Особенности журналистики как рода творчества
Что такое творчество?
Библиотекарь, выдающий книги, занимается творчеством? А когда он составляет рубрикатор для каталога, по которому эти книги можно будет найти?
У дворника творческая профессия?
А у писателя творческая профессия? А если это графоман?
После размышления над этими вопросами, дадим определение творчества в общем смысле.
Творчество – это общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техники и т.д. Творчество рождается, когда работа, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям.
Творчество – рождение нового. Является ли журналистика творческой деятельностью? Создает ли журналистский текст что-то новое? На первый взгляд – вопрос риторический, но с одной стороны в журналистике есть устоявшиеся годами жанровые каноны, масса журналистских клише, с другой – журналист сообщает о том новом, что уже кто-то изобрел, поставил на сцене, предложил в политике и т.д.
Сегодня часто употребляется термин «креативность» как синоним понятия «творчество». Согласно некоторым философским исследованиям термин креативность обозначает способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства[17].
Любой субъект деятельности, в том числе и журналист, который обладает высокой степенью креативности, характеризуется высоким уровнем интеллекта и высокой степенью иррациональности. Иррациональность – основа решения многих незаурядных задач незаурядным способом. Иррациональность в журналистике отражается в интуитивном характере применения принципов деятельности и корпоративности участия в творческом процессе. Природа интуиции состоит в неосознаваемой переработке чувственной и рациональной информации, в бессознательном регулировании мыслительной деятельности. Журналистская интуиция синтезирует научное, художественное чутье и «практическую мудрость».
Творчество в журналистике носит особый, специфический характер. Так, с позиций научного знания новым является открытие новых фактов и закономерностей. А с позиций журналистики творчеством является наиболее широкое оповещение аудитории о самых интересных фактах.
Любое творчество субъективно, то есть несет отпечаток личности автора, его позиции, предпочтений, привычек. Но помимо субъекта доминантами в творческом процессе также выступают объект творчества и содержание действительности. Особенность журналистского творчества заключается в том, что все эти три стороны должны находиться в центре внимания, в органическом сочетании, не тормозить развитие друг друга.
Отличительными особенностями журналиста-профессионала всегда было уважение к точному знанию и его носителю, осознание приоритетности информации специалиста по отношению к субъективным реакциям на мир корреспондента.
В любой профессии есть творческие и нетворческие моменты. Вопрос – в характере соотношения творческих и нетворческих начал в деятельности. Если ремесленные операции имеют вспомогательное значение, такая деятельность считается творческой. С этой точки зрения журналистика – безусловно творческая профессия.
Творческая природа журналистики обнаруживается в том, как и на каком качественном уровне она удовлетворяет общественную потребность в знаниях, нормах, осознание и принятие которых обеспечивает активную жизнедеятельность личности, социальной группы, общества в целом.
Обозначим особенности журналистики как рода творчества:
1. Прямая непосредственная зависимость журналиста и всей системы СМИ от социальных, экономических отношений и идеологии. Связь журналистики с практикой, с идеологией обнаруживается в оперативности, актуальности публикаций. Журналист рассказывает о жизни в момент ее развития. Оппозиционные СМИ тоже зависят от существующей идеологии в том смысле, что они с этой идеологией борются. Разница в отражении тех или иных идеологических концепций выражается в системе СМИ в индивидуализированном подходе к формированию принципиальных позиций деятельности, так как и издания стоят на разных идейных позициях и культурные позиции изданий и журналистов разные и способы организации производства информации тоже разные.
2. Взаимозависимость духовного и практического начал в журналистском творчестве. Изначальный замысел журналистского произведения всегда ищет подтверждения в практике. Журналист, прежде чем создать свое произведение, работает в «полевых условиях», все свои выводы проверяет на конкретных практических примерах. Духовно-практическая природа проявляется и в особенностях творческого процесса, в котором точка зрения журналиста всегда проверяется конкретной ситуацией. Журналист пишет свой текст в расчете на изменение действительности, улучшение ее путем изменения сознания своей аудитории.
Изначальная ориентация на духовное развитие аудитории и на практику диктует необходимость создания таких условий, в которых потребитель информации не только является потенциальным участником информационного процесса, но и развивает творческое начало аудитории, ее позитивные качества: чувство собственного достоинства, чувство прекрасного и т.д.
3. Журналистика – коллективистский род творчества. Эта особенность творчества обеспечивается в журналистике комплексностью самого СМИ – системностью построения радио и телепрограмм, модели газеты и журнала, а также наличием методики подготовки выпуска печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции масс-медиа. Журналист в одиночку не может издавать газету или выпускать передачу в эфир. Рядом с ним работают редактор, оператор или звукооператор, фотограф, оператор верстки и т. д. Каждый из них на своем этапе вносит что-то свое в творческий процесс. В каждодневной работе редакции проявляется единство коллективистского и индивидуального начал в творчестве.
Журналист может творчески реализоваться наиболее полно, только если его личностные устремления совпадают с направленностью редакции, в которой он работает. Если журналисту искренне нравится работа в желтой газете, нравится любой факт подавать как сенсацию, и ради этого он даже готов что-то присочинить, он находится в гармонии с собой и с коллективом и, как ни парадоксально звучит, общественная польза от реализации его творческого потенциала будет выше, чем если бы он работал в качественной газете. А если в этой ситуации окажется человек по натуре скрупулезный, опирающийся только на факты – он будет страдать. При всех случаях для максимальной реализации журналистского потенциала необходимо, чтобы совпали интересы журналиста и интересы газеты.
Для нормальной работы редакции необходимо сотрудничество или сотворчество журналиста и всех соучастников творческого процесса.
Творческая среда выполняет по отношению к журналисту следующие функции:
ü критическую (оценка готовых материалов и способов деятельности);
ü селективную (отбор наиболее удачных текстов);
ü программирующую (задающую программу действий, объясняющую, как нужно поступать в тех или иных случаях).
4. Регулярность и системность творческих акций, зависящая от периодичности выхода в эфир или публикаций. Если писатель может сидеть за письменным столом и ждать вдохновения, то журналист вряд ли может себе этого позволить. К моменту сдачи номера в печать все публикации должны быть готовы, а к выходу следующего номера они уже могут устареть.
Системность журналистских действий предполагает использование сообщений и интерпретаций информации, трактовок проблемы другими средствами массовой информации; синтетичность воздействия и разделение функций разных по формам воздействия СМИ и т.д.
5. Журналисту приходится обращаться к текущим, рядовым фактам, выявляя в них общезначимое. Он не может писать о фантастических, выдуманных событиях, только о повседневности, о том, что случилось в реальной жизни. Задача журналиста – за обыденными фактами видеть социально значимые явления, объяснять их суть.
6. Предсказуемость взаимодействия текста с сознанием и поведением аудитории. Текст пишется в расчете на ту или иную реакцию аудитории. Так, информационная заметка рассчитана на рациональную познавательную реакцию, фельетон предполагает эмоционально-живую, реакцию, «смех сквозь слезы», а интервью – более подробное знакомство с явлением, анализ причин и следствий, реакцию сотворчества, соучастия аудитории в этом процессе анализа. В отличие от журналистского, предполагаемая реакция на художественный или на научный текст в него на закладывается.
Объекты и субъекты творческого процессаГлавные объекты творческого журналистского процесса:· окружающая действительность;· личности (как отдельные, так и группы, общности);· социальные институты;· аудитория СМИ.Главные субъекты:§ средства массовой информации;§ журналисты;§ аудитория СМИ; § социальные институты.На разных стадиях общения, творческого процесса, в разных условиях объекты и субъекты могут меняться местами, выполнять задачи другой стороны. Однако главными фигурами в СМИ были и остаются журналист с одной стороны и аудитория – с другой.