Тема 2. Возникновение науки и ее развитие в эпоху античности и средневековья.

Задание № 1

Изучите специфику развития науки в эпоху Античности и Средневековья. Компаративный анализ этих этапов отразите в таблице. При необходимости добавьте критерии сравнения. Если считаете необходимым, приведите иную классификации этапов развития политологии (можете выдвинуть самостоятельную, но обоснованную, гипотезу относительно подобной классификации)

Этап развития науки Социально- экономические и духовные предпосылки становления Ведущие представители Основные проблемы, решаемые в рамках этапа Специфики методологии
Античность        
Средневековье        

Задание № 2

Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем.

Темы рефератов:

1. Объективные и субъективные факторы становления науки.

2. Связь науки и культуры в эпоху античности.

3. Соотношение науки и философии в античности и средневековье.

4. Патристика и схоластика: их влияние на развитие научного знания.

5. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье

Задание № 3

Подумайте: Почему наука как специфическая форма познания возникает именно в Древней Греции? Существует ли связь между становлением античной демократии и возникновением науки?

Ответ представьте в виде эссе.

Тема 3. Наука в эпоху Возрождения и Нового времени. Возникновение классической науки в Западной Европе.

Задание № 1

Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем.

Темы рефератов

1. Энциклопедизм возрожденческой культуры.

2. Коперниканская революция в науке.

3. Ф. Бэкон и Р. Декарт о роли метода в научном познании.

4. Энциклопедизм возрожденческой культуры.

5. И.Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.

6. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики». Картезианская физика.

7. Роль И. Ньютона в формировании классической науки.

8. Образование эпохи Возрождения.

9. Образование эпохи Просвещения.

Задание № 2

Подготовьте доклад в виде презентации на основе анализа основных идей ученого(по выбору: Коперник, Галилей, Декарт и др.) по материалам фрагментов работ в книге: Капица С. П. Жизнь науки. – М.: Изд. дом Тончу, 2008. – 592 с.

Выделяются основные идеи изученного фрагмента работы ученого. Обосновывается значение данной работы для развития истории науки. Материал оформляется в виде доклада, сопровождаемого презентацией, которая содержит не менее 20 слайдов и выполнена в PowerPoint.

Тема 4. Наука в культуре современной цивилизации

Задание № 1

Изучите различия между характеристиками классической и неклассической науки. Отразите эти различия в таблице. При необходимости самостоятельно добавьте критерии сравнения.

Критерии различения Классический тип науки Неклассический тип науки
Ведущие ученые    
Объект исследования    
Представление о влиянии субъекта познания    
Представления о роли научных приборов    
Характер методологии    
Отношение к истине    
Понимание роли ценностей    

Задание № 2

Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем

Темы рефератов:

1. Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в..

2. Позитивистская тенденция в социально-гуманитарном познании.

3. Научная революция в естествознании к. XIX – н. XX в. и становление неклассического типа науки.

4. Социокультурная обусловленность науки.

5. Функции науки в жизни современного общества.

6. Наука и глобальные проблемы современного информатизирующегося общества.

Задание № 3

Подготовьте доклад в виде презентации на основе анализа основных идей ученого(по выбору: Дарвин, Мендель, Томсон, Резерфорд и др.) по материалам фрагментов работ в книге: Капица С. П. Жизнь науки. – М.: Изд. дом Тончу, 2008. – 592 с.

Выделяются основные идеи изученного фрагмента работы ученого. Обосновывается значение данной работы для развития истории науки. Объем доклада – до 7 стр. текста. Доклад сопровождается презентацией, содержащей не менее 20 слайдов и выполнена в PowerPoint.

Тема 5. Формы бытия науки: наука как познавательный процесс, как форма культуры и как социальный институт.

Задание № 1.

Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем.

Темы рефератов

1. Онтология науки как философское размышление о формах ее бытия. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

2. Философские основания науки.

3. Социальные условия генезиса науки.

4. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в философии науки: общие черты и специфика.

5. Система идеалов и норм исследователя: проблема моральной ответственности ученого.

6. Особенности современной научной картины мира.

Задание № 2.

Наши рекомендации