Эффективность государственного управления, ее критерии и показатели

1. Объективация государственного управления и виды эффектов управляющего воздействия.

2. Эффективность государственного управления: понятие, критерии, пути повышения.

На семинаре рекомендуется обсудить доклад: «Противодей­ствие коррупции - важнейший фактор повышения эффективно­сти государственного управления».

Нормативно-правовые акты:

1. Конвенция ООН «Против коррупции» от 31 октября 2003 г. № 58/4.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

3. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 16.11.2005).

4. Указ Президента РФ «Об оценки эффективности деятельности ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 2007 г. № 825.

5. Концепция реформирования государственной службы Россий­ской Федерации. Одобрена Президентом РФ 15 августа 2001 г.

6. Указ Президента РФ «Программа «Реформирование государствен­ной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)» от 19 ноября 2002 г. № 1336.

7. Указ Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» от 23 июля 2003 г. № 824.

8. Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению ре­зультативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 г. № 249.

Литература:

1. Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. ГА. Сатарова. - М., 2004. - С. 53-69, 230-315.

2. Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. - М., 2002. - С. 524-558.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : Курс лек­ций. - М., 2004. - С. 480-502.

4. Бинецкий А. Коррупция. - М., 2005 - 343 с.

5. Борьба с коррупцией: проблемы, решения // Реферативный бюл­летень РАГС. - М., 2002. - № 2. - С. 60-84.

6. Гражданская служба. Нравственные основы, профессиональная этика : Учебное пособие / Под ред. В.М. Соколов, А.И. Турчинова - М., 2006. - 332 с.

7. Васькин JJ.JI. Оценка эффективности управленческого труда. - М., 1999;

Я.Добролюбова Е.И. Показатели эффективности реформ государ­ственного управления в России: возможные подходы: Рабочие ма­териалы. 1 октября 2004 г.

9. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления : Учебное пособие. - М., 2003. -175 с.

10. Капто А.С. Профессиональная этика: Научное издание. - М. - Ростов-на-Дону. 2006. - 795 с.

11. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунева. - М., 2001. - С. 13-184.

12. Кодекс управления государственной службой Великобританией. - М., 2003. - 186 с.

13. Максимов СВ. Коррупция. Закон. Ответственность. - М., 2000. - 143 с.

14. Морхат П.М. Нравственные основы российского законодатель­ства о государственной службе. - М., 2005. - 191 с.

15. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. - М., 2006. - 262 с.

16. Охотский Е.В., Романов В.Л., Соколов В.М. Административная эти­ка: Учебное пособие. - М., 1999. - С. 174-196.

17. Пекарев В.Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на нацио­нальном и международном уровнях. - М., 2001. - С. 108-133.

18. Пржедомский А. Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты : Доклад. Общест­венная палата РФ. 21 декабря 2006 г.

19. Социологическая энциклопедия. В двух томах. - М., 2003. - Том первый. - С. 501-502.

Ю.Старостин A.M. Эффективность деятельности государственной власти и управления: критерии оценки, анализ состояния, пути повышения: Монография. - Ростов-на-Дону. 2005. - С. 90-136, 149-168.

21. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих. Со­циально-философский аспект. - М., 2000. - 141 с.

22. ШамхаловФ. Теория государственного управления: Монография. - М., 2002. - С. 527-573.

23. Шикунова О.Г. Теневая экономика. Состояние, проблемы, способы противодействия. - М., 2002. - 183 с.

24. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного граждан­ского служащего. Моральные основы. - Ростов-на-Дону. 2006. - С. 237-319.

25. Энциклопедия государственного управления в России / Под ред. Егорова В.К. - М., 2005. - Том II. - С. 309-311.

26. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. / Под ред. С.А. Братчикова и СЮ. Глазьева. - М., 1998. - С. 27-48.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном учебно-методическом комплексе рассмот­рены главные, базовые проблемы теории и практики государст­венного и муниципального управления. Особое внимание уделе­но анализу сущности и социальной природы государственного управления, представлены институциональный, функциональ­ный и организационный анализ системы государственного адми­нистрирования и его механизм, место и роль центральных, реги­ональных и местных органов власти в их функционально-иерар­хических взаимоотношениях.

Автор старался, опираясь на труды предшественников и соот­ветствующие правовые акты, убедить читателя, прежде всего тех, кто готовится посвятить себя службе государству, в важности не только знаний и глубокого понимания научных основ государст­венного управления, но и значимости практических умений ре­шать конкретные управленческие проблемы, находить эффек­тивные методы принятия и рациональные формы реализации уп­равленческих решений. Не говоря уже о стиле управления, его нравственных и правовых основах, о навыках установления тес­ных деловых контактов с хозяйствующими субъектами, муници­пальными органами, средствами массовой информации. Что вполне объяснимо, ведь государственное управление - это не управление в пределах государственного сектора, как это некото­рые себе представляют. Это своего рода суммарный итог государ­ственного управляющего воздействия на общество посредством организованных государством совместных усилий огромного ко­личества субъектов общественных отношений.

Красной нитью через все сюжеты книги проходит мысль об эффективности власти, о важности ее легитимности, авторитета, социальной силе, высокой нравственности и конструктивной действенности ее решений. К нашей стране в полной мере при­менима формула, предложенная еще А. Смитом: «Великие на­ции никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, они чаше всего беднеют из-за расточительства и не­благоразумия государственной власти». Причем всех ветвей и уровней власти, включая представительную, судебную и кон­трольно-надзорную. Слова великого ученого прошлого в целом справедливы, поучительны и до сих пор не потеряли своей акту­альности.

К основным критериям эффективности мы отнесли не только степень соответствия содержания и результатов деятельности го­сударственных органов, политиков и государственных служа­щих, но степень соблюдения ими правовых и иных установлен­ных норм, качество произошедших изменений (позитивных и негативных) в объекте управления. Существенно дополняют информацию об эффективности ответы на вопросы о том, на­сколько управленческая деятельность обеспечила улучшение жизни людей, какова авторитетность реализованных управлен­ческих решений. При этом подчеркивается мысль, что государ­ственное управление это не политика, а форма администрирова­ния. Они находятся в диалектическом единстве и являются всего рода противоположностями. Их нельзя смешивать, ибо немину­емо аппарат управления становится политически ангажирован­ным, кадры начинают ориентироваться на вполне определенные идеологические конструкции, на первый план выдвигаются лич­ные мировоззренческие и материальные пристрастия, соответ­ствующие симпатии и антипатии.

Каждая тема сопровождается рекомендациями по проведе­нию семинарских занятий. Список рекомендованной норматив­ной, научной и учебной литературы включает достаточно источ­ников для качественного усвоения материала, а также для напи­сания предусмотренных учебными планами письменных работ.

Изучение курса завершается экзаменом, подготовиться к ко­торому (наряду с другими учебно-научными изданиями) помо­жет настоящее пособие. Подготовку к экзамену предлагается проводить в соответствии со следующим перечнем проблем и во­просов:

1. Управление как социальное явление, его сущность и специ­фика.

2. Виды управленческой деятельности.

3. Природа и сущность государственного управления.

4. Объективные условия, детерминирующие характер государ­ственного управления.

5. Субъективный фактор государственного управления и его вли­яние на качество государственного управления.

6. Информационное обеспечение государственного управления.

7. Правовое обеспечение и правовое регулирование государствен­ного управления.

8. Прямые и обратные связи в системе государственного управления.

9. Типичное и уникальное в государственном управлении.

10. Цели государственного управления.

11. Построение «древа» целей и его ресурсное обеспечение.

12. Государственно-управленческая деятельность и ее формы.

13. Методы и средства управленческой деятельности государства.

14. Государство как субъект управления общественными процессами.

15. Форма государства, ее влияние на характер и эффективность го­сударственного управления.

16. Правовое государство.

17. Социальное государство.

18. Функции государства и функции государственного управления.

19. Принципы государственного управления: понятие, основания систематизации, практика реализации.

20. Социальные процессы как объект государственного управления.

21. Конституционные основы и правовое регулирование государ­ственного управления.

22. Механизм государственного управления.

23. Организационная структура и особенности государственного управления на федеральном уровне.

24. Организационная структура и особенности государственного уп­равления на региональном (республика, область, город) уровне.

25. Глава государства и государственное управление (Президент Российской Федерации, его полномочия в сфере государствен­ного управления в выработке и реализации внутренней и внеш­ней политики государства).

26. Система органов исполнительной власти. Правовой статус орга­нов исполнительной власти, их полномочия, порядок формиро­вания и функционирования.

27. Правительство Российской Федерации и государственное уп­равление.

28. Министерство (служба, агентство, комитет) и государственное управление.

29. Законодательная власть в системе государственного управле­ния. Парламент Российской Федерации, его статус, компетен­ция, место в системе государственного управления.

30. Судебная система и судебные органы Российской Федерации. Место судебной системы России в государственном управле­нии.

31. Органы государственного контроля, их место и роль в системе государственного управления.

32. Местное самоуправление в системе управления обществом: по­нятие, компетенция, основные направления развития.

33. Организационно-правовые основы взаимодействия органов го­сударственного управления с органами местного самоуправле­ния.

34. Законность и правопорядок в системе государственного управ­ления.

35. Влияние федеративного устройства государства на функцио­нальную и организационную структуру государственного уп­равления.

36. Национальный компонент в государственном управлении.

37. Политический режим и стиль государственного управления. Формы и методы государственного управления.

38. Государственная служба в механизме государственного управле­ния.

39. Виды и формы государственных управленческих решений.

40. Управленческое решение и его социальная сущность.

41. Государственное управленческое решение: понятие, свойства, отличительные черты.

42. Разработка управленческого решения, его принятие и организа­ция исполнения.

43. Персонал государственного управления: содержание, структу­ра, качественные характеристики.

44. Административно-политическая элита в кадровой структуре го­сударственного управления.

45. Объективация государственного управления и виды эффектов управляющего воздействия.

46. Критерии обшей и специальной социальной эффективности го­сударственного управления.

47. Эффективность управленческих органов и должностных лиц.

48. Высокая правовая культура управленческих кадров основа эф­фективной государственно-управленческой деятельности.

49. Особенности государственного управления в сфере экономики (финансов, кредита, страхования и т.д.).

50. Государственное управление социальной сферой.

51. Государственное управление в сфере культуры.

52. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования.

53. Государственное регулирование внешнеэкономической дея­тельности.

54. Управленческая культура: понятие и способы формирования.

55. Пути преодоления коррупции и бюрократизма в аппарате уп­равления.

На самостоятельную подготовку к экзамену рекомендуется выделить не менее 30 часов учебного времени. Консультации можно провести в форме двух групповых занятий, а также в ре­жиме «on line» с помощью системы «Интернет».

Учебное издание

Евгений Васильевич ОХОТСКИЙ

Наши рекомендации