Основные принципы 1 страница
С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.
Специальные принципы
Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений — обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС (государства обязаны предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами).
Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба. (Запрет таких действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования.) Этот специальный принцип МПОС налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также-подразумевает ответ ственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования.
Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Формирование и утверждение этого специального принципа МПОС идет как договорным, так и обычным путем с соблюдением государствами существующей международной практики.
Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права. Наиболее полно этот принцип отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Как норма он закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., а также в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.
Принцип обеспечения экологической безопасности обязывает государства осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.
Выделяют такие принципы: «Платит тот, кто загрязняет», принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды, отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.
Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также^разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.
Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется
81.Роль международных организаций охране окружающей среды.
Международные организации вносят весомый вклад в охрану окружающей среды1. Разумеется, наиболее ощутимую роль играют ООН и ее специализированные учреждения.
Организация Объединенных Нацийв настоящее время является центром сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств. ООН располагает целой системой органов, которые заняты развитием международной природоохранительной деятельности государств. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по действию атомной радиации, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОСПАР)идр.
Другим органом ООН, в работе которого значительное место занимает координация сотрудничества государств в области охраны природы, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Он предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам охраны окружающей среды и дает рекомендации по любым аспектам этой проблемы Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. При ЭКОСОС имеется Комитет по природным ресурсам. Природоохранными проблемами занимаются также региональные экономические комиссии, ряд специализированных учреждений ООН (ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ВМО, ИКАО и др.), а также МАГАТЭ Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)разработала международную программу «Человек и биосфера» и координирует ее выполнение. В ее рамках были разработаны Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. и др.
Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и природного наследия и созданием региональной системы для охраны памятников, включенных в список мирового культурного наследия (в этот список внесено около 300 объектов). Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО проводит исследования по влиянию загрязнителей на морскую среду и разрабатывает соответствующие рекомендации.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывая единые показатели загрязнения воздуха, проводит анализ законодательства отдельных стран по этому вопросу и др.
Международная морская организация (ИМО)занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды и созывает международные конференции по охране Мирового океана.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов.
Важные технико-юридические нормы и правила охраны окружающей среды от авиационного шума регулярно одобряются Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).Стандарты и Рекомендуемая практика по авиационному шуму были впервые приняты Советом ИКАО 2 апреля 1971 г. в соответствии со ст. 37 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и оформлены в виде приложения 16 к Конвенции «Охрана окружающей среды». В дальнейшем эти Стандарты и Рекомендуемая практика дополнялись и совершенствовались. В них содержатся методы расчета шума и критерии использования эксплуатационных методов снижения шума. По рекомендации ИКАО государства-члены одобрили правила сертификации авиационного шума.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)с 1958 г. осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды», цель ее — обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядер-11 их установок.
Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания и ООН специального механизма по координации сотрудничества юсударств в области охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),созданная в 1972 г.
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в июле 1997 г. утвердила Найробийскую декларацию, в которой определена будущая роль ЮНЕП. В этой Декларации отмечается, что ЮНЕП является и должна оставаться основным органом ООН н области окружающей среды. Она должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и являющегося авторитетным защитником глобальной окружающей среды.
Мандат ЮНЕП утвержден резолюцией 2997 (XXVII) Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. и получил дальнейшее развитие в Повестке дня на XXI век. Основными функциями ЮНЕП являются: а) анализ состояния глобальной окружающей среды и оценка глобальных и региональных экологических тенденций, предоставление консультаций по основным направлениям деятельности; заблаговременное предупреждение об экологических угрозах, а также активизация и развитие международного сотрудничества и деятельности с использованием самой совершенной научно-технической базы; б) стимулирование развития международного экологического права в интересах устойчивого развития, включая развитие согласованного взаимодействия между действующими международными природоохранными конвенциями; в) содействие осуществлению согласованных международных соглашений в области экологического права и поощрение совместной деятельности по решению возникающих экологических проблем; г) укрепление своей роли в координации природоохранной деятельности в рамках системы ООН, а также своих функций как учреждение-исполнителя Фонда глобальной окружающей среды; ц) предоставление помощи в разработке политики и консультативных услуг по ключевым вопросам институционного строительства правительствам и другим соответствующим институтам. Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.
Основные функции Совета: а) содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики; б) осуществление общего руководства
и координации программ в области окружающей среды, выпол няемых организациями ООН; в) подготовка обзоров состояни окружающей среды и определение путей международного сотрудничества; г) осуществление постоянного наблюдения за влияние™ национальной и международной политики и природоохранитель' ных мер для развивающихся стран; д) подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и др.
Важнейшими направлениями природоохранительной деятельности ЮНЕП являются: а) охрана отдельных природных объекто" (защита морской среды, охрана почв и пресных вод); б) борьба с различными видами вредного воздействия (борьба с опустыни-* ванием, загрязнением); в) рациональное использование природных ресурсов; г) создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг); д) изучение экономических особенностей развития населенных пунктов; е) разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.
ЮНЕП выполняет следующие функциональные программы: 1) информация по окружающей среде, оценка ее состояния и раннее оповещение; 2) разработка экологической политики и природоохранное законодательство; 3) проведение природоохранной политики; 4) технология, промышленность и экономика; 5) региональное сотрудничество и присутствие в регионах; 6) сотрудничество с механизмами конвенций; 7) фонд глобальной окружающей среды.
Деятельность ЮНЕП финансируется из бюджета ООН, Фонда окружающей среды и ряда целевых фондов.
При поддержке ЮНЕП разработаны и приняты Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г., Кувейтская региональная конвенция по охране морской среды от загрязнения 1978 г., Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и многие другие.
На территории Российской Федерации ЮНЕП осуществля более 10 пилотных проектов, например «Комплексное управлен окружающей средой Волго-Каспийского региона», «Моделыг национальный план реагирования в чрезвычайных ситуациях «Гармонизация природоохранного законодательства».
Всемирный союз охраны природысоздан в 1948 г. Штаб-кварт ра находится в Женеве. Его членами являются государства, прав тельственные учреждения и организации, международные и н циональные неправительственные организации. Союз объедини 800 членов из 125 государств. Работа его сосредоточена в 6 коми сиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз актив
чествовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охра-иг окружающей среды и реализации их полевых проектов.
Союз активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих кондиций. Под руководством Союза разработан проект Международной хартии по окружающей среде и развитию и комментарии к нему. Союз совместно с ЮНЕП и Всемирным фондом по охране природы разработал и опубликовал Всемирную стратегию по охране природы (1980 г.) и Стратегию по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991 г.).
Помимо универсальных организаций проблемами охраны окружающей среды вплотную занимаются многие региональные ор-мнизации общей и специальной компетенции.
Европейский союз.Окружающей среде посвящен раздел XIX части третьей Договора о ЕС (ст. 174—176). Согласно ст. 174 Дого-нора политика Сообщества в отношении окружающей среды имеет следующие цели: а) сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды; б) защита здоровья людей; в) достижение разумного и рационального использования природных ресурсов; |) содействие на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам окружающей среды.
Эта статья перечисляет принципы экологической деятельности ГС, в том числе: принцип превентивных действий; принцип предосторожности; принцип возмещения ущерба окружающей среде; принцип ответственности загрязнителя, т.е. ущерб оплачивается геми, кто его причинил (загрязнитель платит).
Основным организационным органом ЕС в природоохранной области является Европейское агентство по окружающей среде1.
Приоритетными в деятельности Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбросы в атмосферу; качество поды, загрязняющие агенты и водные ресурсы; состояние почвы, Фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы; регулирование отходов; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред окружающей среде; охрана побережий.
Полезную работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы, Международный институт по окружающей среде и развитию, Международный совет по природоохранному праву и др
82.Мировой океан как объект международно-правовой охраны
Мировой океанимеет исключительное значение в жизнеобес печении Земли. Океан — это «легкие» Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточие огромных богатств полезных ископаемых. Но научно-технический прогресс отрицательно \ сказался на жизнеспособности океана — интенсивное судоходство, активизация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в моря нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжелым последствиям: к загрязнению морских пространств, к нарушению экологического равновесия в Мировом океане. В настоящее время перед человечеством стоит глобальная задача — срочно ликвидировать ущерб, нанесенный океану, восстановить нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем. Нежизнеспособный океан пагубно скажется на жизнеобеспечении всей Земли, на судьбе человечества.
В целях охраны Мирового океана принят целый ряд многосторонних и региональных соглашений.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.(ст. 192) обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. Они, например, включают меры, направленные на уменьшение в максимально возможной степени: а) выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ из находящихся н суше источников, из атмосферы или через нее путем захоронения б) загрязнения с судов (в частности, меры по предотвращени аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечени безопасности работ на море, предотвращению преднамеренны и непреднамеренных сбросов и по регламентации проектирова ния, конструкции, оборудования, комплектования экипаже и эксплуатации судов); в) загрязнения от установок и устройств используемых при разведке и разработке природных ресурсо морского дна и его недр (в частности, меры по предотвращени аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению без опасности работ на море и по регламентации проектирования конструкции, оборудования, комплектования персонала и экс плуатации таких установок или устройств); г) загрязнения от дру гих установок и устройств, эксплуатируемых в морской сред (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидаци чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ м море).
Государства обязаны не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой.
Согласно ст. 207 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства должны принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из находящихся на суше источников, в том числе рек, эстуариев, трубопроводов и водоотводящих сооружений, принимая во внимание согласованные в международном порядке нормы, стандарты и рекомендуемые практику и процедуры.
Эта Конвенция обязывает государства принимать законы и правила для предотвращения загрязнения, вызываемого деятельностью на морском дне, захоронением твердых веществ, загрязнением с судов и из атмосферы. Причем национальные законы и правила должны быть не менее эффективными, чем глобальные нормы и стандарты.
Государства флага судна и государства порта обязаны обеспечить выполнение национальных и международных правил по предотвращению загрязнения Мирового океана. На государства возлагается выполнение их международных обязательств по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей относительно предотвращения загрязнения морской среды государства не допускают никакой дискриминации по форме или по существу против судов любого другого государства.
Международная конвенция по предотвращению загрязненияс судов 1973 г.(с последующими поправками) содержит технико-юридические нормы для предотвращения загрязнения моря не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации.
Суда, подпадающие под действие этой Конвенции, обязаны иметь Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами с судов, а также Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке ядовитых жидких веществ наливом.
Суднб, которое обязано иметь соответствующее свидетельство во время пребывания в портах или удаленных от берега терминалах, находящихся под юрисдикцией какой-либо стороны Конвенции, подлежит инспектированию уполномоченными должностными лицами. Любое такое инспектирование ограничивается лишь проверкой наличия на судне действительного свидетельства. Если судно не имеет такого свидетельства, то ему не будет разрешен выход в море. Согласно ст. 11 Конвенции государства-участники обязуются направлять в ИМО тексты законов, приказов, декретов, правил и других актов, изданных ими по различным вопросам применения данной Конвенции.
Конвенция запрещает сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Сброс в море перечисленных ниже видов мусора производится как можно дальше от ближайшего берега, но во всяком случае такой сброс запрещается, если расстояние от ближайшего берега составляет менее 25 миль — в случае сброса обладающих плавучестью репарационных, обшивочных и упаковочных материалов и не менее 12 миль —- в случае сброса пищевых отходов и прочего мусора.
В настоящее время наибольшее зло Мировому океану приносит загрязнение его нефтью. Ежегодно из различных источников в морскую среду попадает 12—14 млн т нефти. Конвенция предусматривает: а) запрет на сброс и загрязнение Мирового океана с любых судов, за исключением военных кораблей и судов, используемых на государственной некоммерческой службе; б) запрет на любой сброс в море нефти и нефтеводяной смеси с судов (в Конвенции дан перечень всех известных вредных веществ); в) установление особых районов с жестким режимом, где сброс опасных веществ полностью и в категорической форме запрещен (Балтийское, Черное, Средиземное и Красное моря, Персидский и Оманский заливы). Конвенция установила единые международные стандарты по предотвращению загрязнения моря всеми видами вредных веществ в результате эксплуатации судов и распространяет эти требования не только на ее участников, но и на государства, не подписавшие ее. Это объясняется тем, что только при глобальном выполнении указанных в Конвенции стандартов можно полностью добиться предотвращения загрязнения Мирового океана.
Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью,и Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.В первой Конвенции сказано о необходимых мерах по устранению аварийных ситуаций и правах прибрежного государства на применение принудительных мер по ликвидации аварии, а в случае если имеется угроза загрязнения побережья, оно может даже потопить судно, виновное в создании такой ситуации. Вторая Конвенция посвящена ответственности и возмещению ущерба в случае аварии судна, приведшей к загрязнению нефтью морского побережья. Согласно ст. 2 Конвенции (в редакции 1992 г.) собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий, с момента первого происшествия несет ответстценность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном и результате инцидента. Однако собственник судна имеет право ограничить свою ответственность в отношении любого одного инцидента общей суммой, исчисляемой следующим образом: а) 3 млн расчетных единиц для судна вместимостью не более 5000 единиц; б) для судна вместимостью более 5000 единиц дополнительно к сумме, упомянутой в п. «а», добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую единицу вместимости, при условии, однако, что эта общая сумма ни в коем случае не превышает 59,7 млн расчетных единиц. Вместе с тем собственник судна не имеет права ограничить свою собственность по Конвенции 1969 г., если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или бездействия, совершенного либо с намерением причинить такой ущерб, либо по самонадеянности и спониманием вероятности возникновения такого ущерба. Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г.обеспечивает компенсацию ущерба от загрязнения в той мере, в какой защита, предоставляемая по Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., является недостаточной. Общая сумма компенсации, выплачиваемой Фондом и на основе Конвенции 1992 г., не должна превышать 135 млн расчетных единиц.
В случае инцидента, вызывавшего загрязнение нефтью, необходимы быстрые и эффективные действия в целях уменьшения ущерба, который может быть причинен в результате такого инцидента. В целях осуществления предупредительных и природоохранных мер 30 ноября 1990 г. заключена Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Согласно ст. 3 Конвенции каждая сторона должна обеспечить, чтобы суда, имеющие право плавания под ее флагом, имели на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. Государства обязуются принимать индивидуально или совместно все надлежащие меры в соответствии с положениями Конвенции 1990 г. и приложения к ней по обеспечению готовности на случай инцидента, вызвавшего загрязнение нефтью, и борьбе с ним.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.Одним из пагубных явлений, способствующим не только загрязнению, но и отравлению Мирового океана, является использование некоторыми странами (особенно СССР/Россией и США) его морского дна для захоронения радиоактивных отходов и отработанного сырья химического производства. Это не только наносит невосполнимый ущерб животному и растительному миру океана, но отравленные воды его становятся опасными для существования самого человека. Для предотвращения подобной преступной практики и была принята эта Конвенция.
Конвенция запрещает сброс в море отходов и других материалов с судов, самолетов, платформ и иных конструкций, потопление этих материалов отдельно или вместе со средствами их транспортировки. Сброс возможен только в исключительных случаях: «для обеспечения безопасности человеческих жизней или судов, самолетов, платформ или при форс-мажорных обстоятельствах», а также при получении предварительного разрешения, выданного компетентными властями (в РФ — Минприроды) на сброс менее опасных материалов.
В Конвенции дан перечень веществ, сброс которых полностью запрещен. К таким веществам относятся, в частности, хлорорга-нические соединения, ртуть, кадмий и их соединения, устойчивые пластмассы, сырая и топливная нефть и ее смеси, радиоактивные отходы с высоким уровнем радиации, вещества, изготовленные для ведения биологической и химической войны.
Дополнением к вышеуказанным многосторонним (универсальным) конвенциям являются: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г.; Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенция об охране морской среды и прибрежных зон юго-восточной части Тихого океана 1981 г.; Региональная конвенция по охране морской среды Красного моря и Аденского залива 1982 г.; Конвенция об охране и освоении морской среды Большого Карибского района 1983 г.; Конвенция по охране морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г. и т. д.1 Большинство этих конвенций разработаны в рамках Программы по региональным морям ЮНЕП2.
Охрана живых ресурсов Мирового океана.Несмотря на очевидный перелов практически всех морских биоресурсов, мировой улов рыбы и беспозвоночных продолжает увеличиваться довольно ощутимыми темпами. В последние годы мировой улов составляет 112—115 млн т. ФАО рекомендует государствам ограничить промысел, с тем чтобы содействовать восстановлению запасов. В частности, в ближайшие годы потребуется принять меры в следующих областях: а) контроль за промысловым усилием и ликвидация избыточных промысловых мощностей; б) принятие решения по распределению ресурсов между пользователями; в) предоставление более эффективных прав пользователям; г) совершенствование механизма принятия решений по использованию ресурсов; д) внедрение принципа предосторожного подхода к сохранению рыбных запасов и управлению ими.
В настоящее время действует более 100 универсальных и региональных договоров по охране живых морских ресурсов и регулированию рыболовства1.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит основные принципы и механизмы сохранения живых ресурсов Мирового океана и управления ими. В соответствии со ст. 117 Конвенции все государства обязаны принимать такие меры или сотрудничать с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря. Государства, граждане которых ведут промысел разных живых ресурсов в одном и том же районе или одних и тех же живых ресурсов, вступают в переговоры в целях принятия мер, необходимых для сохранения этих живых ресурсов.
В случае, когда один и тот же запас или запасы ассоциированных видов встречаются в исключительных экономических зонах двух или более прибрежных государств, государства должны стремиться прямо или через соответствующие субрегиональные или региональные организации согласовать меры, необходимые для координации и обеспечения сохранения и увеличения таких запасов. Сохранение и рациональное использование многих конкретных видов рыб регламентируется Соглашением об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.