Правовые основы местного самоуправления
Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
· общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
· Европейская хартия местного самоуправления;
· Конституция Российской Федерации;
· федеральные конституционные законы;
· федеральные законы;
· указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;
· конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации;
· уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты.
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.
Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы.
В первой группе главным является Закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Структура Федерального закона 2003 года от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
Главы | Статьи | Наименование |
1-9 | Общие положения | |
10-13.2 | Принципы территориальной организации местного самоуправления | |
14-18.1 | Вопросы местного значения | |
19-21 | Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями | |
22-33 | Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления | |
34-42 | Органы и должностные лица местного самоуправления | |
43-48 | Муниципальные правовые акты | |
49-65 | Экономическая основа местного самоуправления | |
66-69 | Межмуниципальное сотрудничество | |
70-78 | Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью | |
79-82.2 | Особенности организации местного самоуправления | |
83-86 | Переходные положения |
Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта Российской Федерации.
В конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект Российской Федерации принимал закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления на региональном уровне, как правило, составляют:
а) Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
б) законы о местном самоуправлении;
в) о референдумах;
г) о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований;
д) о правовых актах органов местного самоуправления;
е) о порядке регистрации уставов муниципальных образований;
ж) о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
з) о собраниях, конференциях граждан;
и) об осуществлении права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления;
к) о муниципальной службе;
л) о порядке отзыва депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления;
м) об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
н) о материальной и финансовой основах местного самоуправления;
о) о бюджетном устройстве и бюджетном процессе;
п) о порядке ведения реестра объектов, находящихся в муниципальной собственности, и другие.
В Республике Башкортостан вопросам местного самоуправления посвящен ряд законов:
· Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан»;
· Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан»;
· Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года № 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан»;
· Закон Республики Башкортостан от 22 декабря 2008 года № 83-з «О республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов»;
· Закон Республики Башкортостан от 04 июля 2007 года № 452-з «О местном референдуме в Республике Башкортостан»;
· Закон Республики Башкортостан от 22 мая 2008 года № 11-з «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Башкортостан» и др.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Вся совокупность нормативных и ненормативных актов муниципального образования представляет собой систему муниципальных правовых актов. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным правовым актам относятся:
1) устав муниципального образования;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;
3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
4) правовые акты главы муниципального образования;
5) постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Принимающие правовые акты | Типы правовых актов | Наименование правового акта или решаемые вопросы |
Население на референдумах | Решения | Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения |
Представительный орган | Решения | Устав муниципального образования. Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Вопросы организации деятельности представительного органа. |
Председатель представительного органа | Постановления, распоряжения | Вопросы организации деятельности представительного органа |
Глава местной администрации | Постановления | Вопросы местного значения. Вопросы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий |
Распоряжения | Вопросы организации работы местной администрации | |
Глава муниципального образования | Постановления, распоряжения | Вопросы председателя представительного органа или главы администрации (в зависимости от занимаемой должности) |
Иные должностные лица | Распоряжения и приказы | Вопросы, отнесенные к их полномочиям |
Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.
Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под правовыми основами местного самоуправления?
2. Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу местного самоуправления?
3. Какие вопросы регламентируются законами субъектов РФ о местном самоуправлении?
4. Какие акты составляют систему муниципальных правовых актов?