Особенности религиозных систем права.
Религиозно-традиционные правовые системы – это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными регулирующими формами традиционных обществ – религиозными догмами и учениями, традициями, обрядовостью и т.п.
Семья религиозно-традиционного права является ,Право в ней понимается специфично и оно не призвано выполнять те функции, что и в западных странах. Выделяют: мусульманскую, индийскую, иудейскую правовую семью. Это страны Востока и Африки.
Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII – X веках и основано на мусульманской религии – исламе. Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение.
Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопонимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.
И государство, исполняя роль служителя мусульманской религии, обязано следить за соблюдением требований Аллаха. В мусульманском праве отсутствует деление на публичное и частное право.
Наказания установлены только за тяжкие преступления (убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение, вооруженное ограбление, бунт, употребление спиртных напитков
Судебный процесс отличается простотой, судья рассматривает все категории дел, деление права на публичное и частное отсутствует.
Индусское право является ярким примером традиционного права. Оно относится к древнейшим в мире. Это право общины, обусловленное варново-кастовой структурой (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, парии). Наиболее распространено в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, в странах восточного побережья Африки (Танзания, Уганда, Кения).
Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей верить, что люди с рождения разделены на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Веды – это сборники религиозных индийских песен, молитв, гимнов, созданных за два тысячелетия до нашей эры, которые содержат тексты, которые истолковываются местами как правила поведения.
Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права.
Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявляется в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание “судом божьим” (ордалии). Судебные решения принимают, основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии. Задача суда или арбитра заключается не в том, чтобы отыскать факты, сформулировать правовые нормы и применить их с учетом найденных фактов, а навести порядок так, чтобы устранить причиненное зло и восстановить гармонию в обеспокоенной общине.
Общие признаки религиозно-правовой семьи(Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур и др.).
- главный творец права - Бог;
- юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соблюдать;
- источником права является религиозно-нравственные нормы, содержащиеся в Коране, Сунне, Инме (у мусульман), в отношении индусов действуют шастры, веры и законы Ману;
- тесное переплетение юридических положений с религиозными, моральными и философскими постулатами. Эти юридические положения в соответствии с местными обычаями являются едиными правилами поведения для населения;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- законодательство имеет вторичное значение;
- семья основана на идеи обязанности, а не прав человека.
Общие признаки семьи традиционного права (Мадагаскар, отдельные страны Африки):
- главное место занимают обычаи и традиции, имеющие преимущественно неписаный характер и передающиеся из поколения в поколение;
- обычаи и традиции являются своеобразным юридическим предписанием, которые складываются естественным путем и в последствии признаются государством;
- традиции и обычаи регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;
- нормативные акты имеют вторичный характер;
- судебная практика не выступает в качестве источника права,
- при разрешении споров судебная власть руководствуется идеей примирения сообществ;
- юридическая доктрина не играет роли в жизни общества.