Цели и задачи Общественной палаты
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) осуществления общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Регламента Общественной палаты РФ основными формами ее работы являются:
– пленарные заседания;
– заседания совета;
– заседания комиссий;
– заседания рабочих групп.
Пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год. По решению совета общественной палаты РФ может быть проведено внеочередное пленарное заседание (ч. 2 ст. 16 Закона об Общественной палате).
2. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: понятие и формы.
Теория ответственности выделяет: конституционно позитивную ответственность и негативную ответственность. Позитивная ответственность-это обязанность дать отчет за конституционно значимые действия, оценить поведение с точки зрения принципов конституционного права. Негативная отетственность-самостоятельный вид ответственности, устанавливающий неблагоприятные последствия для субъектов, нарушивших конституционную норму и направленных на восстановление конституционного порядка.
Основания правонарушений(ст 95):
♦ нормативное(составы конституц.-правовых деликтов, конституц.-правовые санкции, круг субъектов,применяющ. эти санкции.)
♦ фактическое
♦ процессуальное
Конституционно-правовые деликты – деление субъекта конституционного права, несоответствующие поведению, закрепленного нормой конституц. права.
Виды нарушений:
1.нарушение конституционного статуса и его конституционных символов
2. ограничение конституционных прав человека
3. нарушение конституционных принципов
4. нарушения при формировании и деятельности органов гос власти
5. нарушения в сфере местного самоуправления.
Признаки конституционно-правовой ответственности:
1. она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;
2. она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);
3. она наступает только при наличии вины.
Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – с гражданским и т. д.
Билет 26.
1. Понятие, содержание, основные принципы российского гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, их полномочия.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с гос-вом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании, уважении достоинства основных прав и свобод человека.
Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние. Гражданство юридически оформляется док-ми:
1) паспорт гражд. РФ
2) свид. о рождении
Принципы гражданства:
1. Гражд. РФ является единым. Граждане РФ, постоянно проживающие на тер-рии республики в ее составе, явл. одновременно гражданами республики.
2. Гражд. является равном (все гр. РФ равны перед з-ном).
3. Г. РФ имеет открытый и свободный х-р. Россия поощряет приобретение гражд. РФ лицами без гражданства и не препятствует ими приобретения иного гражданства. З-н закрепляет право гражд. изменить гражданство.
4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства по инициативе гос-ва в одностороннем порядке – ст. 6 ч. 3 КРФ.
5. Гражданину РФ представляется возможность иностр. гос-ва (двойное гр-во) – ст. 62 КРФ (I).
Условия:
а) требуется ходатайство лица
б) разрешение на это гражданство
в) наличие соотв. договора с тем гос-вом в гражданстве кот. состоит или хочет принять ходатайствующее лицо
г) решение о разрешении гражданства РФ прин. Президентом
6. Гражд. РФ сохр. за лицами, прожив. за пределами РФ,
7. Принцип, на основании кот. заключение или расторжение брака а иностр. гражданином, лицом без гражд., не несет изменение гр. РФ, а равно при изменении гр. других супругов.
8. Гражданам РФ, наход. за ее пределами, РФ гарантирует свою защиту и покровительство (ст. 61 ч.2)
9. Наличие института почетного гражданства.
Почетн. гр. может быть предоставлено лицу, не явл. гр. РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом с его согласия. Почетн. гр. предоставл. Президентом РФ.
2. Конституционные основы порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
ФКЗ от 17 декабря 2001
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.
Предложение о принятии в Российскую Федерацию
1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.
2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
3. Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии сФедеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее - заинтересованные субъекты Российской Федерации).
2. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:
а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;
в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;
г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
Билет 27
1. Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, система. Развитие института прав и свобод человека и гражданина в Конституциях СССР и России.
Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством.
Свобода – это возможность лица поступить в соответствии со своей волей и интересами.
Содержание основ правового статуса личности включает в себя:
1.принципы взаимоотношений государства и личности;
2.гражданство РФ;
3.основные права и свободы человека и гражданина;
4.основные обязанности человека и гражданина;
5.гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Условия реализации основ правового положения личности:
1.материальные;
2.политические;
3.для граждан закреплен принцип «разрешено все, что не запрещено»;
4.социально-культурные условия: знания, информированность о наличии прав и свобод, возможность применять информацию, правосознание.
Основные права и свободы ч. и г. – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в некоторых случаях в силу гр-ва), защищаемые гос-вом и составляющие ядро правового статуса личности.
Основные права и свободы делятся на 3 группы:
1.Личные (гражданские) права ч. и г.:
♦ право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни),
♦ право на достоинство личности,
♦ право на свободу и личную неприкосновенность,
♦ право на неприкосновенность частной жизни,
♦ свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России,
♦ право беспрепятственного въезда в страну.
2. Политические права гр-на:
♦ право на свободу слова,
♦ право на объединение в союзы для защиты своих интересов,
♦ право на проведение собраний, митингов, демонстраций.
3. Соц.-эконом. и культурные права ч. и г.:
Право частной собственности.
♦ Свобода труда.
♦Право на предпринимательскую деятельность.
♦Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
♦ Право на жилище.
♦ Право на социальное обеспечение. Оно также состоит из нескольких элементов:
-право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
-право на пособие по временной нетрудоспособности;
-право на пособие по безработице;
-право на пособие на детей;
-право на пособие по беременности и родам.
♦ Право на образование. Виды бесплатного образования:
-дошкольное;
-школьное основное;
-среднее профессиональное образование;
-высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт.
Соотношение понятий "права человека" и "права гр-на"
В большинстве случаев эти понятия совпадают, но имеются некоторые особенности
1. права человека являются естественными и принадлежащие ему от рождения, а права гр-на связаны с обладанием гр-ва РФ.
2. права человека охраняются не только гос-вом, но и всем мировым сообществом, а права гр-на гос-вом.
3. в отношении прав человека действуют общепризнанные международные нормы, которые имеют преимущества перед з-нами РФ и непосредственно влияют на права и обязанности ч. и г.
Система прав и свобод человека – это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, взаимодействующих между собой.
2. Правительство Российской Федерации: место в системе федеральных органов исполнительной власти, состав, порядок формирования, компетенция.
ФКЗ "О правительстве РФ" от 31 дек. 1997 г. СЗ РФ" 98 г. № 11, ст. 1.
Указ През. РФ от 14 авг. 1996 г. "О статусе федеральн. органов исполнит. власти"
Указ През. РФ "Об обеспеч. взаим. П-та РФ и ПР-ва РФ" от 10 июня 1994 г.
Состав и порядок формирования ПРФ: Исполнительную власть в РФ осуществляет Пр-во РФ. ПР-во действует в пределах срока полномочий П-та.
П-во формир. П-том с участием парламента.
По решению Президента в состав ПРФ могут входить руководители гос. комитетов, федеральных служб (директор ФСБ, пред. комит. по управлению имуществом и по оборон. стратегиям пр-ти, имеют статус федер. министра).
Пребывание в составе П-ва несовместимо с выполн. другой оплачиваемой работы в гос., коммерч., обществ. организ., кроме преподават., научной и иной творческой работы. Члену ПРФ не могут быть одноврем. депутатами ГД.
Компетенция ПРФ: ст. 114
-разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения;
- представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
-Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты,
предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
- создает условия для свободного предпринимательства
на основе рационального сочетания всех форм собственности, реализации
правового механизма рыночной экономики
- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в социальных областях,
таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.
- осуществляются: контроль за реализацией государственных
программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной
защищенности граждан, охране окружающей среды.
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализация внешней политики Российской
Федерации.
Акты П-ва, ст. 115.
Постановления и распор. П-ва явл. подзаконными актами. Пост. носят нормат. характер, а распоряж. – по операт. и текущим вопросам.
Отставка ПРФ:(ст.117)-предусмотренное Конституцией основание сложения с себя Правительством РФ полномочий.Решение об О.П. РФ может принять только Президент РФ. В соответствии с Конституцией РФотставка Правительства возможна в следующих случаях:
1) подача в отставку Правительством РФ по собственной инициативе, которая принимается или отклоняется Президентом;
2) принятие Президентом решения об О.П. РФ;
3) выражение Государственной Думой недоверия Правительству, которое поддержано Президентом.
В последнем случае Президент вправе объявить об О.П. РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Президент оказывается перед серьезной дилеммой, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. В этом случае глава государства либо объявляет об О.П. РФ, либо распускает Государственную Думу.
Билет 28