения Второго Tюркского каганата в 745 г., не участвовали в военных действиях в Центральной Азии.
Титул кагана кыргызский правитель сохранял до конца Х в.н.э. Например, в сочинении "Худуд ал-алам" написанном в 982-983 гг. говорится: "их правителя называют хырхыз-хаканом". [Материалы. 2002. с. 48]
Высшие чиновники Кыргызского государства носили титул "бег". Даже первый каган, бывший зятем Эльтереса – правителя второго Тюркского каганата, носил имя Барс-бег. В китайских источниках этот титул передавался формой "бей". "Хягасский" владетель, сообщали танские хроники, имел трех министров: Гйеси Бей (Цисиби), Гюйшабо Бей (Цзюйшабоби) и Ами Бей (Амиби)", которые "сообща управляли государством". [Бичурин. 1950. с. 354; Кычанов. 1997.С. 123]
К бегам относились правительственные чины племенной аристократии, подразделявшиеся на шесть разрядов.
1. Министры известные под китайским титулом "цзайсян". Цзайсянов, по китайским сведениям, в Кыргызском государстве было семь человек.
2. Тутуки (в китайских источниках "дуду") - местные администраторы или главноначальствующие. По аналогии с Уйгурским каганатом они должны были управлять крупными административными единицами. В Кыргызском государстве насчитывалось три тутука. В памятниках енисейской письменности имеются сведения об именах героев под названием Аза Тутук. [Малов.1951.с. 95]
3. Буйуруки (букв. приказной судья) – чиновники или управители, делегируемые из центра на места с поручением вершить судебные дела. В китайских источниках их называют чжиши (посыльные). Всех буйуруков насчитывалось десять человек. Они выполняли основные судебные функции. После разгрома Уйгурского каганата над побежденным племенем яглакар был поставлен буйуруком Бойла Кутлуг Ярган. [Малов. 1952. С. 85]
4. Делоправители или секретари, известные в китайских источниках как "чжанши". Возможно у кыргызов они титуловались "ынанчу". Например, среди имен кыргызских эпитафий имеются – герой Ынанчу, правитель государства Ынанчу Бильгя. Они были руководителями делопроизводства, секретариата. Насчитывалось пятнадцать чиновников, ведавших делопроизводством. Большое количество делоправителей свидетельствует о широком употребления письма и документации. Судя по сведениям "Синь Тан шу", в делопроизводстве Кыргызского каганата использовалось уйгурское письмо. [Кычанов. 1997. с. 124.]
5. Чоры или чуры - военные предводители из высших сановников. Согласно исследованиям С.Г. Кляшторного военно-административные чиновники "чоры" составляли окружение кагана. Например, по случаю кончины Кюль-Тегина в 732 г. для выражения соболезнования от кыргызского кагана прибыл Тардуш Ынанчу Чур. [Малов. 1951. с. 33.] Предводители - чоры не имели штатного числа.
Титул "чур" часто встречается среди личных имен героев енисейских эпитафий. До сих в хакасском языке отважных людей называют "хал чор" - букв. бесстрашный витязь или "хал батыр" - бесстрашный батыр. Употребление титула "чор" наравне с термином "батыр" свидетельствует, что скорее всего он относится к военным чинам.
6. Тарханы (в китайских источниках "дагань") - старшие чиновники, являвшимися сборщиками налогов, податей и натуральных повинностей. Сами тарханы были освобождены от податей. В число тарханов входили "сангуны" - генералы, командующие войсками. Число тарханов и сангунов было непостоянным. В памятниках кыргызской письменности встречаются именах героев – "Шатун таркан", "Тархан сангун", "Бойла бага таркан". [Малов. 1952 с. 59, 63, 95.]
Все вышеперечисленные чиновники – цзайсяны, тутуки, буйуруки, чуры и чжиши "ведали войсками", хотя реально это, очевидно, были чиновники (и командиры) военно-административного аппарата. При этом большое число цзайсянов (семь) и малое число тутуков (три) свидетельствовало, на взгляд Е. Кычанова, о том, что они дополняли друг друга как главные администраторы центральной и местной власти.
Среди княжеского сословия находились "тохчыны" или "тёксины" (кёксины). В древнетюркских государствах "тюксин" - человек, занимающий третью после хана ступень в тюркской административной иерархии. [ДТС. С. 596] По всей видимости они возглавляли войска в битвах с кёк-тюрками. В хакасском фольклоре широко бытуют легенды о батыре Ир-Тохчыне, бившимся с богатырскими волками, под которым можно предполагать тотем тюрков. В имени Ир-Тохчын нетрудно обнаружить кыргызский титул "ир" (эр) - муж и "тохчын". В текстах енисейских эпитафий имеются имена "герой Кёгшин" [Малов. 1952.с. 95.], подтверждающий существование этого титула у кыргызов.
Наследники каганского престола, т.е. принцы, царевичи именовались "тегинами". Тегины отправлялись в качестве кыргызских послов в Китай и Тибет. Титул "тегин" встречается в енисейских эпитафиях. [Малов. 1952. С. 38] Необходимо отметить наличие слова "тегин" (nbuwy) в хакасском языке. Правда в современном языке он носит противоположное значение и обозначает простого человека.
Беги владели определенными наделами и возглавляли группы людей, проживавших в нескольких "багах" - административно - территориальных подразделениях Кыргызского государства. Например, в памятниках рунической письменности кыргызов имеются сообщения: "алты баг будунка бег эртим" - я был бегом у народа шести подразделений – "багов". Каждый баг вероятно подразделялся на группы в 40 юрт или 40 кочевых селений "аалов". Выделение 40 юрт в качестве податной единицы для сборщика ясака сохранялось в Хонгорае вплоть до ХХ века.
Судя по кыргызским эпитафиям у каждого бега была военная дружина из сорока профессиональных воинов – эров. Для них он считался родным отцом (канг). Военные дружины, служили опорой княжеской власти бегов. Каган был окружен целым штатом бегов и являлся выразителем их интересов.
Характерной особенностью Кыргызского государства, как и всех тюркских кочевых государств, является наличие патриархально-родового уклада, сохранявшегося с древнейших времен. Основными элементами в древнетюркском обществе были род - "ок" и племя - "будун". Слова "ок" - род, сохранилось до сих пор в языках тюрков Саяно-Алтая. В силу особенностей кочевой цивилизации, в речи хакасы употребляется устойчивая фраза: "угы чох кiзi полбас, ÿлгÿзи чох öдíк полбас" - не бывает человека без рода, не бывает обуви без выкройки От корня "ок" ведут свое происхождение слова для обозначения сына - "огул" и ребенка - "огыс", т.е. наследник рода, потомство.
Строгая иерархия родов и племен была в кочевнических государствах Центральной Азии основополагающим принципом общественного устройства. Роды первоначально были кровнородственными союзами, члены которых вели свое происхождение от общего предка. Род состоял из патриархальных семей "арка кÿн". Термин происходит от сочетания слов "арка" - спина и "кÿн" - народ, т.е. люди, стоящие плечом к плечу. [Бернштам. 1946. с. 88 – 89.] Такое обозначение возможно при наличии патриархальной семьи, члены которой тесно поддерживают друг друга. Вероятно "арка кÿн" обозначает такую группу родственников, которая представляла мелкую экономическую единицу, объединенную в кочевые аалы.
В хакасских героических сказаниях отмечается существование аальной общины под названием "аал кÿн" - букв. сельские люди. Кыргызские скотоводы, проживавшие отдельными селениями, составляли территориальные коллективные сообщества. Основой их существования были коллективное владение частью земли, семейно-родовые и соседские производственные связи.
Зарождение аальной общины относится к легендарным временам Кыргызского государства (YI - ХIII вв.), о чем свидетельствуют древнетюркские надписи. В памятниках кыргызского рунического письма встречаются выражения: "эл кÿн" - люди и "кадаш кÿн" - родственники. Необходимо отметить, что второй компонент - "кÿн", т.е. люди, народ ныне относится к разряду архаизмов и не употребляется самостоятельно в современном хакасском языке. Данное слово дошло до нас с древнетюркской эпохи.
В Кыргызском государстве вассальные племена, проживавшие в таежных урочищах Саяно-Алтая и подвергавшиеся своеобразной социально-экономической эксплуатации со стороны енисейских кыргызов, назывались "кештем" (в русских документах XVII в. – кыштымы).
Первые сведения о кыштымах зафиксированы в кыргызских рунических памятниках письменности VIII- IX вв.н.э., находящихся на территории Тувы и Алтая. Например, во времена Кыргызского каганата население долины р. Кемчик в Туве стало кыштымами с административным делением на шесть "багов" (алты баг кешдем). По всей видимости, захваченный народ, обитающий на сопредельных землях и вошедший в сферу управления кыргызов, становился кыштымом.
Согласно китайским хронографам VIII в. н.э. на юго-запад от северных соседей кыргызов, под названием "бома" - страна пестрых лошадей, проживало поколение "кешинянь" или "кэшидянь". Они ежегодно своим старшинам собирали в оброк шкуры соболей, выдр, белок и горностаев. По всей видимости, народ "кэшидянь" (т.е. кыштымы), находился где-то в районе Северного Алтая. Кыргызские беги взимали с кыштымов дань, заставляли их работать в своем хозяйстве. Как сообщают танские источники, кыргызы "ловят и употребляют в работу" кыштымов из племен Дубо, Милиге, Эчжи, обитавших в таежных урочищах Восточных Саян.
Название народа кыштым в форме "гешдум" обнаружено среди древних тибетских документов, представлявших пересказы докладов пяти уйгурских послов середины VIII в. н.э. о государствах северной части Центральной Азии. Несомненно, речь идет об одном из вассальных народов Кыргызского государства, бывшего северного соседа уйгуров. [Потапов. 1969. с. 169-170]
В арабском географическом труде "Худуд ал-алам", написанном в 982-983 гг., указывается, что севернее тюрков тогуз-огузов и карлуков, на границе с необитаемыми странами севера, находилась область кыргызов. Помимо основного населения на востоке их страны обитал народ "кури", а на западе – "кесим", т.е. киштымы. Кесим (Кестим) – это "название другого народа, также из хырхызов, (они) поселяются на склонах гор, в шатрах, добывают меха, мускус, рог хуту и другое. Это один из хырхызских народов, их речь ближе к халлухской, а по одежде они напоминают кимаков". [Материалы. 2002. с. 48] Вполне возможно, что в Х в. н.э. зависимые племена кыштымов, представлявших ранее население завоеванных территорий, объединяются в общую социальную структуру Кыргызского государства, представляя трудовую часть периферийного общества.
В целом институт кыштымства как данничество представляет особую форму социально-этнической эксплуатации, первоначально выросший на базе подчинения завоеванных племен и народов. Он возник в недрах кыргызской государственности и соотносится с раннефеодальным способом эксплуатации.
Согласно фактам из приведенных письменных источников, напрашивается мысль о том, что имя "кыштым" (кештем) первоначально было связано с этнонимом одного из завоеванного кыргызами народа. Такие примеры в истории встречаются неоднократно. Например, монголы словом "хитад" обозначали не только китайцев, но и рабов.
Можно предположить (исходя из фонетического звучания "кештем" - "кистим" - "искитим"), что обозначение института киштымства возникло от названия покоренных скифских племен, ибо в тюркском языке скифы обозначаются термином "искит" (от первоначального "сакаит"). Косвенным предположением может служить обозначение знати в хакасском языке - "искеттiиглер" - букв. имеющие искетов. Бесславных людей именовали "искедi чох" - т.е. без искета. Вполне возможно, что в данном случае под словом "искет" мы встречаем первоначальную форму "искетем – кестем". Подтверждением наших рассуждений может служить хакасский термин "хыргынныг" - крупный бай (букв. имеющий хыргын), где слово "хыргын" восходит к древнетюркскому "kыркын" - невольница, наложница. Последнее выражение носило первоначальный смысл "имеющий невольниц", что соотносится со словом "искеттiиглер". В таком случае указанная социально-этническая форма эксплуатации могла зародиться в те далекие времена, когда предки кыргызов (гяньгунь) продвинулись вместе с гуннами в Южную Сибирь и покорили скифские племена.
В Кыргызском государстве налоги и дань взимались натурой. "Ясачные вносят подати соболями и белкою" - сообщали китайские источники. В памятниках рунической письменности встречается слово "йака" - плата, вознаграждение. Необходимо отметить, что хакасы для обозначения дани, связок меховых шкурок, идущих на уплату ясака и натуральной подати применяли термин "чага" (древнетюркское начальное "й" в результате развития хакасского языка перешло в звук "ч"). На наш взгляд, указанное понятие сохранилось со времен Кыргызского государства.
У кыргызов существовало обычное право - "тöре", которое служило основой государственных законов. Степной закон "тöре" служил путеводной звездой, указывающий основное направление, по которому следовало двигаться кочевому обществу и государству. Он определял взаимоотношения знати и народа. В одной из посмертных эпитафий кыргызского бега ярко звучало назидание: "Простой народ, будь усерден! Не нарушай установлений эля!".
Каждый новый хан обязан был начинать свое правление признанием закона "тöре". Такая же установка существовала и позже в Хонгорае. Согласно данным хакасской этнографии, башлыки в степных думах Хакасии при вступлении в должность клялись: "ыра пазы тöре ползын, тöрiткен тöлiне читсiн!" - пусть будет степной закон правилом поведения, пусть он достигнет следующих поколений! При сложении своих полномочий уходящие со своих постов беги произносили: "тöре пазы пик ползын! тöрге толдыра ис ползын!" - пусть высший закон будет крепким! Пусть на почетном месте (правителя) будет полная казна! Всю силу своей власти башлыки прилагали к защите и поддержанию тех начал, на которых держался степной быт. [Бутанаев. 2004. С. 13.] Необходимо добавить, что в хакасском языке термин "тöре" обозначает также царскую корону, которая представляет символ власти правителя и закон государства. Возможно, что слово "тöре" происходит от общетюркского глагола "тöрi-" - рождаться, творить. В таком случае первоначально оно означало прирожденный закон, прирожденное правило поведения, т.е. божественное установление.
Обычное право кыргызов предписывало кровную месть за погибшего родича. В языке хакасов до сих пор сохранилась фраза: "подушка бывает, чтобы положить под голову, постель бывает, чтобы постелить под человека", то есть отомщенный на том свете получит в качестве "постели" кровного врага. Данный обычай возник во времена патриархально-родовых отношений и был характерен для многих кочевых обществ Центральной Азии. Например, в "Сокровенном сказании монголов" 1240 г. говорится: "Погибну, взяв под голову подушку (т.е. труп убитого)". [Шаракшинова. 1981. с. 4]
В Кыргызском государстве имелись зачатки уголовного законодательства. Согласно фольклорным данным, в кыргызские времена предки хакасов имели сложившееся судопроизводство. Верховный суд осуществлял главный судья, носивший титул "албот". Это название происходит от древнетюркского термина "алпагут", которое обозначало - герой, богатырь и является однокоренным со словом "алп" - богатырь.
Для профилактики правонарушений во времена дренетюркских государства ханы держали штат специальных доносчиков, именуемых "сÿмзÿк". Они получали награды за сообщения о готовящихся злодеяниях. Например, по доносу фискала - "сÿмзÿка" за свободолюбивую песню о родине, сына кыргызского князя Апрай чайзана монгольский хан привлек к суду.
Китайские летописи свидетельствовали: "Законы их очень строги. Произведший замешательство пред сражением, не выполнивший посольской должности, подавший неразумный совет государю, так и за воровство, приговаривают к отсечению головы. Ежели вор имеет отца, то голову его вешают отцу на шею, и он до смерти обязан носить ее". [Бичурин. 1950 с. 353] Как видим, серьезные проступки карались смертной казнью. Судебные решения принимались на основе традиционного права.
Кыргызское государство представляло собой раннефеодальное политическое образование, которое отличалось клановым характером органов управления, неразвитой системой налогообложения, зачатками судебного аппарата и господством традиционного права. Вплоть до монгольских завоеваний ХIII в. Кыргызское государство сохраняло свой суверенитет и обменивалось посольствами с государствами Азии, включая Китай. Управление государственными структурами осуществлялось на основе установленных законов "торе", поддерживаемых правителями. В этот период закладываются основы административного устройства Кыргызского государства, которое сохранялось и в последующие времена.