Тема 2. Возникновение науки и ее развитие в эпоху античности и средневековья.
Задание № 1
Изучите специфику развития науки в эпоху Античности и Средневековья. Компаративный анализ этих этапов отразите в таблице. При необходимости добавьте критерии сравнения. Если считаете необходимым, приведите иную классификации этапов развития политологии (можете выдвинуть самостоятельную, но обоснованную, гипотезу относительно подобной классификации)
Этап развития науки | Социально- экономические и духовные предпосылки становления | Ведущие представители | Основные проблемы, решаемые в рамках этапа | Специфики методологии |
Античность | ||||
Средневековье |
Задание № 2
Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем.
Темы рефератов:
1. Объективные и субъективные факторы становления науки.
2. Связь науки и культуры в эпоху античности.
3. Соотношение науки и философии в античности и средневековье.
4. Патристика и схоластика: их влияние на развитие научного знания.
5. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье
Задание № 3
Подумайте: Почему наука как специфическая форма познания возникает именно в Древней Греции? Существует ли связь между становлением античной демократии и возникновением науки?
Ответ представьте в виде эссе.
Тема 3. Наука в эпоху Возрождения и Нового времени. Возникновение классической науки в Западной Европе.
Задание № 1
Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем.
Темы рефератов
1. Энциклопедизм возрожденческой культуры.
2. Коперниканская революция в науке.
3. Ф. Бэкон и Р. Декарт о роли метода в научном познании.
4. Энциклопедизм возрожденческой культуры.
5. И.Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.
6. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики». Картезианская физика.
7. Роль И. Ньютона в формировании классической науки.
8. Образование эпохи Возрождения.
9. Образование эпохи Просвещения.
Задание № 2
Подготовьте доклад в виде презентации на основе анализа основных идей ученого(по выбору: Коперник, Галилей, Декарт и др.) по материалам фрагментов работ в книге: Капица С. П. Жизнь науки. – М.: Изд. дом Тончу, 2008. – 592 с.
Выделяются основные идеи изученного фрагмента работы ученого. Обосновывается значение данной работы для развития истории науки. Материал оформляется в виде доклада, сопровождаемого презентацией, которая содержит не менее 20 слайдов и выполнена в PowerPoint.
Тема 4. Наука в культуре современной цивилизации
Задание № 1
Изучите различия между характеристиками классической и неклассической науки. Отразите эти различия в таблице. При необходимости самостоятельно добавьте критерии сравнения.
Критерии различения | Классический тип науки | Неклассический тип науки |
Ведущие ученые | ||
Объект исследования | ||
Представление о влиянии субъекта познания | ||
Представления о роли научных приборов | ||
Характер методологии | ||
Отношение к истине | ||
Понимание роли ценностей |
Задание № 2
Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем
Темы рефератов:
1. Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в..
2. Позитивистская тенденция в социально-гуманитарном познании.
3. Научная революция в естествознании к. XIX – н. XX в. и становление неклассического типа науки.
4. Социокультурная обусловленность науки.
5. Функции науки в жизни современного общества.
6. Наука и глобальные проблемы современного информатизирующегося общества.
Задание № 3
Подготовьте доклад в виде презентации на основе анализа основных идей ученого(по выбору: Дарвин, Мендель, Томсон, Резерфорд и др.) по материалам фрагментов работ в книге: Капица С. П. Жизнь науки. – М.: Изд. дом Тончу, 2008. – 592 с.
Выделяются основные идеи изученного фрагмента работы ученого. Обосновывается значение данной работы для развития истории науки. Объем доклада – до 7 стр. текста. Доклад сопровождается презентацией, содержащей не менее 20 слайдов и выполнена в PowerPoint.
Тема 5. Формы бытия науки: наука как познавательный процесс, как форма культуры и как социальный институт.
Задание № 1.
Напишите реферат на одну из предложенных ниже тем.
Темы рефератов
1. Онтология науки как философское размышление о формах ее бытия. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философские основания науки.
3. Социальные условия генезиса науки.
4. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в философии науки: общие черты и специфика.
5. Система идеалов и норм исследователя: проблема моральной ответственности ученого.
6. Особенности современной научной картины мира.
Задание № 2.