Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г.
(извлечение)
Общие положения
Статья 1. Высший надзор за исполнением законов
В соответствии с Конституцией СССР высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.
Осуществляя свои полномочия высшего надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные в части первой настоящей статьи государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе социалистической законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Требования прокуроров об устранении выявленных ими нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения.
Статья 2. Задачи прокуратуры
Деятельность прокуратуры СССР направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств:
закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической систем;
социально - экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами;
прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.
Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития.
Статья 3. Основные направления деятельности прокуратуры
Прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:
надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;
надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности и другими нарушениями законов в сфере народного хозяйства;
борьба с нарушениями законов, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан;
борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;
участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.
Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры
Органы прокуратуры:
составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;
действуют на основе социалистической законности, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик и конституциями автономных республик и советскими законами;
осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;
принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности;
взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка.
Прокуроры союзных республик, автономных республик, другие нижестоящие прокуроры систематически информируют соответственно Президиумы Верховных Советов и Советы Министров союзных, автономных республик, местные Советы народных депутатов, а также трудовые коллективы о состоянии законности и правопорядка, выступают на сессиях Советов с сообщениями о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.
В соответствии с Конституцией СССР органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
Статья 9. Право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР, прокуроров союзных и автономных республик
В соответствии с Конституцией СССР Генеральному прокурору СССР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.
В соответствии с конституциями союзных республик и конституциями автономных республик прокурорам союзных и автономных республик принадлежит право законодательной инициативы соответственно в Верховных Советах союзных и Верховных Советах автономных республик.
Генеральный прокурор СССР, прокуроры союзных и автономных республик вправе вносить представления соответственно в Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик по вопросам, требующим толкования законов.
II. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ
Статья 12. Система органов прокуратуры
Система органов прокуратуры состоит из Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных республик, автономных республик, краев, областей, прокуратур городов, действующих на правах прокуратур областей, прокуратур автономных областей, автономных округов, районных, городских прокуратур. В систему органов прокуратуры также входят военные прокуратуры, транспортные и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным или городским прокуратурам. Генеральным прокурором СССР в городах, где имеются районные прокуратуры, могут быть образованы городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур.
Организация и порядок деятельности военной прокуратуры, действующей в Вооруженных Силах СССР, определяются настоящим Законом, другими законодательными актами Союза ССР и Положением о военной прокуратуре, утверждаемым Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.
Транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и другие прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором СССР, организуются и действуют на правах прокуратур областей, районных или городских прокуратур.
Статья 18. Следователи прокуратуры
Следователи прокуратуры производят предварительное следствие по делам, отнесенным законом к их компетенции, а также по другим делам, переданным им прокурором.
При Генеральном прокуроре СССР, прокурорах союзных республик, Главном военном прокуроре состоят старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам; в Прокуратуре Союза ССР и прокуратурах союзных республик могут быть также старшие следователи; в прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей имеются следователи по особо важным делам и старшие следователи; в прокуратурах автономных округов, районных и городских прокуратурах - старшие следователи и следователи.
В военных прокуратурах, транспортных и других прокуратурах, приравненных к прокуратурам областей, районным и городским прокуратурам, имеются соответственно следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.
Старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР назначаются и освобождаются Генеральным прокурором СССР.
Статья 20. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей
Прокурорами и следователями прокуратуры назначаются граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми политическими, деловыми и моральными качествами.
Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение года.
Назначение на должности прокуроров и следователей прокуратуры лиц, не имеющих законченного высшего юридического образования, сокращение срока стажировки или освобождение от стажировки могут иметь место лишь в отдельных случаях и производятся в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором СССР.
На должности прокуроров союзных республик, автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, автономных округов, а также районных, городских, военных, транспортных и других прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет.
Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат аттестации. Порядок аттестации определяется Генеральным прокурором СССР. Совместительство службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях не допускается, за исключением научной или педагогической деятельности.
III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Глава 1
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ (ОБЩИЙ НАДЗОР)
Статья 22. Задачи общего надзора
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов министерствами, государственными:
комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами и гражданами с тем, чтобы:
акты, издаваемые указанными органами и организациями, соответствовали Конституции СССР, конституциям союзных республик и конституциям автономных республик, законодательным актам СССР, союзных и автономных республик, а также постановлениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик;
точно и единообразно исполнялись законы должностными лицами и гражданами.
Статья 23. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора
Осуществляя общий надзор, прокурор в пределах своей компетенции:
1) истребует для проверки соответствия закону приказы, инструкции, распоряжения и иные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями и должностными лицами; получает в установленном порядке от министерств, государственных комитетов, предприятий, учреждений и организаций информацию о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;
2) требует от руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, других учреждений, организаций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, а также от должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов, проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз, проверок поступивших в прокуратуру материалов, информаций, обращений и обязывает сообщить о результатах проверок;
3) проверяет исполнение законов перечисленными в пункте 1 настоящей статьи органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
4) проверяет законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;
5) вызывает должностных лиц и граждан и требует от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений закона;
6) опротестовывает противоречащие закону акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, органами государственного арбитража, народного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконные акты и действия должностных лиц; дает предписание об устранении явных нарушений закона;
7) привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передает в предусмотренных законом случаях материал о них общественным организациям для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает о недопустимости нарушения закона;
8) принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; направляет в интересах государственных, кооперативных и других общественных организаций исковые заявления в суд и государственный арбитраж;
9) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.
Глава 2
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Статья 28. Задачи надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия с тем, чтобы:
ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;
задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;
никто не подвергся незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
никто не подвергся аресту без судебного решения или санкции прокурора;
соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан;
при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;
выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Статья 29. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;
5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;
6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом;
7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;
8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными.
Статья 30. Санкция на арест
Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору, прокурорам союзных республик, автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах прокуроров областей.
Прокурор дает санкцию на арест подозреваемого или обвиняемого при наличии оснований, предусмотренных законом. При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.
Глава 3
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ
ДЕЛ В СУДАХ
Статья 31. Задачи надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах с тем, чтобы:
выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях;
выносились по каждому делу законные и обоснованные решение, приговор, определение или постановление;
решение, приговор, определение и постановление своевременно, в соответствии с требованиями закона обращались к исполнению.
Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Статья 32. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах
Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:
1) участвует в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; предъявляет иски и подает заявления в суд, дает заключения по существу дела в целом по гражданским делам; поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, а при наличии оснований отказывается от обвинения; совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом;
2) опротестовывает незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления суда, постановления судей;
3) проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя;
4) принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Статья 33. Опротестование решений, приговоров, определений и постановлений судов в кассационном порядке
Право принесения кассационных и частных протестов на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления принадлежит прокурору и заместителю прокурора в пределах их компетенции, независимо от их участия в разбирательстве дела в суде первой инстанции. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали.
Статья 34. Истребование из суда дел для проверки в порядке надзора
Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда является незаконным и необоснованным, прокурор приносит протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста. При отсутствии оснований для принесения протеста прокурор сообщает о своем решении и его мотивах лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, по ходатайству которых проверялось дело.
Статья 35. Опротестование решений, приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора
Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит:
Генеральному прокурору СССР - на решение, приговор, определение и постановление любого суда Союза ССР и союзных республик;
заместителям Генерального прокурора СССР - на решение, приговор, определение и постановление любого суда, за исключением решений, приговоров и определений судебных коллегий Верховного Суда СССР и постановлений пленумов Верховных Судов союзных республик либо президиумов этих судов, когда президиум является высшей судебной надзорной инстанцией;
прокурору союзной республики и его заместителям - на решение, приговор, определение и постановление любого суда союзной республики, за исключением постановлений Пленума (Президиума) Верховного Суда союзной республики;
прокурору автономной республики, края, области, города, прокурору автономной области, автономного округа - на решение, приговор, определение и постановление районного (городского) народного суда и определение судебной коллегии соответственно Верховного Суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, суда автономного округа, рассматривавших дела в кассационном порядке;
Главному военному прокурору - на решение, приговор, определение и постановление любого военного трибунала, постановления судей этих трибуналов;
заместителям Главного военного прокурора, военному прокурору вида Вооруженных Сил СССР, военного округа, округа противовоздушной обороны, группы войск, флота - на решение, приговор, определение и постановление военного трибунала армии, флотилии, соединения и гарнизона.
Право принесения протеста по судебному делу в Пленум Верховного Суда СССР принадлежит Генеральному прокурору СССР.
Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен районным, городским, вышестоящим прокурорами и их заместителями.
Статья 38. Участие прокурора в заседаниях пленумов и президиумов судов
Участие Генерального прокурора СССР в заседании Пленума Верховного Суда СССР, прокурора союзной республики в заседании Пленума (Президиума) Верховного Суда союзной республики, а прокурора автономной республики, края, области, города, автономной области, автономного округа - в заседании президиума соответствующего суда обязательно.
Статья 39. Представление прокурора о даче судам руководящих разъяснений
Генеральный прокурор СССР вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда СССР, а прокурор союзной республики - Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении гражданских дел, дел об административных правонарушениях и уголовных дел.
Глава 4
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ
ЗАДЕРЖАННЫХ, В МЕСТАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ,
ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ
Статья 42. Задачи надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, с тем, чтобы:
содержание задержанных, содержание в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, в учреждениях для принудительного лечения и воспитания производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом;
соблюдалось законодательство о порядке и условиях содержания задержанных и заключенных под стражу, отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных, содержания лиц, к которым в соответствии с законом применены меры принудительного лечения и воспитания;
обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных, а также лиц, к которым применены меры принудительного лечения и воспитания.
Статья 43. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом
Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:
1) в целях проверки соблюдения законов посещает систематически и в любое время места содержания задержанных, места предварительного заключения, места лишения свободы, учреждения для принудительного лечения и воспитания;
2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, предварительному заключению, а также отбывают наказание в виде лишения свободы и иных мер наказания или подвергнуты мерам принудительного лечения и воспитания;
3) немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона подвергнуто задержанию, предварительному заключению, принудительному лечению или воспитанию;
4) производит опрос задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых принудительному лечению и воспитанию;
5) проверяет соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных в настоящей статье учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказаний; приостанавливает исполнение таких актов и опротестовывает их в случае противоречия закону.
Статья 44. Исполнение постановлений и предложений прокурора
Постановления и предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, к которым применяются меры принудительного лечения или воспитания, подлежат обязательному исполнению администрацией мест содержания задержанных, мест предварительного заключения, мест лишения свободы, учреждений, осуществляющих принудительное лечение и воспитание, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Статья 45. Обязанности прокурора по обеспечению права на обращение с жалобами и заявлениями
Прокурор следит за исполнением требований закона о праве задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых принудительному лечению и воспитанию, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном законом порядке. Поступившую жалобу или заявление прокурор обязан рассмотреть в установленный законом срок, принять необходимые меры и сообщить о своем решении заявителю.
(Библиотека нормативно-правовых актов СССР: интернет архив с 1917 по 1992 г. // URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=418377 (дата обращения: 20.07.2016)).
[1] См.: Гредингер Ф. Прокурорский надзор за 50 лет. Пг. 1915, с. 53-54.