Функции государства

Динамичная сторона государства реализуется в его функциях. Их рассматривают в самой общей понятийной постановке о функциях государства вообще и более конкретно, применительно к тому или иному типу и даже к отдельно взятому государству. Типы государства классифицируются по различным критериям. В зависимости от целей, осуществляемых государственной властью, в частности, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон подразделяли все государства на правильные и неправильные (отклоняющиеся от правильных). В правильных государствах власть осуществляется в интересах общего блага, в неправильных – в интересах только властвующих. Согласно Г. Спенсеру также существует два типа: примитивные (милитаристские) и индустриальные. Целью милитаристских государств является агрессия, завоевание других государств, а целью индустриальных – обеспечение свободы личности, гарантии прав человека. Г. Кельзен в основу классификации положил политический режим, различая государства тоталитарные и демократические. Марксистское учение в типологии государства исходит из классово-экономической общественной формации и вычленяет государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Каждому типу государства характерны свои функции.

Функции государства вообще характеризуются прежде всего в плане выработки понятия функций и их классификации. В научной и учебной литературе теперь они определяются по-разному. Одни авторы в функциях усматривают прежде всего проявление сущности государства, другие – классовой сущности, третьи – его социальное назначение, четвертые – основные направления его деятельности, пятые – предметно-политиче­скую направленность государства. Ю. А. Тихомиров полагает, что в трактовке функций государства выявляется потребность усмотрения в них не только направлений, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Л. А. Морозова и определяет функции государства как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

В определении функций государства следует исходить из динамической (функциональной) стороны государства – государственной власти.

Функции государства – это главные направления и основные способы осуществления государственной власти.

Классифицируются функции государства по различным критериям, в частности, по сферам государственной деятельности, видам государственной политики, способам ее осуществления и другим основаниям.

По сферам деятельности функции подразделяют на внутренние и внешние. Перечень же их выглядит по-разному. Л. А. Морозова у Российского государства на современном этапе усматривает семь внутренних функций и четыре внешних. К внутренним функциям она относит обеспечение народовластия, экономическую, социальную, налогообложение, экологическую, охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка; к внешним – интеграцию в мировую экономику, внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку мирового правопорядка, оборону страны.

П. М. Рабинович насчитывает у современного государства десять внутренних функций: в гуманитарной сфере – гуманистическая (обеспечение, охрана и защита основных прав человека), экологическая, социально-обеспечительная (охрана и восстановление здоровья, материальная помощь и др.), культурно-воспитательная; в экономической сфере – хозяйственно-стимулирующая (содействие развитию экономики на основе признания и защиты равноправного функционирования различных форм собственности на средства производства), хозяйственно-организаторская (программирование и организация производства на государственных предприятиях, распоряжение объектами государственной собственности), научно-организаторская (организация и стимулирование научных исследований); в политической сфере –демократизаторская (создание условий, демократических институтов для свободного выявления и учета интересов всех граждан, различных социальных групп общества); национально-обеспечительная (создание условий для сохранения и развития национальной самобытности коренной и всех остальных наций, проживающих на территории государства); охранительная, выражающаяся в защите государственно-конституционного строя, законности и правопорядка в обществе.

Ю. А. Дмитриев к в внутренним функциям социального государства относит: 1) хозяйственно-организаторскую (организация производства, по­­ощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей); 2) взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет; 3) управление образованием, наукой, культурой; 4) заботу о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция); 5) защиту прав, свобод и законных интересов граждан; 6) охрану правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки; к внешним функциям: 1) защиту государственных границ, организацию таможни, решение иных вопросов национальной безопасности; 2) дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных отношений; 3) культурный, научный и информационный обмен с другими государствами; 4) борьбу за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров; 5) участие в международном контроле за обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира; 6) участие в реализации межгосударственных экономических, культурных и социальных программ[53].

Исходя из сфер, в которых осуществляются функции государства Республики Беларусь, видов государственной политики и способов реализации государственной власти, функции нашего государства выглядят по такой схеме:

Функции Республики Беларусь
Внутренние Внешние
По видам осуществления государственной политики 1. Экономическая 2. Финансовая 3. Научно-техническая 4. Социальная 5. Аграрная 6. Культурно-воспитательная 7. Демографическая 8. Охрана правопорядка   По способам осуществления государственной власти 1. Законодательная 2. Исполнительно-распорядительная 3. Судебная 4. Контрольно-ревизионная 5. Надзорная По объекту государственной деятельности 1. Представительство государства в мировом сообществе 2. Обеспечение безопасности страны 3. Отстаивание мира 4. Сотрудничество с зарубежными государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных и др.) 5. Сотрудничество с другими государствами, отвечающее национальным интересам

Наши рекомендации