Раздел 4. Борьба с терроризмом, его предупреждение и пресечение
4.1. Общее предупреждение террористической деятельности.
Предупреждение и пресечение терроризма и уголовно-правовая борьба с ним предполагает разработку и реализацию большого комплекса мер,коррелируемых с комплексом его причин и условий. В этот комплекс могут входить меры политического, идеологического, социального, экономического, организационного, правового, оперативного, информационного, психологического и воспитательного характера.
В целом такое предупреждение, требующее колоссальных материальных, людских, временных ресурсов, включает меры по стабилизации всех сторон жизни общества, противодействию в нем конфликтности, привитию гражданам положительных ценностных ориентаций, созданию для них жизненной перспективы.
Устранение, минимизация или блокирование причин и условий, способствующих совершению терроризма и других преступлений террористической направленности, являются магистральным направлениемпредупреждения и пресечения террористической деятельности и более или менее успешной борьбы с ней.
Эффективными мерами борьбы с терроризмом и его предупреждения могут быть:
- жесткий социально-правовой контроль за хранением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;
- работа по выявлению и ликвидации источников финансирования террористической деятельности. Известно несколько таких источников: поддержка некоторых государств-изгоев, спонсорство коммерческих структур, помощь преступных сообществ и других формирований организованной преступности, самофинансирование в виде легальной и криминальной коммерческой деятельности;
- создание эффективной системы просвещения граждан в духе уважения и терпимости к иным социокультурным, этническим, национальным и религиозным традициям и особенностям разных народов, населяющих нашу многонациональную и многоконфессиональную страну. Особое место в этом должны занимать телевидение и другие средства массовой информации, так как большая часть совершаемых терактов специально рассчитана на массовый отклик СМИ. Они не должны выступать вольными или невольными пособниками террористов и распространять их идеи, как это было на НТВ во время первой антитеррористической операции в Чечне, когда под флагом критики военных действий федеральных властей телеканал систематически предоставлял трибуну чеченским террористам;
- осуждение насилия, применяемого в политических, экономических, национальных и религиозных целях, а также пресечение распространения в печати технологий изготовления и применения взрывных устройств и других средств террористической деятельности;
- расширение активного международного сотрудничества на различных уровнях в общей борьбе с национальной и транснациональной террористической
деятельностью. Обмен информацией и совместные действия спецслужб разных стран в целях активной и предметной борьбы с распространением терроризма в разных странах, регионах и в мире в целом.
Большое значение имеет заимствование международного позитивного опыта пресечения актов терроризма, выявления преступников, выработки политики взаимодействия с террористами.
В последнее время актуальной стала проблема необходимости усиления уголовной ответственности за терроризм, вплоть до возврата к назначению и применению смертной казни. С этой целью 21 июля 2004 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации» № 74-ФЗ. Этим законом были изменены санкции всех трех частей ст. 205 (терроризм) в сторону увеличения сроков наказания в виде лишения свободы, а за совершение деяний, предусмотренных ч. 3, было введено максимально суровое по современному законодательству Российской Федерации наказание в виде пожизненного лишения свободы. Серия террористических актов, начавшаяся взрывами самолетов и завершившаяся чудовищной трагедией в Беслане, прокатилась по стране ровно через месяц после вступления Закона в силу. Таким образом, в очередной раз подтвердилось положение, что одно только усиление уголовной ответственности не решает сложных вопросов. Решить проблему терроризма репрессивными мерами особенно трудно.
Грамотное и систематическое осуществление превентивных организационно-технических мероприятий также способно предотвратить отдельные проявления терроризма, минимизировать количество человеческих жертв при их наступлении. Это относится к проектированию и планировке зданий и сооружений с учетом экспертных заключений проектов на предмет готовности таких объектов к воздействию террористических атак. Прежде всего это касается центров массового скопления людей — крупных транспортных узлов (аэро- и железнодорожных вокзалов), торговых комплексов, мест проведения досуга. Подобные объекты должны соответствовать мировым стандартам безопасности, быть оборудованными камерами слежения, другими системами контроля. Начиная с конца 90-х годов XX в. в Москве проходит паспортизация подобного рода объектов для выявления их уровня безопасности и его повышения в случае необходимости.
Важное значение имеет виктимологическая профилактика. Государство должно осуществлять комплексную программу обучения граждан правилам поведения в условиях террористических атак: взрывов, захвата заложников, приобретения основ психологического контакта с террористами. Неоценимую помощь специальным службам может оказать бытовая бдительность граждан, особенно в современных российских условиях массовой, в том числе нелегальной, миграции.
4.2. Специально-криминологическое предупреждение терроризма.
Значительно легче реализовать меры специально-криминологического предупреждениятерроризма, направленные в основном на устранение условий, способствующих этой преступной деятельности. Данные меры, базирующиеся на мониторинге криминогенной ситуации, включают:
- постоянную антитеррористическую пропаганду;
- противодействие процессам, создающим почву для совершения террористических действий, в том числе осуществление контроля за националистической, фундаменталистской, экстремистской средой, за информацией, представляющей интерес для террористов, за хранением оружия, взрывчатых веществ и материалов
повышенной опасности, охрану режимных объектов;
- поддержание в постоянной готовности ведомственных систем противодействия терроризму, создание единого для них банка
данных, их материально-техническое, финансовое, организационное обеспечение;
- предотвращение замышленных и пресечение совершаемых
актов террористической деятельности;
- психологическую и виктимологическую подготовку населения и его инструктаж о поведении в условиях совершения террористических действий и их ликвидации;
- подготовку и проведение контртеррористических операций.
ВЫВОД: Реализация указанных специально-криминологических мер предупреждения терроризма возложена на всю систему правоохранительных органов государства, в том числе на органы ФСБ и внутренних дел, играющие особую роль в сборе информации о готовящихся террористических действиях, в их предотвращении и пресечении.
В правоохранительных органах РФ, в частности ФСБ и МВД РФ, созданы организационные звенья, которые должны вести борьбу с различными формами терроризма. Однако, нельзя признать достаточными организационные меры, направленные на борьбу с терроризмом. Так, в царской России, когда имела место волна терроризма, политическая и криминальная полиция были объединены в едином ведомстве, что создало общее информационное поле, обеспечило стройную систему сбора и анализа информации, гарантировало эффективный механизм координации и взаимодействия указанных органов в борьбе с терроризмом. Аналогичный подход наблюдается и в США, где ФБР осуществляет контрразведывательную работу, ведет активную борьбу – и с терроризмом, и с опасными проявлениями преступности, в том числе с криминальным терроризмом.
В России же создание подобной структуры было признано антиконституционным при попытке образовать Министерство безопасности и внутренних дел РФ. Весомым аргументом был довод о том, что разделение этих ведомств будет их взаимно сдерживать, гарантируя от узурпации власти.
Помимо организационного устройства важно и надлежащее ресурсное обеспечение соответствующих спецслужб для выполнения норм Федерального закона «О борьбе с терроризмом».
[1] Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М., 2000. С. 14.
[2] См.: Милюков П. Чеченец захватил турецкий отель // Коммерсант. 2002. 6 мая.
[3] См.: Антонян Ю.М. Терроризм: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998. С. 38.
[4] См.: Юцкова Е.М. Вовлечение женщин и молодежи в террористическую деятельность // Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М., 2004. С. 36.
[5] См.: Юцкова Е.М. Криминологическая характеристика лиц, совершающих террористические акции на территории России // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. М., 2004. С. 107–108.
[6] См.: Юцкова Е.М. Криминологическая характеристика лиц... С. 109.