Тема 2. Этапы развития политической мысли в истории цивилизации
1.Контрольные вопросы и упражнения:
1.1. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?
1.2 Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет управлять?
1.3 Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?
1.4 Аристотель различал два вида справедливости: справедливость: уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня?
1.5 Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?
1.6 Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный – частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение английского философа? Какие элементы государства Т.Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?
2.Определите:
2.1 Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н.Макиавелли, представителям марксистского учения, теоретикам христианской религиозной доктрины:
а) «Задача политики – привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства»;
б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»;
в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;
г) «Во многих случаях то, что является правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими»;
д) «Политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами»;
е) «Политика есть расчет, похожий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»;
ж) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера»?
3. Заполните таблицу:
Философы Нового времени и их политические идеи
Философы Нового времени | Главные труды | Основные идеи |
Ж.Боден | ||
Г.Гроций | ||
Т.Гоббс | ||
Б.Спиноза | ||
Ш.Монтескье | ||
Т.Джефферсон | ||
Ж.-Ж.Руссо | ||
И.Кант | ||
Г.Гегель | ||
А.де Токвиль |
4.Проанализируйте следующее высказывание Аристотеля из его работы «Политика»:
«Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет сбой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага( ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидное, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».
5. Составьте глоссарий:
монархия, аристократия, демократия, тирания, тимократия, охлократия, полития, естественные права, договорная теория