Тема 8. Сословно-представительная монархия в России.

Цель занятия: сформировать знания о сословно-представительной монархии в России

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Сословный строй.

2. Служилые сословия, дворянство, городское население.

3. Правовые категории крестьянства, холопство и его правовая эволюция, развитие крепостного законодательства.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. Т. I. М., 1984 г.

Отечественное законодательство XI-X веков. Часть 1. М., 2000 г.

Дополнительная литература

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985 г.

Титкова С.С. Государство и право сословно-представительной монархии в России. М., 1991 г.

Чиберяев. С.А История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание. Формирование аппарата власти централизованного государства и его противоречия

1 составьте схемы государственного устройства до и после реформ Ивана IV, а так же сословной структуры российского общества в XVI веке;

2 стрелками покажите, за счет каких сословных групп комплектовался государственный аппарат до и после реформ;

3 ответьте на вопрос: на кого опирался и против кого боролся Иван IV?

Государственное устройство (схема) до реформ Ивана IV Сословная структура Государственное устройство (схема) после реформ Ивана IV
     

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом изменился сословный строй в период Московского центролизированного государства?

2. Каковы критерии разделения населения Московского государства на сословия?

3. Каковы предпосылки закабаления крестьян?

Темы рефератов:

Сословный строй.

Служилые сословия, дворянство, городское население.

Правовые категории крестьянства, холопство и его правовая эволюция.

Развитие крепостного законодательства.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

бояре, помещики, духовенство: черное и белое, посадские люди, черносошные крестьяне, крепостные, поместье, вотчина.

Тема 9. Государственный строй сословно-представительной монархии.

Цель занятия: изучить особенности государственного строя сословно-представительной монархии в России.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Государственный строй сословно-представительной монархии (власть царя; Боярская дума; Приказы; земские соборы; местное управление)

2. Зарождение феодальной бюрократии.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. Т. I. М., 1984 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XV вв.). М., 1985 г.

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993 г.

Леонтьев А.И. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М.,1961 г.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978 г.

Практические задания

Задание 1.Заполните таблицу «Реформы Ивана Грозного»:

Реформа На поддержку каких слоев рассчитана. Против каких слоев направлена. Конечная цель
Уложение о службе    
Избранная тысяча    
Губная реформа    
Созыв Земского собора    
Земская реформа, отмена кормлений    
Ограничение местничества    
Налоговая реформа    
Увеличение пожилого    
Заповедные годы    

Задание 2. Анализ ситуации и реконструкция политической стратегии

Исходные данные:

Молодой Иван IV, взойдя на престол, был явно недоволен сложившейся ситуацией и стремился ее изменить в своих интересах. Но ему было всего 17 лет. Он не мог самостоятельно решить задачу подобного масштаба. У молодого царя были советники – члены так называемой "Избранной рады". Тот факт, что эти люди не сумели адекватно оценить ситуацию и выработать успешную политическую стратегию, устраивавшую царя, обусловил их вознесение на самые вершины власти.

Этот случай не исключение. До сих пор такой путь для стремительной карьеры открывается довольно часто. Быть может, этот шанс представится и Вам. Но для начала попробуем "проиграть" подобную ситуацию на историческом материале, когда количество неизвестных гораздо меньше.

Итак, Вы – священник Успенского собора Сельвестр. Разработайте (а на самом деле просто реконструируйте) политическую стратегию для Ивана IV.

Задание:

1. На основании данных, полученных при решении заданий проанализируйте ситуацию, сложившуюся в Московском государстве к началу царствования Ивана IV: выясните, какова была расстановка социально-политических сил в обществе.

Какие группы и институты выступали в качестве политических сил (субъектов власти)?

Каковы были их интересы и в чем заключались противоречия между ними?

Какими властными ресурсами они обладали (за счет чего могли влиять на ситуацию, реализовывать свои интересы)?

2. На основании этого сформулируйте проблему (противоречие), которое должен был решить Иван IV для достижения своей цели.

3. Сформулируйте (реконструируйте) основные направления политической стратегии, направленной на достижение этой цели по схеме:

3.1. Против влияния каких сил должна бороться монархия

а) какие силы должны восприниматься как противники в борьбе за власть;

б) какими методами можно их нейтрализовать (использовать собственные ресурсы для лишения противника его ресурсов влияния);

3.2. На кого при этом монарху можно опереться

а) какие силы стоит воспринимать как союзники в борьбе за власть;

б) какими методами достичь поддержки и осуществить мобилизацию союзников (использовать их ресурсы в своих интересах).

Вопросы для самоконтроля:

1. Как изменился государственный строй в период сословно-представительной монархии (власть царя; Боярская дума; Приказы; земские соборы; местное управление)?

2. Каким образом шел процесс зарождение феодальной бюрократии?

Темы рефератов:

Государственный строй сословно-представительной монархии.

Боярская дума.

Приказы.

Земские соборы; местное управление.

Зарождение феодальной бюрократии.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

приказная система, местничество, губные избы, земские избы.

Тема 10. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.

Цель занятия: выявление особенностей самодержавной монархии в России.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Государственные реформы середины XVI в.: административная, военная, финансовая.

2. Усиление централизации.

3. Церковная политика, правовая регламентация церковного землевладения.

4. Опричнина.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. Т. I. М., 1984 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004г.

Дополнительная литература

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л., 1988 г.

Бычкова М.Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV в. до 1569 г. Опыт сравнительно-исторического изучения политического строя. М., 1996 г.

Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992г.

Практические задания

Задание. Анализ и моделирование ситуаций

Исходные данные:

В начале декабря 1564 года Иван Грозный в сопровождении нескольких сотен дворян внезапно уезжает из Москвы в Александровскую слободу, заявив о своем намерении оставить престол. При этом Грозный оставляет москвичам две грамоты. Церковным иерархам, боярам, дворянам и приказным царь объяснял отъезд их «великими изменами» и полной невозможностью эти измены пресечь: любая попытка покарать изменников оказывалась безрезультатной из-за вмешательства митрополита и бояр. Во второй грамоте, адресованной горожанам, царь писал, что гнева на простой народ не имеет, а во всем виноваты бояре-изменники.

В результате, к царю явилась огромная делегация москвичей: иерархи церкви, бояре, дворяне, простонародье, - с просьбой вернуться на царство. Грозный выставил 3 условия: казни изменников по своему усмотрению, выделения ему особого «государева удела» - опричнины, и выплаты ему 100 000 рублей «подъемных». Требования Грозного были удовлетворены.

Перед Вами достаточно типичная ситуация: довольно часто руководители, угрожая отставкой, добиваются чрезвычайных полномочий. Однако такой ход является довольно рискованным: заявление об отставке может быть удовлетворено. Надо хорошо «просчитать ситуацию». Грозный был уверен в благополучном исходе своего демарша.

1. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в Москве в 1564 году и ответьте, почему царь мог рассчитывать на благополучный исход.

2. Опишите аналогичную ситуацию на любом другом известном вам материале (в школе, в группе, на работе у родителей, на материале литературного произведения) либо смоделируйте ее самостоятельно или найдите аналогичный пример в истории.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы итоги проведения административной, военной, финансовой реформ?

2. Какие причины усиления централизации?

3. Каковы причины и итоги опричнины?

Темы рефератов:

Государственные реформы середины XVI в.: административная, военная, финансовая.

Церковная политика, правовая регламентация церковного землевладения.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

уезд, стан, волость, опричнина, земщина, патриаршество.

Наши рекомендации