Информационные агентства как основной сегмент системы СМИ. История становления, функции. Российские и зарубежные информационные агентства.
Журналистика как социальный институт
Журналистика последний институт, сложившийся исторически. Предпосылки возникновения:
-сложившийся социум
-развитые социальные институты
цели журналистики:
-информационная
-коммуникативная
-консолидирующая (объединяет территориально разрозненные субъекты по отношении к одному объекту
-социализирующая (включает всех индивидов в социальную практику в любых видах и формах)
- регулятивная (социальная регуляция: обеспечение необходимого уровня саморегуляции)
-прогностическая
- моделирующая (журналистский текст как виртуальный продукт может моделировать социальные ситуации вместе с возможностями выхода из них)
Структура журналистики как социального института
1. Шесть подсистем: пресса- ИА - радио - пресс-служба - телевидение- сетевые СМИ. Каждая система в свою очередь структурирована.
2. классификации: по характеру носителя: электронные и обычные
3. традиционные и новые
4. территориальная структура: глобальные \ центральные \ региональные
5. на уровне организации:
На законодательном уровне курируются правовые аспекты, на исполнительном и законодательном уровне- регулируются отношения в области СМИ
Редакция- первичный творческий коллектив, который отвечает за выпуск. Структура редакции: главный редактор, журналист. Учредитель
Аудитория
Реципиент
Понятия журналистики
Журналист
СМИ-
Информация
Массовая информация
Журналистика
Редакция
Главный редактор
Учредитель
Лицензия
Категории журналистикиформируются в системе бинарных оппозиций: 1-2, 3-4, 5-6. Динамика внутри категорий дает возможность развитию СИ. Категории дифференциация\интегративность присущи журналистике изначально. Диффернециация происходит за счет экстенсивности.
Интегративность возникает, если есть предпосылки-должна быть система элементов. Так, к середине 18 века появляется первое объединение издателей, которое стремится подчинить себе несколько СМИ. Это непрерывный процесс.
1.Дифференциация(по подсистемам, учредителям, регионам, носителям, тиражу, аудитории:гендорный, возрастной, специализированный- ; формату)
2.Интегративность
3.Конкурентность
4.Сотворчество
5.Корпоративность
6.Открытость
Принципы журналистики
Массовость
Актуальность
Оперативность
Толерантность
Доступность
Легитимность
Патриотизм
Космополитизм
Функции журналистики
Информационная
Идеологическая
Прогностически-моделирующая
Поддерживающая
Рекреативная
Справочная
Образовательная
Информационные агентства как основной сегмент системы СМИ. История становления, функции. Российские и зарубежные информационные агентства.
1. Определение ИА. Основные функции. Специфика. Структура.
2. История возникновения. Крупнейшие зарубежные агентства.
3. История отечественных ИА. Крупные российские агентства.
Структурные характеристики агентств. Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция – снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.
Таким образом, основными функциями ИА являются сбор, распространение первичной информации.
В основе функционирования ИА лежит принцип, заложенный Шарлем Гавасом: продавать «чистую» информацию. Он же создал матрицу работы ИА.
Структура:
-система корпунктов-пунктов приема и обработки
первичной информации
-генеральный офис как центральный пункт приема информации
-менеджмент компании и служба маркетинга, которая занимается распространением информации и обеспечивает успех всего предприятия. Способом реализации информации является подписка. ИА не имели изначально собственных средств распространения, поэтому
-создавались корпорации и холдинги
- электронные сайты (21 век).
Принципы работы информационных агентств во всем мире одинаковы. Каждый журналист агентства, кроме редакторов, специализируется на определенной теме и "ведет" тех или иных общественно значимых людей или, в случае с экономической информацией, те или иные рынки или предприятия. Значительную часть своего рабочего времени он тратит именно на то, чтобы выяснить, что же будет происходить в его "секторе ответственности" в ближайшее время. Каждый корреспондент готовит свой индивидуальный план работы, который позже входит в состав большого плана работы всего агентства. Таким образом, агентство знает, что в определенный момент времени должно произойти определенное событие. Если об этом событии прессе не сообщают его участники (в форме пресс-релизов, пресс-конференций и т.п.), корреспондент сам выясняет, что произошло. После этого он пишет новость. (Слово "новость" в этой работе, как правило, обозначает "заметку о событии" или "сообщение". Эта дань жаргону информационного журналиста необходима, ибо "новость" является "атомом", минимальной единицей любого информационного продукта). Она и оказывается на ленте, становясь общедоступной.
До тех пор, пока новость не окажется на ленте, она так и останется частью индивидуального знания корреспондента. Почти каждый день в любом агентстве одна или несколько новостей так и не появляются на ленте и остаются никому не известными.
Итак, взглянем подробнее на продукты производства информационных агентств: ленты, бюллетени и базы данных.
Прежде всего следует указать, что сегодня все продукты информационных агентств готовятся в электронном виде, то есть с использованием компьютерной техники
Информационные выпуски агентств отличаются тематикой (об-щеновостные и специальные – политическая лента, экономическая, спортивная, международная и т.д.), объемом (измеряется количеством сообщений или страниц, сейчас часто в килобайтах), периодичностью (непрерывно поступающие сообщения, количество выпусков в день, неделю, месяц), способом передачи (по электронным телекоммуникационным каналам, спутниковой связи, электронным сетям, а также по телеграфу, телефону, почтой), формой (в электронном или печатном виде: бюллетени, вестники, готовые для эфира сообщения, мультимедийная продукция и т.п.), ориентацией на отдельные группы потребителей (на общенациональные и региональные СМИ, электронную прессу, органы власти, учреждения, коммерческие организации и т.д.).
Количество и характер информационных продуктов не являются постоянной величиной. Они регулярно изменяются в зависимости от запросов потребителя. Их изучением и определением приоритетов информационной политики занимаются экспертно-аналитические службы.
Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли.
В условиях экономических реформ доля газет, журналов, радио, телевидения в объеме потребления агентской информации уменьшается. Происходит это не только вследствие падения их платежеспособности, но и из-за значительного увеличения количества клиентов другого рода – банков, коммерческих фирм, различных предпринимательских структур. Спрос на информацию привел к заметному увеличению в общем потоке агентских новостей информации экономического характера. Созданы и активно развиваются специализированные агентства деловой информации.
Тексты агентских сообщений также имеют ряд особенностей. Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построенных по жесткой схеме. У каждого агентства есть собственные требования к текстам, но можно выделить и общие черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом участие; обязательна ссылка на источник информации; детали (как, почему, с какими последствиями) отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Такая схема облегчает как работу корреспондента над сообщением, так и восприятие текста адресатом. Из других жанров используются комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет (преимущественно в тематических вестниках и бюллетенях, в заказных материалах и других аналитических выпусках).
Если на первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы.
Наряду с национальными и региональными существуют мировые агентства. Транснациональные корпорации контролируют производство и распространение новостей в мире, делают погоду на рынке информации, лидируют в области использования технологических средств. Основные черты мировых агентств – глобальный характер деятельности, быстрота сбора, обработки и распространения информации, стремительность реагирования на технические новшества, обширная и всеохватная сеть корреспондентов и представительств, огромные финансовые возможности – делают их конкурентоспособность практически недостижимой для национальных и региональных служб. Иногда мировыми называют те агентства, которые владеют собственными спутниками связи и антеннами по всему миру, что дает им возможность собирать и распространять новости в мировом масштабе. К их числу сегодня относятся Рейтер (Великобритания), Франс Пресс (Франция), Ассошиэйтед Пресс (США) и ИТАР-ТАСС (Россия). Другие влиятельные агентства: Юнайтед Пресс (США), ДПА (Германия), ЭФЭ (Испания), АНСА (Италия), Киодо Цусин (Япония), Интерфакс (Россия).